Публикуем беседу с автором о его новом труде.
***
— Александр Владимирович, почему вы решили обратиться к анализу проблем такого политического движения как фашизм, ведь оно было разгромлено более 75 лет тому назад в ходе Второй мировой войны и в настоящее время законодательно запрещено во всех странах мира?
— Фашизм, действительно, был повержен 9 мая 1945 г. и повсеместно запрещен. Длительное время его возрождению препятствовал СССР, но после его распада фашизм быстро приобрел новые формы и возродился во всем мире. Существующие законы препятствуют распространению внешних проявлений фашизма: символики, текстов, почитания конкретных значимых политических фигур и самого движения. Свойственные же фашизму общественные отношения восстановились, а в ряде европейских стран стали господствующими. Этим объясняется актуальность предпринятого исследования.
— Что вы понимаете под фашизмом?
— О фашизме написаны тысяч серьезных исследовательских работ, но ни один автор не дают ответа на вопрос, что такое фашизм. Я в ходе своей работы над книгой пришел к выводу, что фашизм, это разновидность способа строительства нации, для которого характерны: господство титульного этноса над не титульными этносами; присвоение титульным этносом материальных ресурсов, созданных не титульными этносами; установление в обществе этнической иерархии, в которой на вершине социальной лестницы находятся члены титульного этноса, а у ее основания – члены не титульных этносов.
— Чем тогда фашизм отличается от других видов национального строительства?
— Фашизм есть господство и эксплуатация одним этносом других этносов. Я, условно, определил эти общественные отношения, как «коричневую» разновидность строительства такой формы этнической общности, как нация. Можно говорить о существовании «коричневого» проекта, поскольку фашизм дело рукотворное.
Буржуазия прибегает к «коричневому» проекту тогда, когда не может развиваться в рамках либерально-демократической политической формы, которую я условно определяю, как «белый» проект. «Белый» проект предполагает политическое и социальное равенство всех этносов в рамках одной нации.
«Коричневому» проекту противостоит «красный» проект, который нацелен на ограничение частного капитала, стремящегося к самовозрастанию любым путем, в том числе за счет этнической эксплуатации. «Красный» проект не допускает эксплуатацию одним этносом других, он интернационален.
Наконец, можно говорить о существовании «черного» проекта. При нем господствующий этнос превращает подчиненные этносы в рабов, идет на физическое уничтожение тех, кто не приносит прибавочной стоимости. Этот проект национального строительства обычно называют нацизмом.
— Какие выводы можно сделать в отношении развития ситуации в Европе начала-середины ХХ века при применении предлагаемого вами методологический подход к пониманию природы фашизма?
— Немецкая, австрийская, итальянская, венгерская, румынская, болгарская нации позже вступили на путь капиталистического развития, чем английская, французская, голландская, бельгийская нации. «Молодые» нации попытались перераспределить в свою пользу колонии от «старых» наций, но были в начале ХХ века разбиты и наказаны. Это закрыло для них возможность развиваться по «белому» проекту.
Наемные рабочие в «молодых» европейских нациях попытались реализовать «красный» проект, но потерпели поражение в сражениях с буржуазией. Буржуазия стала развивать «коричневый» проект национального строительства.
«Коричневый» проект предполагал сохранение частных капиталов, но установление государственного контроля за личными доходами капиталистов и накоплением капитала, создание новых рабочих мест и установление гарантированного уровня оплаты труда для всех наемных работников. Господствующий этнос должен был получить материальные ресурсы для первоначального накопления капиталов и для своего социального развития за счет ограбления этнических меньшинств, установления в отношении них ограничений на экономическую и социальную деятельность. В результате в обществе устанавливалась этническая иерархия с титульным этносом наверху и не титульными этносами внизу социальной лестницы.
Носителями «коричневого» проекта были прежде всего фашистские партии, которые развивались снизу и в них принимала участие не только буржуазия, но и крестьяне, наемные рабочие, служащие. Во главе государства становился глава партии – фюрер, дуче.
— Однако фашизм не всегда был порождением фашистских партий?
— Действительно, в 20-е-30-е гг. ХХ в. в Германии и Италии к власти пришли новые фашистские элиты, которые опирались на массовые фашистские движения. Они сильно подвинули у власти буржуазию и бюрократию.
В Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии правящая буржуазия, при поддержке землевладельцев-дворян, сама сформировала сверху массовые партии, которые были ей полностью подконтрольны и выполняли функции подавления и ограбления этнических меньшинств. Опиралась при этом буржуазия на существующий государственный аппарат, а чрезвычайными полномочиями наделяла королей или диктаторов-регентов. Создаваемые снизу фашистские партии буржуазия рассматриваемых наций к власти не допускала и даже преследовала их руководство, как опасную конкурирующую политическую силу. Социальные институты в этих «молодых» нациях распространяли не классические фашистские идеи, а консервативные идеи, которые черпались из религиозных доктрин. Полного тоталитарного контроля над всеми членами общества в этих странах не существовало.
