Серафим Урекян: Если ребята в кишиневской примэрии не протрезвеют, их надо менять
Конфликты в столичной примэрии между генеральным примаром Ионом Чебаном и его подчиненными накались за последние месяцы до такой степени, что дело дошло до прокурорских кабинетов. Что за этим стоит? Почему столичный градоначальник не может найти общий язык с теми, кого он предложил на высокие должности, - в частности, с вице-примаром Виктором Кирондой, которого отправил в отставку?
Своими мыслями о том, что происходит в столичной мэрии, в программе «Истина» на TVC21 поделился бывший генпримар Кишинева (1994-2005 годы), экс-депутат парламента и бывший глава Счетной палаты Серафим Урекян. Вот наиболее интересные моменты беседы.
Назначение Киронды на должность вице-примара – ошибка или политическая борьба...
Дискуссия началась с вопроса о том, может ли столичный градоначальник уволить своего заместителя, предложенного им же на утверждение муниципальным советникам?
«Если отношения между ними не сложились, если не была создана команда единомышленников в руководстве примэрии, если были предложены в такой важной для городского хозяйства сфере, как градостроительство и архитектура, неспециалисты, непрофессионалы, думаю, что генпримар имеет на это право, - ответил Урекян. – Управлять этой сферой в городском хозяйстве – чрезвычайно тяжелая ноша. Такую же непрофессиональную команду в этой сфере кишиневцы получили и в период, когда столичным муниципием руководил Дорин Киртоакэ».
… Которая закончилась плачевно
По мнению Урекяна, если это была политическая борьба между различными партиями за право хозяйничать в Кишиневе, то «она была с плачевным концом»: «Вряд ли можно назвать политической игрой приглашение в свою команду людей, не подготовленных к этой работе, не имеющих ни малейшего опыта в важных для города сферах – градостроительстве, архитектуре и т.д.. Это может привести к плачевным результатам. Думаю, что решение Чебана пригласить в свою команду Киронду, который оппонировал ему на выборах примара, было желанием приблизить его к себе и получить в его лице опору. В результате получилось так, как всегда это происходит в Молдове».
Он вновь напомнил о бывшей команде руководства столичной примэрии во главе с Киртоакэ, назвав ее авантюристической, которая «так наследила в этом городе за почти десять лет их правления, что кишиневцам придется как минимум сто лет очищать эти авгиевы конюшни».
Проекты парковок были проигнорированы, а территории - перепроданы
Бывший мэр столицы привел несколько примеров «хозяйствования» Киртоакэ.
«Нами была разработана программа строительства парковок для автомобилей, - сказал Урекян. – Были зарезервированы свободные территории в центральной части города и во всех секторах. Нехватка парковок становилась из года в год все более чувствительной.
Если в 1994 году в столице насчитывалось примерно 28 тысяч автомобилей, то сегодня их 600 тысяч. Ситуация требовала незамедлительного решения. Однако за время работы так называемого европейского джентльмена Киртоакэ и его команды все эти участки, зарезервированные для парковок, с помощью советников - либералов и коммунистов - были распределены между собой для строительства многоэтажных объектов-монстров без учета требований градостроительства и архитектуры. Тут политикой и не пахнет».
О проекте строительства стадиона на 60 тысяч мест у цирка
Бывший хозяин города рассказал и о проекте строительства у цирка стадиона на 60 тысяч зрителей по опыту Еревана.
«Решением МСК чащоба близ цирка была зарезервирована для реализации этого проекта, - рассказал Урекян. – Но Киртоакэ продал эту территорию члену своей партии, наполнявшему общий карман. Началось строительство многоэтажных элитных домов. Когда я спрашивал на заседаниях Счетной палаты руководителей примэрии, почему они незаконно строят на этом месте 7-10 этажные дома, мне толком не ответили. Я был в шоке от незаконного строительства в этом и других местах многоэтажек при полном попустительстве городских властей».
После прихода в мэрию Чебана ситуация не изменилась
Урекян ждал перемен в примэрии после прихода Чебана и Киронды: «Я понимал, что за два-три месяца ситуацию радикально нельзя поменять, но ожидал, что будет определен хотя бы курс. А получилось как в известной поговорке: воз и ныне там».
