В Брюсселе потихоньку начали сносить старую политическую штаб-квартиру НАТО. "Старую" - это там, где НАТО сидело в Брюсселе с 1967 года (совсем въедливым сообщу: Первая штаб-квартира Североатлантического альянса была устроена в 1949 году в Лондоне по адресу Белгрейв-сквер, 13.
Затем центр принятия решений переместился сначала в Париж во дворец Шайо (1952-1966), а ещё позднее в Брюссель, с 1967 года).
Находится она с тех пор в столице Бельгии на самой окраине города, на бульваре короля Леопольда Третьего.
Как известно, политическая Штаб-квартира НАТО именно в Брюсселе оказалась после Парижа с момента, когда при де Голле Франция приостановила своё военное присутствие в альянсе. Местные брюссельские власти тогда не смогли предложить ничего лучше, чем корпуса, построенные для нужд госпиталя.
(Ещё у НАТО в Бельгии есть одна из двух военных штаб-квартир, она неподалёку от валлонского города Монса, вторая военная штаб-Квартира находится в США, впрочем, это детали).
С 2008 года началось возведение нового комплекса альянса (активные строительные работы - с 2010-ого). Аккурат по тому же адресу, только на противоположной стороне. Проект дорогой (хотя бюджет в деталях засекречен), возводили новое здание американские компании под руководством бельгийских военных инженеров. Закончили формально в 2016 году, а торжественно открыли в мае 2017 года, аккурат во время брюссельского саммита альянса. И, как известно, и у НАТО тоже переезд равен двум пожарам, даже если секретные папки и компьютеры надо переносить всего лишь через дорогу.
Старая штаб-Квартира помимо больничного наследия была действительно неудобной, хотя бы из-за факта расширения альянса, в котором сейчас уже ровно 30 стран. Новая - красивая, спору нет. Но зачем - на этот вопрос у меня ответа тоже нет. Как и нет ответа: а в какие страны (хотя бы за последние годы пока в НАТО Латвия) это самое НАТО принесло мир, стабильность и процветание?
Мне удалось побывать в столице Сербии Белграде аккурат на 20-летие бомбардировок силами НАТО столицы Югославии и даже тогда встретиться с президентом Вучичем. Но когда ходишь по парку неподалёку от русской православной церкви, где похоронен барон Петр Николаевич Врангель, то видишь, что в этом парке открывается страшная история бомбардировок Белграда, и сербы это помнят до сих пор. А в центре - памятник тогдашнему президенту Азербайджанской республики Гейдару Алиеву, он первым оказал финансовую помощь сербам, будучи потрясённым гибелью стариков и детей в 1999 году...
Помню, впервые в старую штаб-квартиру я приехал как журналист сразу после вступление Латвии в альянс. Помимо прочего, брал интервью для телевидения у латвийского посла в НАТО, на тот момент Иманта Лиегиса. В глаза бросилось, что латвийское посольство в НАТО тогда сидело в морском контейнере, больше напоминающем строительную бытовку, чем дипмиссию. А на каких-то деревянных временных столбах к вагончику тянулись провода - электричество и, скорее всего, какие-то каналы суперсекретной связи. В больничных корпусах мест больше для латвийских дипломатов не было... И это всё - в 2005, задолго до вступления в альянс Северной Македонии и Черногории.
Простой смертный подойти к воротам и сделать селфи у входа в НАТО вряд ли сможет. Сказать, что она хорошо охраняется - не сказать ничего. Но если вы добираетесь 12-ым рейсовым автобусом из Брюсселя в аэропорт "Завентем", сфоткать из окна и старый, и новый дом НАТО можно, аккурат пока автобус стоит на остановке имени альянса. Что я и сделал.
А ещё всякий раз проезжая по бульвару Леопольда III, я не без улыбки вспоминаю встречу с нынешним генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Он пришёл к нам в Европарламент в комитет по иностранным делам, и, как это случается с ним и до сих пор, залился довольно долгой ночью о наращивании военной мощи России, что представляет угрозу странам НАТО, и поэтому дескать они, страны НАТО, должны тратить на вооружение ещё больше денег. Как известно, самый хороший вопрос - это тот, который самый наивный. Вдруг председатель Элмар Брок даёт мне слово, и я Столтенберга спрашиваю: "Уже сегодня все страны НАТО тратят на вооружения в 16 раз больше, чем Россия. Сейчас вы предлагаете тратить ещё больше. Значит ли это, что Вы признаёте две вещи: 1) российские оружие не только более дешевое, но и более эффективное; 2) нынешние бюджеты НАТО успешно "распиливаются" - если и такого количества денег не хватает на достойный ответ "агрессивной России"?" Помню, как тогда покраснел и разозлился Столтенберг. И, естественно, по существу ничего не ответил. Лишь Калниете (мы с ней были в одном Комитете) с места кричала: "Не слушайте его! Это Кремль!" Я чуть не умер со смеху...
И в заключении ещё один штришок к вопросу о "принципиальной позиции альянса" по вопросу России. Когда предыдущий генсек НАТО, датчанин Андерс Фог Расмуссен стал безработным, он устроился в совет латвийского банка "Norvik" к российскому олигарху Гусельникову. Тот уже владел банком, успешно доведя его до банкротства впоследствии. Когда меня на прямой эфир "Euronews" пригласил очень известный журналист Штефан Гроббе (и это был совершенно честный прямой эфир, а не запись) вместе с представителем фонда Расмуссена аккурат в дни брюссельского саммита НАТО 2017 года, черт дернул меня за язык вспомнить в прямом эфире про зарплату Расмуссену "грязными русскими деньгами". Бедный мужик убежал из студии, не прощаясь, в рекламную паузу.
К чему я все это вам тут рассказываю? А ни к чему. Хотел пожелать спокойной ночи и чтобы вам не приснились злые крылатые ракеты.
Андрей Мамыкин
Депутат Европарламента от Латвии