— Какая еще «добавленная» стоимость появилась в результате предпринятого исследования?
— Стало возможным провести деление между фашизмом и нацизмом. В качестве радикального варианта выхода из общественного кризиса буржуазии предложила «черный» проект. Его носителем, как отмечалось, были нацистские партии. Нацисты, в отличии от фашистов, предлагали не только грабить инородцев, но и порабощать их. Сопротивляющиеся или негодные к труду инородцы подлежали уничтожению. Этот проект требовал внешней агрессии, как основного источника материальных ресурсов и рабов.
«Черный» проект стал реализовываться в Германии и Австрии после 1938 г., в конце 1943 г. нацистские порядки установились в Итальянской социальной республике. В конце 1944 г. нацизм установился в части Румынии (режим Х. Симы) и в части Венгрии (режим Ф. Салаши). Во всех этих случаях фашизм трансформировался в нацизм под внешним силовым давлением немцев.
Нацизм имел своим результатом установление в обществе уже не этнической, а расовой иерархии, то есть при нем титульный этнос получал статус высшей расы, а все остальные этносы — статус низшей расы. Низшая раса в данном контексте это все инородцы, на которых направлена политика порабощения и уничтожения. В рамках расовой иерархии невозможен переход индивидов с низших социальных позиций на высшие даже при условии принятия духовных ценностей и верной службы господствующему этносу.
— «Коричневые» проекты по-вашему существовали только в упомянутых вами странах?
— Нет. Во главе части покоренных во время войны европейских наций немецкие нацисты поставили местную фашистскую элиту. В исследовательской литературе эту элиту называют нейтральным термином коллаборационисты – сотрудничающие с оккупантами. Однако новые правящие элиты были по направленности своих действий фашистскими. Эти элиты трансформировали свои нации в фашистские. Этот тип фашизма мне пришло в голову определили, как «индуцированный», то есть внесенный в нацию силой извне.
Как показывает изучение фактов строительства таких «молодых» наций, как хорватская, чешская и словацкая «индуцированный» в них фашизм служил, прежде всего, интересам немецкой нацистской нации. В силу этого рассматриваемые нации «индуцированного» фашизма становились «сателлитами» немецких нацистов в реализации внешнеполитической агрессии последних.
Нации-сателлиты поставляли немцам производимую ими продукцию, в том числе военную, направляли в Германию своих членов на принудительные работы, боролись с противниками фашистского режима у себя в стране, оказывали немцам поддержку вооруженными силами, отправляли добровольцев в войска Ваффен СС. Они участвовали в уничтожении неугодных немцам евреев и цыган.
Взамен нации-сателлиты получали от немцев определенные выгоды: право на сохранение или даже создание своей государственности; право на сохранение этнической идентичности; право дискриминировать, грабить, депортировать, уничтожать собственные этнические меньшинства. Колониями на оккупированных территориях немцы нации-сателлиты не наделяли. Тем не менее, полученные статусные и материальные выгоды позволяли правящим фашистским элитам привлекать на свою сторону часть масс и формировать из них «индуцированные» фашистские нации. Какая-то часть масс в рассматриваемых нациях оставалась при этом под влиянием либерально-демократических и коммунистических элит, действовавших в подполье.
— Какие еще выводы вы делаете в своей книге?
— Часть завоеванных в ходе войны европейских наций немецкие нацисты изначально обрекали на полную или частичную ассимиляцию, закрепощение, порабощение, частичное или полное уничтожение. Государственность или даже самоуправление им не сохранялись или не предоставлялись. Однако в среде этих этносов немецкие нацисты находили элиты, которые соглашались им служить за получение хоть какого-то социального статуса в установленной расовой иерархии, за небольшие доходы. Действовали эти элиты фашистскими методами, но совсем не ради своего собственного этноса. Напротив, они уничтожали свои либеральную и коммунистическую элиты, интеллигенцию, разрушали свои социальные институты, свою культуру. Я обозначил этих людей, как сервильные фашистские элиты, поскольку немцами им отводилась только роль военных слуг – сервов. В советской публицистической литературе эти фашистские элиты чаще всего именуют нацистскими «подручными» или «пособниками».
Немцы находили «подручных», как среди покоренных «молодых» наций, так и среди членов советской нации. Они участвовали в реализацию «черного» немецкого проекта и помогали поставить на службу немцам свои собственные народы. Возможности реализовать свои собственные «коричневые» проекты немцы этим элитам не предоставляли.
— Большое спасибо. А где можно приобрести книгу?
— Электронный вариант книги будет распространяться свободно в интернете, в том числе я предоставлю его и РНЛ. Хочется, чтобы с ним ознакомилось как можно большее число читателей.
Однако читать почти 800 стр. достаточно сложного научного текста онлайн достаточно сложно. Поэтому «Книжное издание» будет продавать типографский вариант в российской сети электронной торговли. Там уже есть, к примеру, моя исторически-приключенческая книга для молодежи «Битва при Молодях».