Экс-президент Молдовы Игорь Додон стал фигурантом дела по нескольким статьям Уголовного Кодекса, в том числе, и по статье «Измена Родине».
24 мая по «делу Додона» правоохранительные органы провели 10 обысков в помещениях и в трех автомобилях, после чего экс-президента задержали на 72 часа. На данный момент Игорь Додон находится под домашним арестом.
Примечательно, что Игоря Додона задержали в день пятидесятилетнего юбилея действующего президента страны Майи Санду. Сама президент, при этом, заявила, что узнала о задержании Додона из прессы, находясь в американском Бостоне.
По поводу ареста Игоря Додона уже высказались все кто угодно. И даже за рубежом. От официального представителя МИД России Марии Захаровой до главы миссии Европейского Союза в Молдове Янис Мажейкс. Мы сознательно поляризируем их мнения. В первом случае было сказано, что началось преследование инакомыслящих. Во-втором – заметили, что закон превыше всего, но не надо при этом усердствовать в возбуждении уголовных дел на политических противников. Позиции у обоих полюсов примерно одинаковы.
Что же касается реакции на арест бывшего президента страны в самой Молдове, то стоит обратить внимание особое внимание обратить на сопротивление, которого уже давно не было. Закипел Кишинев, закипела Гагаузия и другие регионы.
Кстати, арест бывшего президента Молдовы не единственный факт, который нынешняя оппозиция расценивает, как репрессии со стороны властей. Был снят с должности и взят под стражу генеральный прокурор Молдовы Александр Стояногло. Опять же, первой отреагировала Гагаузия, что и вполне естественно, теперь уже бывший руководитель Генеральной прокуратуры – выходец из автономии и гагауз по национальности. Поэтому власти АТО Гагауз-Ери не замедлили заявить, что Кишинёв избавился от единственного представителя гагаузского народа в руководстве государством. Если дело и дальше так пойдёт, то, возможно, что Гагаузия снова объявит, что покидает Молдову.
Политические репрессии могут спровоцировать и ещё два региона страны на сепаратистские действия. Депутаты парламента, где главенствуют представители пропрезидентской PAS, сняли неприкосновенность с лидеров партии «Шор» самого Илана Шора и его заместителя на посту председателя Марины Таубер. На них тоже заведены уголовные дела, которые в Молдове большинство считает политическими. Партия «Шор» пользуется большой поддержкой населения двух районов страны – Бельцком вместе с городом Бельцы (второй по величине в Молдове) и в Оргеевском. В этом году молдавские власти уже отметились борьбой с партией «Шор». После первого тура Марина Таубер была исключена из борьбы за место примара (мэра) Бельц. Якобы, как она использовала для предвыборной агитации парламентскую трибуну и партийные деньги. Меж тем, ей не хватило десятой доли процента для того, чтобы второго тура не было. Этот факт говорит о безусловной поддержке партии «Шор» в Бельцах. Дело в том, что это русскоязычный город. Партия, основанная молдавским бизнесменом и бывшим мэром Оргеева Иланом Шором, позиционирует себя, как пророссийская и промолдавская. Такую же позицию занимает и нынешний Блок коммунистов и социалистов. Хотя к нему доверие и подорвано из-за попыток и одних и вторых при нахождении у власти сформировать коалиции с прозападными партиями.
Игорь Додон во время своего президентства пытался строить восточный вектор своей политики путём постепенного встраивания Молдовы в евразийские структуры. При нём Кишинёв получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Возможно, что было бы получено и полноценное членство в этой международной организации. Меж тем, нынешние молдавские власти пытаются скомкать и достижения на евразийском поле Игоря Додона и его предшественников. В молдавских верхах зашли разговоры о выходе из СНГ. На последнем саммите глав государств и правительств стран-членов Содружества независимых государств Кишинёв не был вообще представлен. Зато Майя Санду успела подать заявку на вхождение Молдовы в Евросоюз. Она будет долго рассматриваться. Этого не скрывают и политики из государств, входящих в ЕС. Повторимся, что за Санду с её соратниками и единомышленниками меньшинство в самой Молдове. Если смотреть электоральную карту страны с последних выборов, то обозначились не то, что отдельные районы, а плотно друг к другу прилегающие целые регионы Молдовы, где ни саму её, ни её сподвижников не хотели бы видеть у власти. Опасный синдром для страны, где уже есть отколовшееся Приднестровье.
Тем временем в стране начались акции протеста. Их участники кроме требований прекратить преследование оппозиции выдвигают и социально-экономические. До чего дойдут протестующие, мы увидим скоро…И не стоит забывать, что зима близко… Наконец, масла в огонь подливает замаячившая на горизонте цензура, установленная молдавским парламентом в отношении российских новостей.