Качество выборов напрямую влияет на качество управления, а в конечном счёте и на уровень благосостояния граждан. Каковы итоги выборной кампании в местные органы власти в АТО Гагаузия?
Выборы в местные органы власти АТО Гагаузия, как и по всей Молдове, проводились на базе электронного реестра избирателей РМ. В избирательные списки к 20.11.2019 года были включены 131 108 избирателей. Из них проголосовало 58 284 избирателя или 44,4% от общего числа избирателей, включённых в единый электронный реестр избирателей. Кстати, на выборах башкана 30.07.2019 года число проголосовавших составило 54 109 избирателя, что на 4 175 меньше, или 41,2% от общего числа избирателей, включённых в единый электронный реестр избирателей РМ. Видимо, выборы примаров в АТО Гагаузия пользуются большей популярностью у гагаузских избирателей, нежели башканские. Да и избирательные участки закрылись точно в 21.00, без анекдотических отклонений.
За 26 победивших на выборах примаров АТО Гагаузия проголосовало 41 663 из 58 284 избирателей, принявших участие на выборах, или 31,7% от числа всех избирателей, включенных в единый республиканский реестр избирателей. Следовательно, текущий примарский корпус Гагаузии сформирован примерно одной третью от числа всех избирателей.
Для сравнения: за башкана 30.07.2019 года проголосовало 49 742 избирателя или 37,9% от числа всех избирателей, включенных в единый республиканский реестр избирателей. Но выборы башкана проводились на основе избирательных списков, составленных примэриями АТО Гагаузии, без какого-либо утверждённого нормативного акта, регламентирующего порядок его составления, что, по сути, является инклюзивным нонсенсом. Отсюда и сомнения в корректности утверждения, что башкана поддержали 92% избирателей Гагаузии. Тут же вспоминается крылатая фраза, приписываемая И.В. Сталину: «Не важно сколько проголосовало, главное, как посчитали». В приведенной ниже таблице это наглядно продемонстрировано:
Особый интерес вызывает соотношение числа проголосовавших к общему числу избирателей, внесённых в единый реестр избирателей РМ. Эти цифры разнятся от 62,8% в Карболии и до 35,2% в Гайдарах. При этом, только в 7 примэриях АТО Гагаузия процент проголосовавших от общего числа избирателей, внесённых в единый реестр избирателей РМ, превысил 50%. В остальных 19 примэриях эта цифра составила менее 50%. Данные, приведенные в следующей таблице, проанализированы на основании протоколов Центральной избирательной комиссии РМ.
Напрашиваются следующие выводы.
В населённых пунктах АТО Гагаузия, где процент проголосовавших от общего числа избирателей, внесённых в единый электронный реестр избирателей РМ, не высокий, либо высокая миграция (избирателя попросту нет на месте), либо часть избирателей проявила равнодушие, потенциал электората остался скрытым и неиспользованным. Конечно, есть существенные вопросы и к качеству избирательных списков, но опосредованно можно судить о приблизительной цифре мигрантов. Эта цифра угрожающая - около 50% избирателей.
Легитимность избранной власти и её устойчивость во многом определяются долей поддержавших к общему числу избирателей. Исходя из анализа таблицы, ни в одной примэрии Гагаузии ни один примар не заручился поддержкой более половины избирателей, включённых в единый электронный реестр. Самый высокий показатель, и это 49,7%, у примара Буджака Дудогло Н. Н. Средний показатель по Гагаузии 31,7%. Лишь каждый третий избиратель Гагаузии поддержал лидера выборной гонки.
Сравнительный анализ между примэриями АТО Гагаузия и РМ не менее интересен. Выводы таковы: примарский корпус АТО Гагаузия более стабилен, чем примэрии в РМ. Так, в АТО Гагаузия с первого тура выиграли 21 примар или 81% от общего числа примарского корпуса, из них 16 примаров представители предыдущего состава. В итоге, в АТО Гагаузии из 26 примаров, 18 предыдущего состава, 8 новоизбранные. В РМ же с первого тура победу обеспечили только 56,5% примаров.
Данные выводы представлены и в следующих диаграммах:
Если говорить о партийной принадлежности примаров в АТО Гагаузия, то картина следующая: из 26 примаров 17- партийные, 9 - независимые. Из 17 партийных примаров: 13 – ПСРМ, 3 – Наша партия, 1 – Блок АКУМ.
Соотношение партийных и независимых примаров наглядно можно просмотреть здесь:
Многие справедливо думают, что партийная принадлежность примара есть не что иное как инструмент по пробиванию трансфертов из центрального и регионального бюджетов. При нынешней монополии на бюджет отдельных партий и/или региональных чиновников, это точка зрения вполне соответствует действительности. Но следует понимать, что любое пробивание финансов себе влечет за собой несправедливое распределение другим. Очевидно, что при подобном соотношении партийных и независимых примаров процесс распределения финансов на региональном уровне станет острее. Хотелось бы, чтобы стремления избранного примара справедливо служить и защищать интересы сообщества были выше желания прикрывать идеологическую оболочку той или иной партии.
Примар с. Бешгиоз, Готишан Н.Г.