Прошло 100 дней с момента, когда режим президентки Майи Санду незаконно, по беспределу сместил с должности и задержал генерального прокурора Александра Стояногло.
5 октября Высшему совету прокуроров, следователям и судьям понадобилось всего несколько часов, чтобы выдвинуть против Стояногло обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса и упрятать за решетку.
Целью режима было смещение неугодного руководства органов прокуратуры, включая генпрокурора, и замена их на своих лояльных ставленников. Эта задача была выполнена, а дальше можно ничего и не делать. Исполнение обязанностей генпрокурора может продолжаться до 12 месяцев, до истечения этого срока времени еще много, и что-нибудь они придумают.
Тем более, что думают они, как выясняется, не сами. Оказывается, при президентке и при ее правительстве действует целая «Миссия советников Европейского Союза высокого уровня», которые занимаются в том числе стратегическим планированием, реформой юстиции и прокуратуры и борьбой с коррупцией. Умные европейцы подскажут своим кишиневским подопечным, как нейтрализовывать Стояногло и дальше, и как напустить еще больше демагогического тумана про «реформу юстиции».
За 100 дней те, кто сместил Стояногло с должности за несколько часов, ни на йоту не продвинулись в том, чтобы добиться рассмотрения выдвинутых против генпрокурора обвинений в судебных инстанциях и вынесения по этим делам хоть каких-нибудь решений. Нет никакого продвижения и по инициативе Санду о «внешней оценке» Стояногло. Зато появилось заключение Венецианской комиссии о том, что затеянные новой властью игры с прокуратурой, мягко говоря, не совсем соответствуют европейским понятиям о корректной юстиции. Но на мнение Венецианской комиссии «желтым» плевать, потому что для них цель оправдывает средства, и если экспертиза Совета Европы этому мешает, тем хуже для Совета Европы с его комиссиями.
Если бы Санду была адекватной главой государства, она хотя бы попыталась наладить конструктивное сотрудничество с генпрокурором, тем более, что Стояногло был для такого сотрудничества открыт и даже выдвинул целый пакет проектов по улучшению работы органов прокуратуры. Но Санду это было не интересно. Ей нужно было просто сместить Стояногло, его замов и заменить их на послушных «желтых» марионеток. Она поступила точно так же, как в свое время поступал беглый олигарх Владимир Плахотнюк. Санду вообще не способна к сотрудничеству с кем бы то ни было. Она стремится подмять под себя все структуры власти, создать собственную систему «захваченного государства», а прокуратура, что неоднократно доказывал хозяин предыдущего «захваченного государства» Плахотнюк, - это важнейший инструмент в руках любого кондукэтора, который стремится установить тотальную единоличную власть. Президентка оказалась способной ученицей олигарха.
Санду неоднократно обвиняла Стояногло в том, что он «не показывает результатов по резонансным делам», «не ловит крупных коррупционеров». Стояногло 100 дней, как не руководит прокуратурой. В учреждении правят бал ставленники Санду и ее партии PAS. И где результаты их работы? Стояногло они упрятали за решетку за несколько часов, а что они сами сделали за 100 дней? Ничего они не сделали. Ловят каких-то мелких контрабандистов и чиновников, но по резонансным делам, по «акулам коррупции» результатов ноль. По «краже миллиарда» никакого продвижения вперед. В казну государства не возвращено ничего из украденного. Плахотнюк, Шор и другие «акулы коррупции» спокойно разгуливают по заграницам. Прокуратура объявляет, что нашла у Плахотнюка еще и самолет... Мэй-мэй-мэй, какое достижение! Еще прокуратура подтверждает, что видео с Шором, разгуливающим по торговому центру в Израиле — подлинное. Вот это успех! Шах и мат беглому осужденному депутату, с которого прокуроры и депутаты PAS сняли девять иммунитетов! (Как в том анекдоте: «Ходил на свидание с девушкой. Двадцать оргазмов!». - «А она?». - «А она не пришла»).
Статусные представители президентской партии обвиняли Стояногло в том, что он не возбуждает уголовное дело против экс-президента Додона по «делу о кульке». Всем понятно, говорили «хорошие люди», что в кульке были деньги, что это была взятка, что Плахотнюк коррумпировал Додона, какие еще нужны доказательства, они сами себя разоблачили, надо просто взять и засадить Додона по этому делу в тюрьму, но плохой Стояногло это дело блокирует. Стояногло 100 дней, как отстранен от должности. Почему за эти 100 дней «желтые» прокуроры не возбудили уголовное дело против Додона по эпизоду с «кульком»?
Вместо этого они достали из архивной пыли старое уголовное дело по закупке электроэнергии на Украине 10 с лишним лет назад, в котором якобы замешан и Додон. А еще эти пинкертоны нашли два ржавых контейнера, которые брат Додона якобы украл на Железной дороге и спрятал у себя на хуторе. При этом под носом у этих прокуроров действующая власть тратит миллиарды из госказны и из валютных резервов, которые непонятно на каком основании и по каким схемам уходят на оплату газа и электроэнергии, но эти аферы прокуроров вообще не интересуют. Они убеждены, что коррупция может быть «красной», «зеленой», «синей», но только не «желтой».
После снятия Стояногло с должности генпрокурора режим Санду не продвинулся ни на йоту в реформе юстиции и в борьбе с коррупцией. Зато эти закомплексованные аутисты, которые звонят в Москву через коммутатор в Берлине, добились «выдающихся успехов» в повышении тарифов на газ и коммунальные услуги, в росте цен на продукты питания и бензин, а также в заключении кабальных соглашений с МВФ, которые превращают Молдову в полигон для граничащих с геноцидом экспериментов над людьми по оголтелому социальному дарвинизму, а ее экономики и социальной сферы — в прикованного к аппарату ИВЛ инвалида без каких-либо шансов подняться с постели.
Формально, Стояногло и сегодня остается генеральным прокурором. Уволить его, будь то по уголовной статье, или за «неуд» по «внешней оценке», у этой власти пока не получается. Но и восстанавливать его в должности для Санду категорически неприемлемо. Президентка, как Ходжа Насреддин, ждет, когда или шах помрет, или осел сдохнет.
Если все это - «хорошие времена», то как выглядят времена плохие?
Дмитрий Чубашенко