Операция «Принуждение к голосованию» началась
Главный проигравший на досрочных выборах в парламент Молдовы уже определен.
На первый взгляд политическая жизнь в Молдове замерла. Переговоры между парламентскими партиями не ведутся, и большинство граждан не верит, что новое правительство будет сформировано, и ожидает досрочных выборов.
Ноштиль скрывает сильное напряжение внутри политического класса, ужесточение борьбы за власть и скрытую войну за голоса избирателей. В известной мере это затишье предвещает политическую бурю. Конечно, связанную не с активностью масс и протестами, а с закулисной борьбой и триггерными общественно-политическими событиями. Подобные события при ближайшем рассмотрении окажутся частью общего сценария. Как и сами выборы от 24 февраля, а также как и то, что мы сейчас наблюдаем. Все это - лишь разные акты одной большой пьесы, придуманной политиками, для которых «ставка больше, чем жизнь».
Обет безбрачия
Еще до голосования 24 февраля возникли обстоятельства, которые предопределили нынешнюю ситуацию и безрезультатность переговоров по формированию правящего альянса. Что это было?
Прежде всего, нам следует вспомнить решение блока ACUM, принятое еще до голосования. Представители альянса взяли на себя обязательство не создавать коалиций. Дело в том, что главные силы, проходившие в парламент, были явными антагонистами ACUM. С кем блоку формировать правительство? С демократами, олицетворяющими олигархический режим? С партией «Шор», лидер которой получил 7,5 лет тюрьмы и является главным организатором «кражи века»? Или с социалистами, которых пропагандисты ACUM называют«подручными Москвы» и частью правящего «бинома»?
Своим оппонентам блок объявил беспощадную информационную войну. Создание коалиции с антагонистическими партиями означало для ACUM подлую измену, обман избирателей и политическую смерть. И «обет безбрачия» выглядел вполне разумным и обоснованным. А в случае создания коалиции между ДПМ и ПСРМ превращал платформу DA и партию PAS в единственную оппозиционную силу, собирая вокруг них весь протестный электорат. Поэтому блок продолжил свои атаки на оппонентов после выборов и придерживается обещания не вступать в коалиции.
Москва проводит красную линию
Другое важное событие, повлиявшее на поведение политических игроков, - возбуждение в РФ нового уголовного дела против лидера ДПМ Влада Плахотнюка.
Это произошло накануне голосования, но не с целью повлиять на результаты выборов, как поспешили заявить некоторые молдавские политики и эксперты. Если бы Москва захотела использовать уголовное дело против Плахотнюка как элемент воздействия, то сделала бы это загодя с тем, чтобы данный факт можно было широко медиатизировать и использовать в предвыборной борьбе. Кроме того, мы бы получали новые детали дела и стали свидетелями мощной разоблачительной кампании.
Но всего этого не было. И не из-за того, что Москва боялась обвинений, связанных с вмешательством в иностранные выборы. Просто Россия подала четкий сигнал, что она не желает видеть частью нового правящего альянса и одним из высших руководителей страны лидера ДПМ. Отрицательный «послужной список» Плахотнюка оказался настолько велик, что перед олигархом пришлось провести красную линию.
Они должны уйти
Начиная с 2016 года, когда с помощью подкупа, шантажа и политического рейдерства ДПМ сформировала «большинство», молдавская власть проводила жесткую антироссийскую политику. И это неудивительно, так как покровителем и гарантом кабинета Филипа выступили США.
Важно, что данная политика включала системные и конкретные действия. Они общеизвестны. А оскорбительное поведение молдавских спецслужб в кишиневском аэропорту по отношению к официальным лицам и даже простым российским гражданам стали притчей во языцех.
Конечно, в России политическое «досье» демократов, как и настроения молдавского политического класса, хорошо известны. Напомним, что Сергей Нарышкин, нынешний глава службы внешней разведки России, еще в 2010 году получил опыт взаимодействия с ДПМ, когда приехал в Кишинев для посредничества в создании левой коалиции между коммунистами и демократами. Переговоры закончились провалом, а ДПМ сформировала печально известный АЕИ.
Вполне понятно, что Россия не заинтересована в том, чтобы Молдова входила в так называемый «пояс друзей США и ЕС» и была врагом Кремля. Особенно Москву беспокоит втягивание Кишинева в интеграционные проекты НАТО. Кроме того, Россия хочет иметь в качестве партнеров людей без темного криминального прошлого.
