И будет ли он возбуждать уголовное дело об узурпации власти? Поскольку острая фаза беспрецедентной и вопиющей истории вокруг генерального прокурора Александра Стояногло перешла в затяжную, — его перевели под тридцатидневный домашний арест, следует более внимательно разобраться в том, что произошло.
Политические причины ясны. Их обозначил сам Александр Стояногло во время предшествовавшей аресту пресс-конференции.
1. В 2019 году, после того как олигархи бежали из страны и парламент принял декларацию «О захваченном государстве», ПДС во главе с Маей Санду начали сотрудничать с рядом представителей и сторонников Влада Плахотнюка. Прежде всего, это Виорел Морарь, экс-глава Антикоррупционной прокуратуры. Доказательства в виде расшифровки телефонных переговоров, представленные генпрокурором, стали сокрушительным ударом по репутации Санду и ее партии.
2. Второе громкое разоблачение. Тогда премьер-министр и правительство (министр юстиции Олеся Стамате) все сделали для освобождения из тюрьмы Влада Филата, бывшего лидера ЛДПМ и одного из главных действующих лиц «кражи века». Виорел Морарь давал рекомендации руководству ПДС как переложить ответственность за освобождение Филата на ПСРМ.
3. Генпрокурор вскрыл существование скоординированных действий ПДС, НПО и «независимых» СМИ под руководством иностранных дипломатов, фондов, «внешних партнеров». То есть, представил определенные детали из практики внешнего управления Молдовой, о которой говорили политики, эксперты, журналисты. Получается, что иностранные государства и фонды вмешиваются во внутриполитические процессы в Молдове и являются действующими лицами в захвате (отчуждении) молдавского государства. Впервые об этом заговорил генеральный прокурор страны.
4. Атака на Александра Стояногло была организована лицами, имевшими то или иное отношение к «краже века». Майя Санду и Игорь Гросу были частью правительств, принимавших решение о выделении миллиардов банкам группы ВЕМ. А по данным генпрокурора родственник нынешнего министра юстиции Сергея Литвиненко проходит по уголовному делу в эпизоде по присвоению 100 млн. евро Victoriabank.
5. Ранее генпрокурор заявлял, что президент страны требовала возбуждения уголовных дел на политиков из оппозиции (Владимира Воронина, Игоря Додона, Зинаиду Гречаный).
Озвучив все эти моменты, Александр Стояногло «вызвал огонь на себя».
Безусловно, президент, правительство и депутаты ПДС говорят о других вещах. Ранее назначенный вести расследование прокурор Виктор Фортунэ назвал четыре эпизода в выдвинутых обвинениях: злоупотреблении служебным положением, превышении должностных полномочий, пассивной коррупции и даче ложных показаний компетентным органам.
Во время суда 8 октября речь зашла уже о пяти пунктах.
Однако следует признать, что борьба Майи Санду с Александром Стояногло началась после того как он неожиданно стал победителем открытого конкурса на должность генпрокурора в 2019 году, организованного министерством юстиции во главе с Олесей Стамате. Напомним, что оценивали кандидатов, в том числе, и международные эксперты. Тогда результаты конкурса были отменены, но Стояногло все-таки стал генпрокурором.
А теперь перейдем к юридической стороне дела.
Для того чтобы отстранить Александра Стояногло, Майя Санду и ее сторонники предприняли ряд системных действий.
Внесли изменения в закон «О прокуратуре».
Перетасовали состав Высшего совета прокуроров с тем, чтобы он мог принять нужное решение.
Некоторые юристы уже высказались о грубых нарушениях закона во время «отстранения Стояногло» и его аресте. В частности, экс-министр юстиции Станислав Павловский, экс-прокурор Кишинева Иван Дьяков, юрист Юрия Мэржиняну и другие указывали на многочисленные вопросы и нарушения уголовно-процессуального и административных кодексов при задержании генпрокурора.
Но мы с вами рассмотрим самый важный вопрос. 5 октября министр юстиции Сергей Литвиненко объявил, что Высший совет прокуроров отстранил от должности генпрокурора и его заместителей. Но так ли это? Действительно ли все руководство генпрокуратуры законным образом было отстранено от своих должностей?
