Украинский президент попытается отодвинуть в тень своих "партнеров" по Восточному партнерству и заставить ЕС финансировать "его" войну.
Президенты Молдовы и Украины вскоре снова встретятся, на саммите Восточного партнерства, который состоится в Брюсселе 14-15 декабря. Однако вряд ли это общение будет серьезным, если оно вообще состоится на уровне, превышающем позирование во время протокольной съемки.
Майя Санду и Владимир Зеленский едут на саммит с разными задачами и будут преследовать там абсолютно разные цели. Можно заранее прогнозировать, что у глав двух государств, которые заявили, кроме того, и об образовании "Ассоциированное трио" вместе с Грузией, не состоится разговора, по итогам которого можно было бы услышать что-то важное или новое о двусторонних отношениях Молдовы и Украины или хотя бы о каких-то новых решения в плане европейской перспективы.
Эта уверенность основана на очевидном для политологов факте — у Молдовы и Украины нет никакой общей повестки, в том числе и повестки в плане европейской интеграции. Конечно, если речь идет о мирной, созидательной повестке, а не о новом витке военной конфронтации, который пытается закрутить администрация Зеленского.
Как раз накануне саммита по украинским СМИ пронеслась новость — по заявлению министра обороны Украины Алексея Резникова, за 5 лет военных закупок для Вооруженных сил Украины были безвозвратно потеряны 4,5 миллиарда гривен. При этом украинская армия за пять лет военной истерии и наращивания военных расходов, начиная с 2014 года, получила только 6% вооружения и снаряжения от плановых закупок.
Когда военная финансовая машина работает с каждым годом все более активно, а объемы денег, которые вливают в эту машину, растут опережающими темпами, но при этом армия реально практически ничего не получает, то это верный признак: там воруют.
Аппетиты растут во время еды, и на саммит ВП Зеленский едет с масштабной задачей — обеспечить еще более масштабный рост военных расходов, неиссякаемой кормушки для элит не только в Киеве, но и в некоторых европейских столицах.
Декабрьский саммит Восточного партнерства должен вдохнуть жизнь в полумертвую организацию, созданную исключительно для создания "буферной зоны" вокруг России. Более это объединение ни на что не пригодно. Однако оказалось, что и для достижения своей основной цели Восточное партнерство не годится. Задачи по сколачиванию антироссийского блока на пространстве СНГ с успехом выполняют через другие каналы — механизмы "ассоциации с ЕС", через структуры НАТО и двусторонние военные и кредитные соглашения.
Страны-члены Восточного партнерства поначалу восприняли это объединение как новую многообещающую кормушку и еще одну платформу, с которой можно требовать у европейских партнеров денег, ресурсов и политической поддержки. Однако быстро выяснилось, что "раздаточное окно" в ВП отсутствует — после этого к нему страны-члены быстро потеряли к нему интерес.
Дошло до того, что президент Зеленский позволил себе открыто критиковать Восточное партнерство и даже заявил, что декабрьский саммит имеет мало смысла и неэффективен.
Неудовольствие Зеленского, которое он высказал в июле, на "Батумской конференции" вызвано разочарованием в том, что Европейский союз мало дает Украине. Мало оружия, мало денег, мало поддержки в войне, которая для администрации президента Украины является единственным оставшимся политическим ресурсом для укрепления своих шатких позиций.
В Батуми Зеленский заявил, что "отсутствие со стороны ЕС стратегического видения целей этого партнерства делает этот формат полуживым. Нам не нужен саммит ради саммита". Украинский президент четко заявил, что он хотел бы получить от членства в ВП, за тяжелую работу по имитации "успехов" европейской политики соседства, в которых так нуждаются чиновники в Брюсселе.
"У нас война, нам нужно политическое наполнение и геополитическое видение будущего этой инициативы, иначе непонятна целесообразность этого вообще", — заявил Зеленский. Европейский союз должен вести войну вместе с Киевской администрацией, снабжая эту войну всем необходимым, в том числе и оружием — так надо расшифровать эту фразу.
Кроме того, Зеленский считает, что главной целью декабрьского саммита ВП должна стать демонстрация важного значения и безусловной поддержки властей Украины со стороны европейских партнеров.
Необходимо заметить, что на конференции в Батуми присутствовала и президент Молдовы Майя Санду, которая тоже слышала речи Зеленского, а в приватных разговорах на полях конференции имела возможность убедиться в серьезности настроя украинского президента. Конечно, если можно серьезно говорить о "серьезности" политика, которому на Украине все чаще припоминают его прошлое комика, и все настойчивее призывают Зеленского вернуться к этому ремеслу.
А это значит, что Майе Санду не о чем говорить с украинским президентом. Более того, Зеленский не будет интересен ни одному из президентов, которые собираются на саммит Восточного партнерства.
Потому что Майя Санду едет в Брюссель, чтобы в кулуарах попытаться добыть еще немного европейских кредитов и грантов для финансирования своих реформ. А также для стабилизации экономики, которая угрожает скатиться в пропасть после того как президент Санду фактически своими руками уничтожила наработанные отношения республики с "Газпромом" и спровоцировала энергетический кризис с недостаточно ясными, но однозначно негативными прогнозами. Молдавского президента интересуют мир и стабильность в ее стране, которых она намерена добиться с помощью Евросоюза.
Украинский же президент едет в Брюссель с совсем другими задачами. Он собирается активно "перетягивать одеяло" на себя, распихивая локтями другие страны-члены Европейского партнерства. Зеленский едет в Брюссель, потому что его интересуют война и конфронтация — которые он намерен поддерживать с помощью Евросоюза.
Можно прогнозировать, что саммит окажется на грани провала именно из-за Зеленского, который будет истерично требовать внимания европейских партнеров исключительно к своей персоне, и мешать другим президентам, которые тоже пытаются выжать из Евросоюза деньги и привлечь к себе внимание.
Получится "ни себе, ни людям" — потому что вряд ли у Зеленского получится втянуть Европейский союз в свои безумные военные авантюры. Особенно учитывая масштабы "военного воровства", который в том же ЕС, несомненно, видят.
Игорь Демиров