Венецианская комиссия пришла к выводу, что Конституционный суд "не соблюдал свои собственные процедуры и принцип равенства сторон в недавнем политическом кризисе".
Эксперты Комиссии считают, что не было никаких условий для роспуска парламента в период 7-8 июня, передает unimedia.info
Мнение Комиссии было подготовлено по просьбе Генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда после политических событий в Республике Молдова и решений Конституционного суда, приведших к роспуску парламента Молдовы 9 июня.
«В связи с решениями Конституционного суда от 8 и 9 июня Венецианская комиссия отмечает, что процессуальные права президента и парламента серьезно пострадали из-за большого количества и скорости вынесения решений в очень деликатных случаях со значительными последствиями для государственных учреждений. Ни президент, ни парламент не присутствовали и не имели возможности представить свои аргументы в суде.
Более того, эксперты по конституционному праву отмечают, что ничто не говорило о том, что ситуация в стране в то время была чрезвычайной, несмотря на скорое истечение трехмесячного срока. Напротив, они указывают на то, что события в парламенте предполагали, что дополнительное время приведет к разрешению кризиса путем формирования нового правительства», - говорится в коммюнике Венецианской комиссии.
«Что касается подсчета Судом трехмесячного срока для формирования правительства - по состоянию на 7 июня 2019 года - Венецианская комиссия считает это беспрецедентным. Согласно принятому расчету трехмесячного лимита, установленного в Гражданском кодексе, который ранее применялся Конституционным судом, срок формирования нового правительства истек 9 июня, через три месяца после подтверждения результатов выборов. 9 июня - воскресенье, применимый срок - 10 июня. В связи с этим Комиссия заявляет, что утверждение правительства Майи Санду 8 июня соответствовали юридическому сроку», - говорится в решении Комиссии.
Таким образом, у Венецианской комиссии есть «серьезные основания полагать, что решение Конституционного суда о временном отстранении президента и назначении премьер-министра временным президентом не было основано на Конституции Республики Молдова».
Комиссия также «обращает внимание на исключительный характер процедуры пересмотра решений Конституционного суда».