Жители Молдовы удивительно “всеядны”: мы с одинаковым энтузиазмом отмечаем Рождество по новому и старому стилю, Новый год и старый Новый год, национальные праздники, праздники, оставшиеся с советских времен, и так называемые праздники глобализации – День Святого Валентина и Хэллоуин.
Вот и в этом году ночные клубы, рестораны и детские центры подготовили насыщенную программу на «Хэллоуин-2016». С 29 по 31 октября взрослые и дети приглашаются на детский “диско-шабаш”, “тыквенный шабаш”, изготовление “волшебных амулетов от нечисти”, в “лабораторию Франкенштейна”, на “страшные испытания” и даже забег по случаю Хэллоуина ночью. Цена вопроса – от 50 до 600 леев.
Православные, с Хэллоуином вас!
Хэллоуин попал на постсоветское пространство в 1990-х гг., когда после распада СССР сюда повально хлынула продукция из-за рубежа. Его популяризировали диснеевские мультфильмы, голливудская кинопродукция и даже видеоигры. Но массово отмечать Хэллоуин в Молдове стали относительно недавно, в основном при «демократической» власти.
“Западники” говорят, что Хэллоуин давно потерял своё сакральное значение, это просто весёлый карнавал, тематическая вечеринка, на которой взрослые и дети могут примерить на себя образы отрицательных героев и весело провести время.
“Я видел, как это празднуется в других странах – люди веселятся, поздравляют друг друга, дети в костюмах ходят от дома к дому, поют песни, просят сладости. Я – за многообразие, это помогает людям преодолеть страх. Взаимное проникновение культур – это то, что мы не можем остановить”, - считает политолог, экс-представитель РМ в Совете Европы и ООН Алексей Тулбуре.
В свою очередь “традиционалисты” уверены, что такие праздники, как Хэллоуин, абсолютно не соответствуют нашей национальной культурной и духовной традициям. Вся символика этого праздника, по их словам, неприемлема для православного христианина, т. к. представляет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: культ смерти и духов зла, колдовство, гадания, атрибутика сатанизма.
“К празднованию так называемого Хэллоуина я, как любой православный христианин, отношусь крайне отрицательно. Я считаю данное мероприятие проявлением сатанизма, с этим заигрывать нельзя, это - опасно. Иногда – смертельно опасно. В прошлом году в Бухарестском ночном клубе Colectiv на Хэллоуин погибли 27 человек, 155 были ранены. И это - не единственный подобный случай. Той же ночью загорелся ночной клуб в Сочи, где тоже “праздновали” с чертями. К счастью, там никто не пострадал. В 2014 г. на аналогичном “праздновании” в российском Владимире сгорел ночной клуб “Моника Белуччи”. Уже даже этих примеров достаточно, чтобы в том числе люди, не верующие в Бога, осознали – в Хэллоуин играть не стоит”, - считает политолог Виктор Жосу.
Церковь как православная, так и католическая, всегда осуждала празднование Хэллоуина. В 2009 г. Ватикан раскритиковал традиции этого праздника: Святой Престол заявил, что они несут “террор, страх и смерть”, а сам Хэллоуин был назван “оккультным и антихристианским”.
По мнению Станислава Лалана, представителя Французской ассоциации католических епископов, Хэллоуин “извращает представления о жизни и смерти”, а епископ Ниццы Жан Бонфис заявил, что этот праздник и связанные с ним обычаи “совершенно чужды средиземноморской культуре и христианской традиции” и предупредил католиков об опасности “этого главного праздника сатанистов всего мира”.
В России дебаты о том, стоит ли перенимать эту западную традицию, ведутся не один год. Представители традиционных религий, в первую очередь Российской православной церкви и исламской уммы, категорически против.
Одним из первых публичных высказываний представителей церкви на тему Хэллоуина считается реплика официального представителя РПЦ, протоиерея Всеволода Чаплина, который в 2003 г. заявил: “Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила – это нечто приятное, веселое или, по крайней мере, неопасное”.
Молдавская Митрополия тоже периодически (но не так, чтобы громко) выступает против празднования Хэллоуина. Например, в 2014 г. на сайте Митрополии был размещен релиз, осуждающий всех, кто принимает участие в данном празднике: “Достойно сожаления отношение людей к этому дню. В церковь в день поминовения усопших не приходят, а вечеринки по случаю Хэллоуина не пропускают. Чем носиться и наряжать все семейство в привидения и вампиров, лучше уяснить себе, что цель нашей жизни состоит в том, чтобы уподобиться Христу”.
Хэллоуин шагает по планете
Хэллоуин уходит корнями в кельтскую культуру Ирландии и Шотландии. Он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября, в канун Дня всех святых. Древние кельты считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир, и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхейна (Самайна) – повелителя смерти, древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что задобренный Самхейн разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда берет начало обычай бродить в ночь на Хэллоуин, наряженными в костюмы привидений, ведьм и духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.