Он негативно оценил деятельность вице-примара Киронды: «Он ничего не делал в этой должности. Примерно 1800 досье, которые достались в наследство от Киртоакэ, так и остались лежать неподписанными на столе Киронды. Наносится огромный вред развитию города, нет накопления средств в государственном и местном бюджетах. Люди теряют работу, вынуждены уезжать за рубеж, в особенности строители».
Начальникам свои капризы нужно оставлять дома
Бывший мэр столицы считает неправильным поведение Иона Чебана, публично угрожавшео увольнением вице-примарам, преторам, вице-преторам и другим подчиненным: «Это подрывает авторитет чиновников, которых начинают обходить стороной, эффективной деятельности от них уже не приходится ожидать. Я никогда не унижал публично своих подчиненных и не угрожал увольнением, обвиняя их в безделье, невыполнении моих указаний и т.д.. Команду нужно консолидировать. Свои капризы нужно оставлять дома, они для жены, а не для подчиненных».
«Мои подчиненные не бегали в прокуратуру с жалобами на меня, потому что времени на это у них не было»
Комментируя конфликт между Чебаном и Кирондой, который дошел до прокуратуры, бывший генпримар отметил, что противоречия с подчиненными были и у него, но ни один из его команды не побежал в прокуратуру с жалобой: «Когда я пришел в 1994 году в примэрию, я в основном сохранил прежнюю команду. Там работали серьезные специалисты с глубокими знаниями и опытом. А ситуация была намного сложнее, 133 тысячи кишиневских пенсионеров год не получали пенсии, бюджетники не получали зарплату много месяцев, были веерные отключения электричества и газа».
Как объяснил Урекян, времени на болтологию по телевидению и обсуждение поступков работников мэрии тогда не было. «За 11 лет моей работы в должности мэра ни разу не было такого, чтобы вице-примары или руководители других структур отказались выполнять мои указания».
Не было и диктатуры мэра, не было распрей между шефами и подчиненными: «Получил задание - выполняй. Если были противоречия, мы решали их между собой спокойно. Этот момент должен учесть и нынешний мэр».
Между мэром и МСК должно быть сотрудничество
Урекян отметил отчужденность Чебана от муниципального совета: «Я не вижу генпримара на заседаниях МСК. За 11 лет моего пребывания на этом посту не было ни одного заседания совета, на котором я не присутствовал от начала и до конца. Доказывал, воевал, были деликатные ситуации, но мы всегда приходили к компромиссу».
Гостиница «Националь» - монумент человеческой глупости
Разговор зашел о спорах вокруг сноса гостиницы «Националь».
«Ее надо было снести еще позавчера, - высказался Урекян. – Это монумент человеческой глупости. Меня поразили некоторые премьеры, призывавшие отель вернуть государству, вернув деньги покупателю. Гостиницу надо сносить, причем быстро. Это одна из центральных точек город - приоритетом является, что будет построено на этом месте. Здание на пересечении главных артерий города, в том числе из аэропорта, должно стать визитной карточкой столицы, быть «как цветок из камня».
Я считаю, что там должно быть построено не жилье, а объект общественного назначения с подземными парковками и паркингами – гостиница, торговый комплекс и т.д.. При этом чиновники мэрии, любители играть и петь на «тормозных колодках» в гаражах, должны учитывать тот факт, что, если сейчас упустят инвестора, другой в ближайшее время не появится, и объект превратится в позорище».
С «курятниками» на «хрущевках» не все так просто
Урекян назвал глупостью строительство мансард-курятников: «Большинстве из них построены на крышах хрущевок. Эти здания через пять-десять лет надо будет сносить. Для решения вопроса нужно создать в примэрии авторитетную, не формальную, комиссию, которая изучила бы ситуацию с мансардами на каждом конкретном доме и предложила решения. Может, где-то надо добавить 5-10 процентов для завершения строительства, а где-то - сносить».
«Если ребята в примэрии так и не протрезвеют, их надо менять»
Разговор зашел об отсутствии генерального градостроительного плана столицы. «Если эти ребята в примэрии не протрезвеют, их надо менять», - резюмировал Урекян. Он напомнил, как Киртоакэ одним росчерком пера подписал распоряжение о запрете продолжить строительство проспекта Дмитрия Кантемира, в том числе на эстакадах, до улицы Каля Ешилор: «Испанские инвесторы отказались работать с нами, а транспортная проблема в центре обострилась до предела. К этому вопросу придется вернуться. Это касается и кольцевой дороги вокруг Кишинева, но здесь без помощи правительства не обойтись».
Николай МЕНЮК