Ирина Влах победила на выборах башкана Гагаузии, которые прошли в минувшее воскресенье, 30 июня. Её результат составил почти 92% при явке в 50,35%. Получилось на грани: для признания выборов состоявшимися явка должна была составить 50%.
Оппозиция настаивает на том, что выборы 30 июня должны быть объявлены несостоявшимися. Сторонники экс-депутата парламента от Демпартии Николая Дудогло – главного политического оппонента Ирины Влах – вели свой параллельный подсчёт на избирательных участках, и утверждают, что на выборы вышло только 48,5% избирателей.
Бюллетень превращается, превращается бюллетень…
Перед самыми выборами кандидатов в башканы неожиданно чуть не стало не четыре, а пять. В пятницу вечером, 28 июня, Апелляционная палата Кагула восстановила предпринимателя Василия Аладова в качестве кандидата в лидеры Гагаузии.
До этого гагаузский ЦИК дважды отказывал ему в регистрации. В Центральной избирательной комиссии автономии выявили многочисленные нарушения и неточности в подписных листах Аладова. Но на этот раз Центризбирком был вынужден исполнить решение суда (времени на обжалование вердикта Апелляционной палаты Кагула в Высшей судебной палате оставалось очень мало), хотя председатель ЦИК Иван Комур и заявил, что ситуация “неоднозначная”.
Василий Аладов тоже оказался кандидатом неоднозначным. Подав документы на регистрацию в Центризбирком, 21 мая он сообщил в социальных сетях, что отказывается от дальнейшего участия в выборах главы автономии, потому что избиратели просят за свою роспись в подписных листах от 20 до 500 леев, а платить деньги за автографы он не собирается. Однако потом передумал, решив остаться в предвыборной гонке.
Когда Центризбирком дважды отказал ему в регистрации, Аладов принялся угрожать членам ЦИК и их семьям, заявив, что “каждый их день в Комрате станет адом”, а также пообещал выпить бутылку водки и на скорости 100 км/ч врезаться в машину действующего башкана Ирины Влах. Та в свою очередь призвала МВД взять под защиту членов гагаузского Центризбиркома и их семьи, и обвинила экс-депутата от Демократической партии Николая Дудогло в “заказе” участия Аладова в избирательной кампании. Дудогло в ответ сказал, что это “смешно”.
В четверг, 27 июня, то есть за день до заседания Апелляционной палаты Кагула, Василий Аладов написал в соцсетях, что не собирается идти 30 июня на выборы. “Не вижу смысла идти на выборы, итоги которых ЦИК заранее сфальсифицировал”, - было написано на его странице. Однако уже на следующий день он активно призывал избирателей автономии идти к урнам для голосования: “Не надо бояться выборов, наши граждане сами разберутся, кто имеет достойное право руководить регионом”.
Из-за решения кагульской Апелляционной палаты печатать бюллетени для выборов башкана пришлось в самый последний момент. Первоначально планировалось, что их начнут печатать утром в пятницу, 28 июня, на государственном предприятии “Центральная типография”. Всего планировалось выпустить 107 499 бюллетеней: 101 669 – на русском языке, 3 108 – на гагаузском и 2 722 – государственном. Однако в Центризбиркоме автономии решили отложить печатание бюллетеней и подождать решения судебной инстанции. Апелляционная палата заседала долго: рассмотрение жалобы Василия Аладова было назначено на 10:00, а резолютивная часть была оглашена только в 18:30. В связи с этим печать бюллетеней была перенесена на субботу, 29 июня.Но и на этом история с бюллетенями не закончилась. В субботу, собравшись на заседание в срочном порядке, Высшая судебная палата всё же отменила решение кагульской Апелляционной палаты и сняла Василия Аладова с выборов. ЦИКу Гагаузии пришлось срочно собираться в день голосования, в воскресенье, в шесть утра (избирательные участки открывались в 7:00) для исполнения решения ВСП. Было решено в бюллетенях напротив фамилии Василия Аладова проставить штамп “выбыл”.
