Как сообщает российская пресса, по новому контракту между «Газпромом» и «Молдовагаз» после 1 ноября в Молдову продолжатся поставки газа, объемы которых установлены на уровне 3,3 млрд. кубометров в год, а цена может составить $500-600 за 1000 кубических метров. После того, как получен ответ на главный вопрос, который волновал население — не останемся ли мы в канун зимы без газа, тепла и света? нет, не останемся, - можно начать поиски ответа на следующий вопрос: а что это вообще было? Предварительно можно сделать следующие выводы:
1. Из-за безответственности правительства PAS и лично президентки Майи Санду, которые не хотели заниматься газовым вопросом летом, в ноябре мы получили цену импортируемого газа в два раза выше той, что могли получить в августе. Сейчас Санду и PAS будут оправдываться тем, что в октябре газ закупался из «альтернативных источников» по $1000, а по контракту с «Газпромом» мы будем получать «всего лишь» по $500, и что внутренний тариф мог вырасти до 20 леев за кубометр, а теперь вырастет «только» до 10 леев. Про то, что летом можно было договориться на гораздо более выгодных условиях, «хорошие люди» будут старательно умалчивать.
2. Объем в 3,3 млрд. кубометров, или на 0,3 млрд. больше, чем по предыдущему контракту, означает, что 2/3 российского природного газа, поставляемого «Молдовагаз», будут и дальше поступать в Приднестровье, в том числе на Молдавскую ГРЭС для выработки электроэнергии, которой снабжается вся Молдова. Приднестровье и дальше не будет платить за этот газ, соответственно, эта часть долга «Молдовагаз», которая приближается к 8 миллиардам долларов, будет расти и дальше. Формула цена новая, но схема поставки старая.
3. Газа для Молдовы, так же как денег для оплаты ею российского газа, у Европы нет. ЕС обещал выделить Молдове 600 млн. евро на три года вообще на все. Премьер-министр Наталья Гаврилица затребовала у ЕС помощь в размере 800 млн. только на предстоящий зимний период, и только на оплату газа по рыночным ценам. Глава Европейского совета Мишель Борелль ясно сказал Гаврилице в Брюсселе: ЕС спонсировать закупки газа Молдовой не будет. Еврокомиссия ограничились выделением 60 млн. евро на помощь малоимущим. При том, что годовой счет по оплате российского газа может достигать 2 млрд. долларов в год, помощь ЕС - это капля в море.
Все «альтернативные закупки газа в Европе», по поводу которых так шумели последние две недели — это фейк. Это были мизерные объемы газа, которые поступали из украинских газовых хранилищ через западных посредников, которые специализируются на схемах виртуальных реверсных поставок российского газа Украине.
Румынский газопровод Яссы-Унгены-Кишинев — тоже фейк. Почему про этот газопровод так много говорят, но ни разу не покажут, как он работает на самом деле. Потому что он не работает. У Румынии нет газа для Молдовы, она сама восполняет дефицит сырья закупками в России, но даже если бы такой лишний газ у Румынии был, его просто невозможно прокачать по этому газопроводу даже до Кишинева, не говоря уже обо всей Молдове. Этот газопровод — типичный пример освоения (читай, отмывания) европейских и румынских фондов на фейковых проектах, которые в реальной жизни не работают.
4. Вся «газовая» суета кишиневской власти, напоминавшая поведение кошки перед тем, как усесться на туалет, все равно завершилась переговорами и подписанием контракта с «Газпромом». Но кроме коммерческого контракта между «Молдовагаз» и «Газпромом» был подписан и «протокол по урегулированию текущих вопросов в газовой сфере». Его подписали вице-премьер-министр Андрей Спыну, который уже видит себя новым главой правительства после отставки Гаврилицы, и руководитель российской компании Алексей Миллер.
Этот протокол секретный, хотя режим Санду, который позиционирует себя, как «проевропейская» и «транспарентная» власть, мог бы этот протокол и опубликовать, чтобы избиратели, которые за эту власть голосовали, понимали, о чем «хорошие люди» договорились с Россией.
Этот секретный протокол уже окрестили «пактом Спыну-Миллера». Правый электорат PAS недоумевает: зачем вы разыграли весь этот спектакль с «борьбой за энергетическую независимость» от России, с закупкой газа из «альтернативных источников», с избавлением от «зависимости от тираспольского режима», если в конечном итоге Санду все равно звонит в Кремль и просит «хорошую цену» на газ, если Спыну три дня сидит в штаб-квартире «Газпрома», а в итоге подписываются документы, по которым никакие «альтернативные источники» просто не нужны (объем поставок газа из России увеличивается), старые схемы поставок, в том числе в Приднестровье, сохраняются, но зато в два раза увеличивается цена газа, и правительство берет на себя обязательства погасить, пусть и после аудита, исторические долга «Молдовагаз»?
5. «Газпром» и Россия в целом своих целей добились. «Газпром» сохранил за собой де-факто монополию на молдавском рынке, добился обязательства правительства Молдовы погасить исторические долги, сохранил схему обеспечения газом Приднестровья, и увеличил цену продаваемого газа. На политическом уровне Москва четко указала Санду и PAS, что не позволит пересекать очерченные ею «красные линии» в отношениях с Молдовой: нейтралитет (невступление в НАТО), Приднестровье (ненагнетание обстановки вокруг региона) и интересы российского бизнеса (в данном случае, «Газпрома» и Интер РАО).
6. Международное сообщество оказалось не готово к развалу Молдовы, который выглядел неизбежным, если бы «газовая война» была не симулякром, а велась по-настоящему и до конца. Пока никто не желает распада Молдовы с присоединением одной ее части к Румынии, а с другой стороны, с признанием независимости Приднестровья и его возможным присоединением к России или к Украине. Внешние силы решили удерживать Молдову и дальше на плаву.
7. Вся эта «победа» Cанду и PAS в молдо-российской «газовой войне» очень похожа на сюжет русского фольклора: «Я медведя поймал!». - «Так веди сюда!». - «Не идет». - «Так сам иди!». - «Да он меня не пускает!».
Дмитрий Чубашенко