Молдова с точки зрения социального и экономического развития - самая уязвимая страна в регионе и на всем постсоветском пространстве. Что ожидает ее в последующие пять лет? Многое зависит от того, как будет управлять новая власть, а еще – от региональной экономической ситуации, конъюнктуры рынка ЕС и более развитых стран, динамики внешнеэкономических отношений, финансовой ситуации, тренда национальной валюты. Анализ всех этих факторов позволяет предположить, что снижения цен, роста экономики и благосостояния населения не стоит ожидать не только в последующие пять, но и в последующие десять лет.
Без руля и без ветрил
Власть толкует о том, что рост цен всегда влечет за собой экономический рост и улучшение благосостояния населения. Правительство, говорящие такие абсурдные вещи, нужно гнать без права занимать государственные посты. Хочу напомнить непрофессиональным премьеру и министрам азы: инфляция, это - стагнация, ухудшение благосостояния народа, уничтожение бизнеса, рост коррупции, изоляция. Экономического роста можно достичь исключительно путем повышения производительности труда, создания рабочих мест, полной загрузки производственных мощностей, роста производства новой добавочной стоимости, причем не за счет увеличения цен.
У нас уже 15-20 лет наблюдаются экономический застой и стагнация. Либо к этому стремятся намеренно, либо к власти в последние 15-20 лет приходили люди абсолютно неподготовленные и некомпетентные, жаждущие лишь быстрого обогащения. Молдова – корабль без руля и без ветрил, со слабовидящим и слабослышащим капитаном, и в конце концов он разобьется о скалы и утонет. Все к этому идет в последние десять лет, и еще динамичнее – в последние два года. Еще несколько ударов судно получило осенью 2021 года, и можно с уверенностью сказать, что очередной пробоины оно не выдержит.
Цель – переход под внешнее управление?
Смена власти летом 2021 года, которой общество ожидало с такой надеждой, принесла разочарование. Оно пришло с ростом цен, ухудшением жизни, углублением неопределенности. Это был удар и для бизнеса, питавшего надежды на оздоровление делового климата.
Некомпетентное правительство с его концепцией «благотворности» роста цен явно неспособно даже управлять каруцей. Оно уверенно ведет нас к позиции самой бедной страны в мире, а ведь мы и так на последнем месте в СНГ и в Европы. Провоцирование резкого роста цен - прямой путь к банкротству и полному переходу под внешнее управление. Быть, может, власть именно этого и хотела все последние годы, выполняя приказы извне?
Инфляция реальная и расчетный прогноз
Можно ли в Молдове строить более или менее точные прогнозы? Этому мешают нестабильность, отсутствие стратегий долгосрочного социального и экономического развития, отсутствие собственных ресурсов – природных и энергетических. Ведь именно энергоносители - база формирования цен.
Анализ индекса инфляции, данные НБС, региональная ситуация, ситуация в ЕС и динамика санитарного кризиса – все это дает возможность определить тренд развития на ближайшее время и на среднесрочный период. Увы, с высокой долей вероятности можно сказать: без внешнего вмешательства стране не выжить.
По данным НБС средние потребительские цены в ноябре 2021 года по сравнению с ноябрем 2020 года выросли на 12,44 процента, в том числе на продовольственные товары - на 15,49 процента, непродовольственные - на 11,28, на услуги - на 9,65 процента. Это средние данные, на ряд категорий и групп товаров рост цен - до 50 процентов.
Средние потребительские цены в ноябре 2021 года по сравнению с октябрем выросли на 3,5 процента. В ноябре 2020 года по сравнению с октябрем 2020-го – лишь на 0,16 процента. Главная беда – рост цен на продовольствие на 3,17 процента. Непродовольственные товары подорожали на 1,38 процента, услуги населению - на 7,07.
Что-то происходит: ведь резкого роста цен на товары, произведенные до роста цен на энергоносители, быть не должно. Мы видим явные проблемы с управлением страной, в которой происходят вещи, нехарактерные для рыночной экономики.
Цены на продукты могут удвоиться…
Цепная реакция роста цен только началась, ведь в структуре цен энергетическая составляющая имеет большой удельный вес. Рост будет идти на протяжении всей зимы 2022 года, усилится к весне и будет стабильным до конца года.
В ноябре 2021 года по сравнению с октябрем выросли цены на яйца - на 11,4 процентов, овощи - на 10, картофель - на 9,2, кукурузную муку - на 4,4, сахар - на 4,1, жир - 4, растительное масло - 4,3, сливочное масло - 3,6, хлеб - на 2,8, молоко и молочные продукты - на 2,5, на молоко и цельное молоко - на 5,4 и на 3,5, сливки и взбитые сливки - на 2,2, на сыр коровий, овечий - на 2,1, кисломолочные продукты - на 1,3, рис - на 2,1, мясо – на 3,5 процента. К весне при условии сохранения стоимости энергоносителей цены на эти товары вырастут еще на 4-7 процента, а к концу года могут удвоиться.