Таким образом, на пост башкана Гагаузии претендовало четыре кандидата: действующая глава автономии Ирина Влах, депутат Народного собрания, предприниматель Сергей Чимпоеш, экс-депутат НСГ и до недавнего времени советник башкана по юридическим вопросам Иван Бургуджи и муниципальный советник г. Комрат, активист партии “Девлет” Николая Дудогло Дмитрий Манол.
Мани, мани, мани…
Почти на протяжении всей предвыборной гонки кандидаты в башканы обвиняли друг друга в подкупе избирателей, членов Центризбиркома и прочей сопутствующей трате внушительных денежных сумм.
Например, в мае Василий Аладов в соцетях, не называя конкретных имён, сообщил, что его соперники платят людям от 300 до 1500 леев за роспись в подписных листах. А полторы недели назад он заявил, что “экс-башкан платит огромные деньги на оптовую покупку всех членов ЦИК для того, чтобы снимать своих конкурентов с выборов”.
В свою очередь Ирина Влах, второй раз баллотирующаяся на пост башкана, сообщила в Facebook, что представители Демократической партии на местах уговаривают людей не выходить на выборы и предлагают им по 500 леев.
“Публикую очередное sms, которое поступило от жителей села Ферапонтьевка: “Демократы из села не вылезают. Делают список тех, кто не выйдет на выборы и дают по 500 леев. Господин Дудогло! В очередной раз обращаюсь к вам: лучше эти деньги передайте нуждающимся людям”, - написала действующий башкан в соцсетях.
Сигналы о пресловутых “500 леях” и призывах не выходить на голосование поступали и с других мест. Кроме того, как писал портал Gagauzinfo, поступали и сигналы о том, что руководство целого ряда филиалов государственных структур и деконцентрированных служб в Гагаузии, назначенных при протекции Демократической партии, продолжает давить на своих сотрудников, требуя от них не выходить на выборы башкана.
В середине прошлой недели Ирина Влах опубликовала открытое письмо к руководству этих учреждений, смысл которого сводился к следующему: “Политической крыши у вас больше нет” и “Любая попытка принудить ваших сотрудников не голосовать 30 июня будет задокументирована и передана в правоохранительные органы”. Открытое письмо действующего башкана было адресовано главе офиса Госканцелярии в Комрате, ректору Комратского госуниверситета, главе Агентства регионального развития Гагаузии, директорам предприятий “Гагауз-газ” и “Почта Молдовы”, директорам мультифункциональных центров в Комрате, Чадыр-Лунге и Вулканештах и прочим руководителям госслужб и госпредприятий автономии.Оппозиции тоже было, что сказать. Накануне выборов на сайте gagauzyeri.md появилось обращение некоей группы предпринимателей, которые на условиях анонимности решили повлиять на “безобразие и беззакония, происходящие в Гагаузии” и “внести свой непосильный вклад в борьбу против главного зла – фальсификациях на выборах”. Для этого данная “инициативная группа” предложила денежное вознаграждение в размере 10 тыс. леев за предоставление фактов фальсификаций, а именно: выносе бюллетеней за пределы избирательных участков, повторном голосовании и прочее. Телефоны для “горячих звонков” прилагались.
А уже в день выборов соперник Ирины Влах в избирательной гонке, член народно-патриотического союза “Девлет” Дмитрий Манол обвинил действующего башкана в подкупе избирателей. Манол заявил, что сторонники Влах раздавали по 200 леев (по другой информации по 500-1 тыс. леев) для того, чтобы избиратели вышли на выборы и проголосовали за неё. И хотя в качестве доказательств были представлены выдержки из соцсетей (“Этот человек находится в Москве, но ему из Комрата пишут, что ходят по дворам и раздают деньги”) и информация одного из жителей Комрата о том, что он что-то видел, Манол направил жалобу в Центризбирком Гагаузии и подал заявление в прокуратуру автономии, потребовав в срочном порядке снять кандидатуру Ирины Влах с выборов башкана.