Общий настрой российского руководства недавно выразил председатель комитета ГД РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. Он подверг резкой критике лидера ДПМ Владимира Плахотнюка и крупного приднестровского бизнесмена Виктора Гушана. Калашников твердо убежден, что «ни вчера, в 90-е годы, ни сегодня такие, как Гушан и Плахотнюк ничего хорошего стране не принесут. Они должны уйти».
Вариант с перебежками преждевременен
При таком отношении Москвы к фигуре Влада Плахотнюка для ПСРМ и президента Игоря Додона создание коалиции с демократами не просто рискованная затея, а стратегическая ошибка с далеко идущими последствиями. Причем, не только для партии, а и для страны, народа в целом. Хотя, даже если и не брать в расчет российский фактор, а лишь внутриполитическую конъюнктуру, альянс ПСРМ и ДПМ чреват скорой политической смертью социалистов. Народ им подобного не простит.
Однако, существует и третье обстоятельство, которое направляет молдавские постэлекторальные события в определенное русло.
Сразу после выборов многие молдавские политологи убеждали общество в том, что самым реалистичным сценарием в возникшей ситуации будет формирование правительства демократов с помощью перебежчиков. Нас уверяли, что большая группа социалистов и некоторые члены блока ACUM уже готовы предать свои партии и перейти на сторону Плахотнюка. За крупное финансовое вознаграждение.
Напомним, что правительство Филипа было сформировано именно таким образом. Однако, все время существования этого кабинета его легитимность ставилась под сомнение. На самом деле массовая политическая миграция депутатов привела к искажению волеизъявления граждан во время выборов 2014 года Есть и другие юридические нюансы. В любом случае формирование нового правительства по старой мошеннической схеме представляется неприемлемым и для политического класса страны, и для избирателей, и для внешних партнеров.
Напомним, что Игорь Додон отказался назначить кандидатом в премьеры политика, который будет предложен ДПМ и перебежчиками. Также использование сейчас подобной схемы выставляет лидера ДПМ в роли слабого политика, добивающегося успеха сомнительным путем и игнорирующего волю граждан. Словом, на данном этапе создание большинства по сценарию 2016 года может в итоге привести ДПМ не к победе и формированию правительства, а к поражению.
Пока одни говорят, другие делают
Таким образом, все три перечисленных выше обстоятельства и продиктовали нынешнюю ситуацию, когда переговоры по созданию коалиции приостановлены, идет война нервов, а политики, представляющие парламентские партии, говорят о досрочных выборах как о чем-то неизбежном.
Первыми о своей готовности пойти на досрочные выборы заявили демократы. Это случилось после того, как блок ACUM дважды отказался создавать с ДПМ альянс.
Нужно иметь в виду, что в сложившейся внешнеполитической обстановке демократы ограничены в маневрах, и, например, переговоры с социалистами о формировании правительства могут лишить их покровительства США, так как правительство с участием ПСРМ не может быть антироссийским. Возникнут вопросы с реализацией соглашения об ассоциации с ЕС. Существуют и другие риски.
В таких обстоятельствах досрочные выборы могут стать решением проблемы. Однако ситуация должна развиваться так, чтобы конкуренты ДПМ, социалисты и блок ACUM, несли главную вину за политический кризис, неблагоприятные явления в экономике и социальной сфере, вызванные бездействием нового парламента и отсутствием полноценного правительства. Все, что происходит в этот промежуток времени, должно убеждать граждан проголосовать на досрочных выборах за ДПМ как гаранта стабильности и единственную политическую силу, способную покончить с хаосом в стране. Вот почему пока ПСРМ и ACUM обвиняют друг друга в нежелании идти на уступки, демократы и их верный союзник, партия «Шор», уже проводят операцию «Принуждение к голосованию», разработали и осуществляют стратегию получения большинства на досрочных выборах.
Что на это указывает?
КС определяет правила игры
В Молдове ни для кого не является секретом, что с помощью Конституционного суда ДПМ проводит в жизнь нужные им политические решения. Так было и во время отмены положений Конституции в 2016 году и назначении прямых выборов президента, признании устаревшим закона о национальных меньшинствах, многих других случаях.
В конце февраля, спустя несколько дней после выборов, депутат ДПМ Сергей Сырбу направил в КС обращение. Он просил суд объяснить, в какой степени правительство при исполнении служебных обязанностей, в случае создания вакуума законодательной власти, может издавать нормативные акты, в том числе в области регулирования обычных и органических законов для обеспечения преемственности власти, экономической,финансовой,национальной безопасности и обороноспособности страны. На запрос ответ пока не дан. Но действия демократов точно указывали, к чему они готовятся на самом деле.