Будут дорожать и непродовольственные товары. В ноябре 2021-го по сравнению с октябрем выросли цены на ковры на 6 процентов, пеллеты из биомассы - на 13,6, сжиженный газ на 12,2, уголь - на 9,1, дрова - на 4,7, дизельное топливо - на 1,2, бензин - 0,9, мебель и бытовую технику - на 2,1, обувь на 2, материалы для ремонта и содержания дома - на 1,6, предметы домашнего обихода – на 1,5, одежду - на 1,4.
… И рост будет тотальным
Дальнейший рост цен в зависимости от двух взаимосвязанных факторов может быть резким или умеренным.
Первый фактор - это стоимость импортных энергоресурсов, которая зависит от цены на мировом рынке. Второй фактор связан с курсом лея, который усилиями НБМ поддерживается искусственно на одном уровне, хотя есть тенденция обесценивания национальной валюты. Из-за курсовой разницы импортные цены на ресурсы вырастут, что окажет влияние на стоимость производства, хранения и реализации всех товаров и услуг, как местных, так и импортных.
Темпы роста цен на непродовольственные товары будут необычайно высокими. Если весной 2014 года резкий рост цен остановился, а потом они вернулись практически на прежние позиции, то сейчас этого ждать не приходится. Некоторые товары в 2022 году вырастут в цене на 20 процентов, другие - на 30-50, а товары повышенного спроса могут подорожать на 50-100 процентов.
Услуги будут все недоступнее
Основные услуги, особенно коммунальные, становятся тяжким бременем для населения.
Официальная статистика показывает, что они в ноябре 2021 года по сравнению с октябрем подорожали: услуги ЖКХ - на 19,7 процента, в том числе на магистральный газ - на 80,6 процента, центральное отопление - на 18,7, горячую воду - на 11,4, пассажирские перевозки - на 7,7, услуги мобильной связи - на 3,7, услуги парикмахерских и эстетики тела - на 4,7, строительные услуги - на 5,3, услуги общественного питания – на 10,2 процента.
Анализ фактического подорожания тарифов дает отличие от официальных данных в плохую сторону на 30-100 процентов. Например, газ для конечного потребителя подорожал на 250 процентов по сравнению с январем 2021 года, горячая вода - на 40 процентов, тепло - на 75, электричество - на 150 процентов. Есть сомнения в официальных данных, которые, видимо, «кастрируются» с целью утешить население.
Глубокий структурный и многофакторный анализ состояния экономики дает основание вывести Молдове из классической формулы стабильности развития как минимум на два-три года.
Стабильно плохо
В других отраслях цены тоже будут расти.
Цены на медикаменты и фармацевтические товары уже потерпели серьезные изменения. В 2022 году рост составит 15-35 процентов в зависимости от региональной конъюнктуры и алчности торгашей. В целом цены на такие товары у нас формируются неправильно, а госструктуры не спешат навести порядок, не желая портить отношения с монополистами.
В 2021 году во всем мире тарифы на транспортные услуги выросли на 100-250 процентов. У нас они не менялись много лет, ожидается всплеск цен и тарифов как на пассажирском, так и на грузовом транспорте. Перевозчики уже требовали удвоить тарифы, в том числе на грузовые перевозки – как минимум на 50 процентов. До конца 2022 года тарифы могут удвоиться.
Легкая и продовольственная промышленность энергозатратны, растут налоги и пошлины, которые рассчитываются по соответствующим ставкам к цене производителя. Цепочка стоимостей может потерпеть в следующем году изменение в сторону увеличения. Причем цены могут вырасти в диспропорции по сравнению с ценами на импорт таких товаров, что создаст предпосылки для уравновешивания цен на внутреннем рынке. Если обычно цены поднимались на 5-7 процентов ежегодно, то сейчас на отдельные виды такой продукции они могут подняться на 35-50 процентов, а то и выше.
Региональные и мировые цены на стройматериалы претерпели самый высокий рост за последние сто лет – на 200-350 процентов по сравнению с 2019 годом. Энергетический кризис – новый толчок.
Цены на промышленные товары будут меняться пропорционально изменению курса лея и с учетом изменения цен на энергоносители. Рост составит не менее до 25 процентов – и это при условии, что ничего экстраординарного не случится на международном рынке энергоносителей.
Аграрный сектор и сфера переработки сельхозпродукции наиболее уязвимы, так как потребляют много импортных ресурсов. Если власти неправильно оценят ситуацию и неправильно выстроят прогнозы и стратегии оказания помощи – деградация будет окончательной и бесповоротной. Фермеры не смогут покупать топливо, удобрения, химикаты, запчасти, которые в 2022 году будут как минимум в 2,5 раза дороже, чем в 2019 году. Вырастут и затраты на рабочую силу, дефицит которой уже ощущается. Дополнительные затраты будут наложены на посредническую цену, которую заплатят переработчики, с учетом их затрат и налогов окончательные цены будут намного выше, чем в нынешнем году, и более чем вдвое выше, чем в 2019-м. Есть риски полного замещения импортом отечественной продукции.
Можно что-нибудь исправить, повернуть развитие в другую сторону? Да, такая вероятность есть. Но для этого власти должны отказаться от высокомерия и амбиций, начать учиться служить народу, который трудоустроил их, чиновников, на теплые места.
Георге КОСТАНДАКИ,
экономический эксперт