Бунт части судейского корпуса, повлекший созыв некоего общего собрания судей, которые отозвали из Высшего совета магистратуры всех своих коллег и собираются полностью обновить этот орган судейского самоуправления, на первый взгляд, кажется, бессмысленным и бестолковым. Как в стихотворении «Бунт в Ватикане»: «Взбунтовалися кастраты, Входят в папины палаты: «Отчего мы не женаты? Чем мы виноваты?».
Премьер-министр Майя Санду и министр юстиции Олеся Стамате назвали собрание, в котором принял участие каждый второй молдавский судья, незаконным. Их мнение поддержал временный глава ВСМ Дорел Мустяцэ, перешедший на сторону новой власти и прилежно проводящей линию Санду-Стамате.
На самом деле, за происходящим кроются нешуточные подспудные интересы, и от исхода этого столкновения зависит не просто «реформа юстиции», но и глобальный расклад сил на политической сцене Молдовы.
Новая власть отказалась от предложений гражданского общества по радикальному слому судейской системы путем ее люстрации и запретов на профессию. При этом от самой идеи чистки системы Санду-Стамате не отказались, но пытаются провести ее в варианте «light», через фактическое подчинение судейской и прокурорской системы правительству в лице министерства юстиции, создание под эгидой этого ведомства комиссий по «фильтрации» судей и прокуроров и «оздоровление» таким эволюционным образом прогнившей юстиции. «Честных судей и прокуроров должны назначать мы» - вот суть «реформы юстиции» Санду-Стамате. Критерием отбора должна стать «меритократия» («власть достойных»). Кто достоин остаться в системе, а кто нет, должны определять «комиссары», лояльные правительству. Для продолжения этой «реформы» нужно принять во втором чтении соответствующий закон, провести «правильное» общее собрание судей, избрать новый «правильный» состав ВСМ и начать «люстрацию light».
Молдавские судьи всегда считали себя кастой «белых людей», которые повязаны круговой порукой друг с другом, с прокурорскими и полицейскими, и безнаказанно творят беспредел. Кто-кто, а эти сочувствия не заслуживают. Особенно это справедливо в отношении судейской «элиты» - Высшей судебной палаты, Апелляционной палаты Кишинева и столичных судов.
Именно по ним должен быть нанесен главный удар «судебной реформы» новой власти. Судьям это не понравилось, и они организовали бунт, сыграв на опережение. Сценарий правительства перестал быть гладким. В судебной системе фактически возникло двоевластие. После собрания судей, непризнанного Санду-Стамате, последним будет сложнее провести собственное, «летитимное» собрание судейского корпуса.
Эксперты говорят, что в судейском корпусе есть разные группировки, которые складываются по важности инстанции, возрасту судей, географии, но и по взглядам магистратов. Часть из них решила пересесть в лодку новой власти, другая понимает, что их скоро выбросят за борт, и сопротивляется. Свое слово должен сказать и Конституционный суд, в который поступил запрос от депутатов ДПМ о признании самой реформы незаконной, нарушающей конституционный принцип разделения властей. В целом, все это просто внутривидовая борьба, не имеющая никакого отношения к реальной реформе юстиции и к созданию в Молдове честных прокуратуры и судов.
Санду-Стамате хотят полностью подмять под себя юстицию, потому что это будет иметь огромное значение в будущих политических раскладах. Но есть еще президент Игорь Додон, который, после того, как участники коалиции ПСРМ-ACUM поделили между собой КС, ЦИК, НЦБК, СИБ, Генпрокуратуру (последнюю временно), хотел бы получить свою «долю» и в «реформированной» юстиции. Для Додона это вопрос жизни и смерти, потому что если в результате реформы появится хотя бы один прокурор, который начнет уголовное преследование президента, и хотя бы один судья, который примет это уголовное дело к рассмотрению, дела Додона станут совсем плохи. Додона могут обвинить в коррупции, финансировании из-за рубежа, измене Родине или еще чем-нибудь, это не столь важно. Как говорится, был бы президент, а статья найдется.
Во всей этой истории с «реформой юстиции» есть еще один, теневой, но ключевой игрок — западные «партнеры по развитию». Они на стороне Санду-Стамате и будут помогать им продавливать их вариант. Если Додон будет вести себя правильно, его могут и оставить в покое, если нет, то ему наглядно продемонстрируют, как «очищенная» юстиция, подконтрольная правительству и его западным покровителям, ловит «большую рыбу». Сейчас Запад пытается перевербовать Додона по-хорошему. Он рад стараться и сам перевербовывается ударными темпами, отказываясь от всех своих «принципов», которые могут хоть как-то раздражать Запад. Но на всякий случай, уже подготовил себе и «запасной аэродром» в виде семейного бизнеса в России.
Когда говорят, что «реформа юстиции» имеет ключевое значение для будущего молдавской политики, это правда. Потому что тот, кто будет контролировать как сам ход «реформы», так и создаваемую в результате «юстицию», со старта получает огромное преимущество перед всеми своими конкурентами.
Дмитрий Чубашенко