Сельские жители Молдовы привыкли строить дом собственными руками, вкладывая деньги и энергию всю жизнь. Но изменения климата заставляют людей изменить обычаи стройки жилья. Так, 20% поверхности Республики Молдова оказалась под угрозой оползней, поглощая дома, огороды, деньги и спокойствие жителей этих регионов. Все больше выкорчеванных деревьев, все больше проливных дождей приводят к активизации оползней. Участки под строительство домов без геологической экспертизы грунта
Село Баурчи находится в оползневой зоне, где встречаются от трех до пяти оползней на 10 кв. км. В этом населенном пункте 2150 домов. 60 из них расположены на двух улицах, где земля в прямом смысле уходит из-под ног. Местные жители говорят, что построили свои дома в конце 1980-х годов. Тогда было трудно получить земельный участок под строительство дома и люди соглашались на любые возможности. Участки предоставлялись местной публичной администрацией без проведения геологической экспертизы.
Никаких специальных разрешений на строительство не требовалось.
По словам Бориса Новака, главы Южного управления технического надзора, подчиненного Министерству экономики и инфраструктуры, обязательство иметь разрешение на строительство дома было введено начиная с 1996 года, вместе с принятием закона о разрешении проведения строительных работ. «Если дома были построены более 20 лет назад, разрешения на строительство не требовались, и таких требований не было», – отметил Новак. По его словам, чтобы оценить, можно или нет строить дом на участке, необходимо провести геологическое исследование грунта и установить глубину грунтовых вод.
Деревья, вместо геологического исследования
Местные жители говорят, что оползни в этом районе усилились в 2009-2010 годах. После проливного дождя оползни усилились и продолжаются по сей день. Оползни происходят особенно в дождливые времена года.

Фото: Ziarul de Gardă
Если бы я знал о риске оползней…
Петру Терзи, 34 года, живет в доме своих родителей.. Оползни приближаются со стороны огорода, где больше половины посаженой продукции разрушено. «Родители дважды ремонтировали дом, и я с братом один раз», – говорит молодой человек. Хотя несколько месяцев назад он замазал все трещины, дом снова покрылся ими. Если бы он знал об оползнях в этом районе, он не стал бы вкладывать средства в ремонт дома и купил бы квартиру в городе. Сейчас уже денег на покупку нового дома нет, а этот больше нет смысла ремонтировать.
Фото: Ziarul de Gardă
Екатерина Афатарлы получила землю под строительство дома в 1984 году. Тогда никто не просил никакого разрешения на строительство, а в местной администрации им не сказали, что участок может пострадать от оползней. Из-за них дом, где она живет с мужем, нуждается в ремонте каждый год, но этих мер тоже недостаточно. «Куда нам идти? У детей есть свои проблемы. Нам некуда идти», – говорит женщина.
По ее словам, государство предложило им сумму в 100.000 леев (около $5750) в качестве компенсации за разрушающееся имущество. «Мы отказались от этой суммы, потому что боялись, что останемся без дома. Эта сумма выплачивается нам при условии, что мы должны покинуть жилье, но этих денег недостаточно, чтобы построить или купить дом», – объясняет женщина.
Фото: Ziarul de Gardă
Жительница села, Юлиана Пачи, получила новый участок под строительство другого дома, потому что тот, в котором она живет, больше нет смысла ремонтировать.