Прежде всего, мы должны руководствоваться положениями Конституции РМ.
В статье 125 сказано:
«(1) Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета прокуроров на семилетний срок, который не может быть возобновлен.
(2) Генеральный прокурор освобождается от должности Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета прокуроров в соответствии с законом, по объективным причинам и на основе прозрачной процедуры.
(3) Назначение, перевод, повышение в должности и увольнение нижестоящих прокуроров осуществляются Генеральным прокурором по предложению Высшего совета прокуроров».
Выделим главное положение — освобождать, отстранять от должности генпрокурора может только президент. Что мы видели? Президент не издавала указа об отстранении Александра Стояногло от должности. Вместе с тем, 6 октября с.г. президент назначила ВРИО генпрокурора после соответствующего решения ВСП. Но как такое может быть? Это нонсенс. Так как теперь в Молдове есть действующий генеральный прокурор и ВРИО.
Мог ли Высший совет прокуроров самостоятельно освободить или отстранить генпрокурора от должности? Исходя из положений Конституции – нет. Но что сказано на этот счет в законе «О прокуратуре»?
В статье 56 говорится об условиях прекращения служебных отношений прокурора.
«Служебные отношения прокурора прекращаются:
a) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;
b) в случае освобождения от должности».
Как происходит освобождение от должности описано в Конституции – указом президента. А что сказано по пункту «а»?
Прекращение служебных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, описано в статье 57. В пункте третьем данной статьи говорится «Прекращение полномочий Генерального прокурора по основаниям, предусмотренным частью (1), констатируется указом Президента Республики».
Также существует статья 58 закона « О прокуратуре», описывающая освобождение прокурора от должности. В пункте шестом говорится «Генеральный прокурор может быть досрочно освобожден от должности Президентом Республики в случаях, предусмотренных пунктами a), d), g), h), i) и j) части (1). В случаях, предусмотренных пунктом h) части (1), освобождение Генерального прокурора от должности осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного решения или решения Высшего совета прокуроров».
Таким образом, отстранение или освобождение генпрокурора от должности предполагает только один механизм – указ президента РМ.
Но указа не было. Поэтому Александр Стояногло продолжает оставаться генпрокурором республики Молдова.
А теперь что касается его заместителей, также отстраненных от должностей. Как мы помним, об этом заявил министр юстиции Сергей Литвиненко. Он сослался на решение Высшего совета прокуроров.
А что сказано об этом в законе? В уже упоминавшейся статье 58 описан порядок освобождения от должности и заместителя генерального прокурора. Освобождение происходит на основании указа генерального прокурора. Высший совет прокуроров самостоятельно не может уволить заместителя генерального прокурора.
Существовал ли в момент, когда министр юстиции Сергей Литвиненко объявил об освобождении от должностей заместителей генерального прокурора соответствующий приказ генпрокурора? Нет.
Его и не могло быть, так как по версии министра юстиции сам генпрокурор был «отстранен». Но мы знаем, что по закону им остается Александр Стояногло. Но он никаких приказов об увольнении заместителей не подписывал.
В итоге мы получаем ситуацию, когда в Молдове произошла узурпация власти министром юстиции и Высшим советом прокуроров. Генеральный прокурор и его заместители незаконно освобождены от должностей.
И вместе с тем, из-за отсутствия указа президента Александр Стояногло и его заместители по-прежнему занимают свои должности.
Молдова превратилась в территорию абсурда и тоталитарную страну, где могут незаконно отстранить от должности и посадить даже генерального прокурора.
За 30 лет независимости в нашей стране было совершено много громких преступлений. В них участвовали политики и государственные чиновники высокого ранга. Однако за преступлением никогда не следовало наказание. Это и есть ответ на вопрос, почему нечто из ряда вон выходящее могло случиться с генпрокурором Молдовы Александром Стояногло.
Однако Александр Стояногло может положить конец этой практике. Он, либо его заместители вправе возбудить уголовное дело о злоупотреблении служебным положением и узурпации власти нынешним руководством Молдовы. Иначе порочный круг никак не разорвать.
Сергей ТКАЧ