Затем в срочном порядке в КС обратились независимые депутаты. Что их интересовало? Порядок проведения досрочных выборов. Вопросы были сформулированы так, чтобы был получен ясный и исчерпывающий ответ: досрочные выборы должны проходить только по нынешней, смешанной системе.
Также было с запросом президента, когда он решил узнать, может ли глава государства предложить кандидатуру на пост премьер-министра в случае, когда депутаты не смогли избрать руководство парламента. Ответ был ожидаемым. Он обеспечивал ход событий в необходимом демократам русле.
Появилась информация, что аппарат президента готовит запрос в КС о полномочности и сроках роспуска парламента. Вердикт опять же предсказуем. Думается, к тому времени мы узнаем и ответ на обращение Сергея Сырбу по поводу полномочий временного правительства.
Безусловно, демократов досрочные выборы интересуют главным образом потому, что предоставляют возможность самостоятельно сформировать парламентское большинство уже на легитимных основаниях.
С наилучшими пожеланиями, Влад Плахотнюк
Естественно, существуют и другие признаки подготовки демократов. Прежде всего, это перестановка кадров на местах, которую они проводят. Все, кто неудачно выступил в одномандатных округах, будут заменены, ошибки учтены, а электоральные технологии отшлифованы так, чтобы в каждом конкретном месте было найдено решение, обеспечивающее демократам победу.
Показательной была и акция выплаты пенсионерам к пасхе пособия в размере 600 лей. Каждому из получивших разовое вознаграждение (а их сотни тысяч) было вручено и личное поздравление «с наилучшими пожеланиями» от лидера ДПМ Влада Плахотнюка.
На то, что ДПМ жаждет полной и окончательной победы, указывает и бурная деятельность в последнее время партии «Шор». Главная цель этого политформирования – отнять максимум голосов у ПСРМ. И мы видим, как стараются активисты Шора.
Прежде всего, укрепляются партийные ряды. Началась обработка пригородов Кишинева. С помпой прошла учредительная конференция в Криково, где сообщалось, что в партии сегодня 50 000 членов, а всего первичных организаций - более 1600.
Много шума возникло вокруг предложения Илана Шора отремонтировать в секторе Ботаника молдавской столицы все подземные переходы. Идея была озвучена во время торжественного открытия подземного перехода на проспекте Дачия в районе городка Аэропорт, отремонтированного на средства бизнесмена. В тот же день прошла массовая раздача избирателям, ветеранам ВОВ, продуктовых пакетов. Сообщается, что наборы содержали не только привычные гречку, рис, манку, макароны, но и мясные консервы, чай, шампанское, красную икру. А на следующий день, 9 мая, партия «Шор» организовала шествие к мемориалу «Вечность» и концерт, на который бесплатно были доставлены жители Оргеева, Бельц, Единец. Все эти действия были альтернативой мероприятиям ПСРМ.
Главный проигравший на досрочных выборах
Поскольку сейчас ДПМ и партия «Шор» находятся как бы в стороне от переговоров о создании коалиции, то все негативные моменты в социально-экономической жизни общества, возникающие в этот период, автоматически относятся на счет блока ACUM и ПСРМ.
Они не могут распределить портфели, создать правительство, а тем временем на заправках растут цены на бензин, на рынке дорожают овощи и фрукты, цены на картошку взлетели до небес. Все это из-за политической неопределенности. Вот если бы дали возможность ДПМ и партии «Шор» развернуться, то началась бы масштабная работа в интересах граждан: качественный ремонт дорог, подземных переходов, уличного освещения, водопроводных сетей, детских садов и больниц. Дело за малым - избиратели должны проголосовать на досрочных выборах за тех, кто делает дела, а не сорит словами. Вероятно, возникнут и другие страшилки, принуждающие избирателей голосовать за деловых людей - Плахотнюка и Шора.
На днях о пустых кастрюлях, невыносимой бедности и желании протестовать заговорили и пенсионеры. Услышали ли этот крик отчаяния социалисты и акумовцы? Уловили ли суть момента? Если нет, то потом пенять им придется на самих себя. А главным проигравшим на досрочных выборах окажется молдавский народ.
Сергей ТКАЧ