Как Ирина Влах стала “кандидатом власти”
Сторонники главного политического оппонента Ирины Влах - Николая Дудогло, наверное, уже не раз пожалели, что передвинули дату выборов башкана с 19 мая на 30 июня – уж слишком кардинально изменилась ситуация в стране между этими датами.
Все четверо нынешних кандидатов в башканы Гагаузии традиционно шли на выборы как независимые кандидаты, хотя о политических пристрастиях претендентов и стоящих за ними политических силах все в автономии прекрасно знают. Да кандидаты этого, собственно, и не скрывали.
Ещё в октябре прошлого года в эфире одного из центральных телеканалов Ирина Влах заявила, что на выборах башкана автономии будет баллотироваться в качестве независимого кандидата, при поддержке Партии социалистов.
“В 2015 году я обязалась никогда не баллотироваться от какой-либо партии на выборах башкана, чтобы быть башканом для всех жителей автономии. Я баллотировалась в качестве независимого кандидата, хотя меня поддерживала Партия социалистов. Так будет и в 2019 году – я буду независимым кандидатом, а ПСРМ будет меня поддерживать”, - сказала она.
Если бы выборы башкана состоялись 19 мая, как планировалось первоначально, фаворит предвыборной гонки Ирина Влах шла бы на них как кандидат партии, не особо приближённой к власти. А вот за Николаем Дудогло и его сторонниками стояла правящая ДПМ, у которой уже был опыт отстранения от власти неугодного победителя выборов с помощью судебных инстанций: все мы помним историю годичной давности, как Андрей Нэстасе не стал мэром Кишинёва. Представители Демпартии в автономии особо и не скрывали своих планов на эти выборы.
Чтобы не допустить переизбрания Ирины Влах на пост башкана, сначала они в срочном порядке изменили избирательное законодательство: опираясь на положения Уложения Гагаузии 1998 года, подняли явку на выборах башкана в первом туре до 50%. 50% - это очень высокий показатель не только для маленькой Гагаузии, но и для любого большого государства. “Я в Европе почти не знаю такой высокой явки для валидации”, - удивился в соцсетях политический аналитик Андрей Попов.
Также сторонники Николая Дудогло попытались законодательно изменить формирование списков избирателей на выборах башкана: чтобы они формировались на основе Государственного реестра избирателей РМ, а не на основе списков, составляемых примэриями населенных пунктов по фактическому населению, постоянно проживающему в Гагаузии, поскольку списки избирателей на выборах башкана и на парламентских выборах разнятся почти на 20 тыс. человек.
И, наконец, ими была передвинута дата выборов башкана – с 19 мая на 30 июня. Вся эта комбинация сводилась к следующему: 30 июня – это “мёртвый” летний сезон, тем более, что в Гагаузии весьма высокий уровень оттока населения. 50% - весьма высокий порог явки: на уровне Республики Молдова этот показатель давно уже сокращен до 30%. Партии Николая Дудогло “Новая Гагаузия” и “Девлет” бойкотируют выборы башкана, а назначенное правящей ДПМ руководство госпредприятий и госучреждений в автономии запрещает своим сотрудникам выходить на голосование. В итоге выборы 30 июня объявляются несостоявшимися, так как нужный порог явки благодаря всему вышеизложенному не достигнут. Повторные выборы, которые должны состояться через две недели, тоже проваливаются. В итоге Ирину Влах отстраняют от должности башкана.
Если же 30 июня удаётся преодолеть явку в 50%, то результаты выборов башкана оспариваются в суде, используя в качестве повода проблему с формированием списков избирателей, и обвинив действующего главу автономии и “карманный” ЦИК в фальсификации итогов голосования. Как заявлял представитель “Девлета” Василий Нейковчен, “даже если выборы состояться, и госпожа экс-башкан попытается продавить их и вновь стать башканом, это послужит одним из оснований для судебных разбирательств и отмены итогов выборов как таковых”. А процедура отмены, напомню, уже была опробована Демократической партией на Андрее Нэстасе и на прошлогодних местных выборах в Кишинёве.