Когда христианство распространилось на территории Великобритании, эти языческие традиции смешались с христианским праздником – католическим Днем всех святых. Католическая церковь долго боролась с языческими обычаями пугать и задабривать злых духов, поэтому перенесла с мая на 1 ноября празднование Дня всех святых. Идея принадлежала папе Григорию III, надеявшемуся таким образом христианизировать праздник и искоренить язычество. Но из христианизации Самхейна ничего не вышло. Через несколько веков в средневековой Англии он получил название “Канун Дня всех святых” (All Hallows Even), а позже трансформировался в привычный Halloween.
После так называемого Великого картофельного голода середины XIX в. многие ирландцы переселились в Америку, вместе с ними туда “перекочевал” и Хэллоуин с его обычаями. А уже из США в рамках процесса американизации и глобализации Хэллоуин “зашагал” по всему миру.
“Сегодня на Западе идет так называемая фаза постмодернистского общества, где разрушаются все основы традиционного общества – семья, вера, нравственность, - говорит политолог Богдан Цырдя. - Потому что незыблемые ценности традиционной культуры, главным из которых является религиозная мораль, стоят на пути конструирования нового, “постмодернистского” миропорядка, в котором беспрекословно политически и экономически доминирует Запад.
Всё, что мешает этой экспансии (вера, традиции, обычаи), должно быть разрушено. Западные ценности навязываются остальному миру, выдаваясь за универсальные. То есть происходит глобальная унификация, а общество планомерно превращается в безличную массу, требующую хлеба и зрелищ. И такие праздники, как день Святого Валентина или Хэллоуин, не зря получили название праздников глобализации. С одной стороны, происходит вытеснение и постепенное уничтожение национальных культур. С другой - такие праздники, как Хэллоуин, по сути, являющиеся феноменом неоязычества, где воспевается не культ живых, а культ мертвых, бьют по основам христианской веры”.
Кроме того, как отмечают международные комментаторы, активная популяризация и, по сути, навязывание “праздников глобализации”, вырабатывают в обществе культ потребления (http://www.noi.md/ru/news_id/93018), заставляя людей добровольно раскошеливаться. Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц для получения огромных прибылей от продажи товаров и развлечений. Недаром после Рождества, Хэллоуин является вторым по степени коммерциализации праздником в США (американцы ежегодно тратят на костюмы, сладости и украшения около $6 млрд.), и третьим - в Великобритании.
No Halloween
В социальных сетях появились публикации против празднования Хэллоуина. “Поздравляю! С чем? Что можно пожелать в этот праздник: желаю тебе страха, желаю тебе смерти? Смешно до абсурда. Что это – дань моде или вопрос монетизации, но почему же так все бездумно? Мир сходит с ума?!”, - говорится в одном из комментариев.
Противники запретов говорят, что ничего страшного в разгульной ночи Самхейна нет. Это просто игра, маски-шоу, маскарад - без всякого религиозного или иного подтекста. Но как писали в российской прессе в прошлом году, Хэллоуин не может быть нейтрален уже хотя бы по дате своего проведения: он празднуется накануне католического Дня всех святых (1 ноября). “По логике людей подобного рода, бить в барабаны и орать частушки в Пасхальную ночь за церковным забором тоже может быть понятием “просто веселое” и “нейтральное”. Ведь это “некое выпускание пара”, только и всего!”
.
Против празднования Хэллоуина выступает и целый ряд психологов. Они говорят, что переодевание в скелетов, зомби или вампиров не так невинно, как кажется, особенно для детской психики.
Хэллоуин, что бы кто ни говорил, – это пропаганда культа смерти, на таких “тематических вечеринках” детям практически не даётся положительного образа. В итоге для детей чувствительных, впечатлительных и мнительных это может обернуться устойчивыми страхами темноты, неврозами, ночными кошмарами, а для возбудимых детей эмоциональное переживание сцен насилия, крови может обернуться еще большей неуправляемостью.
Как отметил французский писатель Франсуа Тайланди, Хэллоуин – это продолжение тенденции уничтожения европейской культуры, в ряду таких явлений, как поклонение рэпу, макдональдсам, голливудскому кино: “Теперь Америка, похоже, начинает изменять нашу повседневную жизнь. И заметьте, они специально нацелились на наших детей”.
И большой выбор предложений для празднования Хэллоуина в Молдове – как раз из той самой программы, которую выполняют, не задумываясь, большинство предпринимателей, в чьих заведениях проходят эти «праздники». Странно, что Министерство культуры не обращает внимания на эту форму досуга, не видя в ней идеологической подоплёки, и не считая нужным (конечно, не запрещать) в качестве альтернативы продвигать национальные праздники, которые существуют на этой земле испокон веков. А ведь это развивает в молодом поколении интерес к истории и традициям своего народа. Часто говорят, что у нынешних людей нет патриотизма. Но откуда он возьмется, если дети вырастают на чуждой нам культуре?
Владислав Бордеяну