Первые шаги новой власти в лице партии «Действие и солидарность» (PAS) после получения ею всей полноты власти в стране вызвали неоднозначную реакцию. Ряд НПО и некоторые эксперты раскритиковали правящую партию за поспешность и нетранспарентность при принятии ряда законов и поправок, касающихся сферы юстиции. Политический аналитик Дионис Ченуша в колонке, написанной для NM, проанализировал дебют правления PAS, а также сильные и слабые стороны новой власти.
Без малейшего преувеличения можно утверждать, что новое правительство на деле, а не на бумаге взялось за реформы. Возникают, однако, вопросы по поводу методов, которые избрала новая правящая партия.
Все согласны с тем, что приоритеты, которые обозначила партия «Действие и солидарность», имеют исключительную важность. В первую очередь, в обществе есть полное согласие, что без борьбы с коррупцией страна не сдвинется с мертвой точки и даже более того — станет недееспособным государством. Поэтому большинство граждан поверили в антикоррупционный лозунг президента Майи Санду и её партии. Именно Санду помогла партии «Действие и солидарность» победить на выборах. Политическая поддержка Запада также сыграла в этом немалую роль.
Ещё больше помогла диаспора, которая живет на Западе. Последняя, благодаря личному опыту за пределами Молдовы, знает, что государство может и должно функционировать без коррупционных схем. Именно благодаря этому пониманию многие возложили огромные надежды на правление PAS.
Обещанные новой властью изменения состоят, в первую очередь, в выстраивании и действии существующих правил. Результатом должно быть улучшение правления, больше денег в бюджете и, как следствие, повышение качества госуслуг.
Вместо обещанной гражданам и внешним партнерам игры по правилам партия власти пытается поменять их — в спешке и по своему личному желанию, в непрозрачной манере, без тесного вовлечения в этот процесс гражданского общества и других акторов. Следствием этого стала реакция ведущих НПО на то, что PAS хочет принять несколько важных законов, в том числе касающегося Центра борьбы с коррупцией. Делается это по-быстрому, то есть в обход принципов прозрачности.
В других случаях представители PAS интерпретируют существующие правила как «абсурдные» — если они касаются их рядов. Последний тип поведения был заметен со стороны министра юстиции Серджиу Литвиненко, для которого нарушение премьером Натальей Гаврилицей правил декларировании многомиллионного имущество (дома, в котором она проживает) не является проблемой. Наоборот, он настаивает, что проблема — в существующем законе. Литвиненко не использовал бы такого рода интерпретацию, если бы это не касалось его однопартийца.
Отсутствие самокритичности — одна из слабостей PAS, которую партия должна воспринять всерьез и побороть. Без самокритичности и открытости к критике со стороны других, из чего должно следовать изменение в поведении, реализация сложных реформ будет непростым делом.
Другой важный аспект, с которым PAS справляется плохо, — это понимание принципов правового государства. Оно не может функционировать, если под угрозой оказывается политическая независимость судебной власти.
Нельзя не согласиться с PAS в том, что суды должны быть честными, а коррумпированных судей и прокуроров нужно выводить из системы. С коррупцией в судопроизводстве должно быть покончено самыми эффективными способами. В этом смысле, никто не спорит с PAS. Но то, как партия власти собирается менять закон о прокуратуре, и радикальные подходы в этом плане, — все это имеет мало общего с принципом деполитизации этого института власти.
Очевидна определенная спешка, с которой PAS хочет принять законы и оказать давление на нынешнего генерального прокурора, чтобы заставить его уйти раньше, чем истекает его мандат. Чтобы исключить малейшие спекуляции по поводу истинных целей PAS, партия могла бы запросить экспертизу предлагаемых поправок в Венецианской Комиссии, на которую всегда ссылалась сама PAS до того, как в их руках оказалась вся полнота власти.
Более того, правовое государство и демократические принципы приняты Европейским союзом, как принципы «политической кондициональности». Оппозиция и гражданское общество могут и должны просить ЕС обуславливать предоставление любой новой макрофинансовой помощи Молдове тем, как PAS защищает и внедряет принципы «политической кондициональнасти».
Представители PAS в парламенте и правительстве, а также президент Санду должны понять, что правила едины для всех, в том числе для них. То, что ты выступаешь против коррупции, не дает право нарушать правила или интерпретировать их через кривые зеркала.
На PAS возлагают большие надежды, так как без этой партии многие важные реформы не смогут стать реальностью. Но партия власти не должна переходить границы, только потому, что у нее есть вся власть.
Оруэлл в своей книге «Скотный двор» предостерег правителей от потворствования инстинктам, проистекающим из всеобъемлющей политической власти. Если не препятствовать этому, то страна может оказаться в ситуации, когда «все животные равны, но некоторые более равны, чем другие». Можно реформировать страну, бороться с коррупцией и сажать виноватых в краже миллиарда, и в тот же время — соблюдать правила игры.