Но тут в выстроенный план гагаузских демократов вмешался один неучтённый, но весьма существенный фактор: в начале июня в Кишинёве сменилась власть. Теперь Молдовой управляет коалиция ПСРМ-блок ACUM, а ещё вчера казавшаяся незыблемой Демократическая партия разваливается и закрывает свои офисы.
То есть, если бы выборы башкана, как первоначально и планировалось, состоялись 19 мая, план гагаузских демократов вполне мог бы и осуществиться, но к 30 июня фаворит предвыборной гонки Ирина Влах уже стала неофициальным “кандидатом власти” со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Это “полный беспредел”
Согласно предварительным итогам голосования на выборах башкана Гагаузии, за Ирину Влах отдали свои голоса 91,93% вышедших к урнам для голосования избирателей, Сергей Чимпоеш получил 7,27%, Иван Бургуджи – 0,89%, а Дмитрий Манол – 0,64%.
Ирина Влах и её команда празднуют победу и принимают поздравления. Одними из первых переизбранному башкану позвонили президент Игорь Додон и вице-премьер РФ, спецпредставитель президента России по развитию торгово-экономических отношений с Молдовой Дмитрий Козак, который поздравил Ирину Влах “с убедительной победой”.
Оппозиция называет итоги прошедших выборов “полным беспределом” и требует их отменить. В воскресенье ночью перед Центризбиркомом Гагаузии состоялся немногочисленный митинг протеста, на котором кандидат в башканы Дмитрий Манол заявил, что выборы 30 июня должны быть объявлены несостоявшимися.
“Мы вели параллельный подсчёт – через каждый час собирали с избирательных участков данные. И по нашим подсчётам для того, чтобы выборы состоялись не хватило 1706 голосов. На выборы вышло 48,5% избирателей, не хватило 1,5%. Но они не закрывают избирательные участки – уже 22:00, а должны были закрыть в 21:00. Это абсолютный беспредел. Я завтра поеду к премьер-министру и буду ждать в коридоре, на улице, но они должны прекратить этот беспредел – выборы не состоялись!”, - говорил Дмитрий Манол на телевизионные камеры.
Правда, “абсолютный беспредел” в виде того, что на некоторых избирательных участках выборы были продлены от 30 минут до 1 часа, предусмотрен местным законодательством: согласно ст.53 ч.7 Избирательного кодекса Гагаузии, “избирательное бюро принимает решение о продлении не более чем на два часа времени голосования с тем, чтобы дать возможность всем избирателям, стоящим в очереди в соответствующем избирательном участке, реализовать свои конституционные права, и информирует об этом окружной совет и Центральную избирательную комиссию Гагаузии”. Тем не менее, оппозиция намерена опротестовать результаты выборов и добиваться их отмены.
“Представители оппозиции нагнетают обстановку, упирая на то, что мол не везде вовремя закрылись избирательные участки. Не располагая сильным кандидатом, который мог бы составить Ирине Влах конкуренцию в открытой борьбе, они сделали ставку на срыв выборов. Перенесли дату на 30 июня и повысили порог явки (50%+ давно уже нигде нет, если не ошибаюсь). Теперь подсчитывают минуты и доли процентов, не понимая, насколько всё это выглядит для них недостойно и разоблачительно. Ещё и бузотёров подогнали к зданию местного ЦИК. Давят на психику. Практически, повторение сценария 8-14 июня. В лучших традициях Демпартии. Ну не могут эти люди бороться более-менее честно”, - написал в соцсетях политолог Зураб Тодуа. А один из гагаузских журналистов, комментируя ситуацию, лаконично отметил: “Дмитрий Манол представил 2 тыс. подписей в его поддержку. А проголосовало за него только 346. И этим всё сказано”.
Ксения Флоря