Люди бедны не по собственной вине, а из-за эксплуатации и угнетения, грехов богатых, коррумпированных лидеров и госчиновников, захвативших госструктуры, из-за несостоятельности уголовного законодательства, отсутствия элементарной дисциплины и учета.
Бюджеты страны недобирают положенные по закону налоги и сборы. Происходит это в одинаковой мере как по вине налогоплательщиков – юридических и физических лиц, так и, в большей мере, по вине архислабой системы учета национальной статистики, отсутствия системного анализа работы экономики.
Согласно отчетным данным, представляемым в национальное бюро статистики по итогам 2019-2016 годов предприятия указали задолженность бюджетам в сумме 13,823 миллиарда лей. В том числе задолженность госбюджету – 10,303 миллиарда, бюджетам НКСС и НКМС - 3,520 миллиарда. В то же время по отчетам государственной налоговой службы кумулятивная задолженность бюджетам составила только 3,984 миллиарда лей.
То есть предприятия признают долгов бюджетам на 9,839 миллиона лей больше, чем насчитала налоговая служба - орган, призванный администрировать налоговую систему государства!
В соответствии с Налоговым кодексом (статьи 264 и 265) при выявлении недоплаты налогов и сборов в нарушение законодательства задолженность можно и нужно вернуть - но только за период последних четырех лет, эшелонировав суммы на протяжении шести лет.
Нарушения, приведшие к недоплате социальных и медицинских взносов еще на 12 миллиардов
По закону взносы в бюджет медфондов должны быть рассчитаны так: доля работодателя - в размере 4,5 процента от фонда оплаты труда (ФОТ), доля работника – 4,5 процента от фонда зарплаты (ФЗП).
Взносы в социальный бюджет: доля работодателя - в 23 процента от ФОТ, доля работника – 6 процентов ФЗП.
Однако случился невероятный казус. Проекты соответствующих законов готовили в минтруде на русском языке, как у нас сегодня говорят, русскоязычные специалисты. При переводе на государственный язык в версии законов была допущена непростительная ошибка, которую все последующие годы как бы никто и не заметил. И ФОТ, и ФЗИ переведены как ФЗП.
Таким образом, так как ФОТ примерно на 25 процентов больше ФЗП, социальные и медицинские взносы были определены на такую же сумму меньше.
И только за 2019-2016 годы недоплата работодателями (предприятиями) взносов в социальный и медицинский бюджеты из-за законодательной ошибки составила 12,1 миллиардов лей.
Ныне, после того как была выявлена эта ошибка, приведшая к значительным недоплатам в соответствующие бюджеты со стороны работодателей, применять положения НК и вернуть недоплату почти невозможно. Потому как формально, по закону работодатели не виноваты. Виновато министерство труда, автор соответствующих проектов законов, орган, ответственный за сектор труда и зарплаты, чьи специалисты которого обязаны были знать о существовании двух фондов – ФОТ и ФЗП.
В минтруде обязаны были знать, что положение об оплате труда, с подробной информацией о затратах на рабочую силу, о ФОТ и ФЗП, об их компонентах, регулируется регламентом ЕС №1737/2005. Подобные регламенты разработаны и действуют во всех странах мира, даже в самопровозглашенной ПМР. Нет их только в Молдове.
Этим регламентом частично пользуются специалисты национального бюро статистики при определении затрат на рабочую силу, в том числе ФОТ и ФЗП.
Недоплата имела место и по вине законодательного органа, где неграмотно перевели проекты законов.
Частично виновно и министерство финансов, его специалисты, чиновники и руководство обязаны были обнаружить допущенную ошибку.
За более чем десятилетие обязаны были выявить ошибку и в налоговой службе.
Однако в итоге, после моих неоднократных обращений в адрес правительства, минтруда и минфина, как всегда у нас поступают, решили традиционно исправить и эту ошибку. В декабре 2020 года в законодательство внесли поправки, на основании которых, начиная с 1 января 2021 года, в бюджет медфондов все 9 процентов рассчитают и оплачивают из зарплаты работников. А все 29 процентов перечислений в социальный бюджет считают и платят работодатели - так же из ФЗП.
Однако и такой, де юре и де факто бандитский, прием, призванный скрыть допущенные миллиардные недоплаты в бюджеты, не освобождает всех участников миллиардной аферы от уголовной ответственности. Потому что сроки исковой давности для подобных уголовных деяний не установлены.
Предпринимательский налог: для МСП - 4 процента с продаж, для крупных предприятий – 0,2 процента
Согласно НК, всем налогоплательщикам обещаны одинаковые налоговые условия. Но это - только на бумаге. Де факто и де юре малые, средние и микропредприятия (МСП) отчисляют предпринимательский налог в размере 4 процентов от продаж независимо от их финансового положения.
А крупные предприятия предпринимательский налог должны отчислять по стандартной ставке 12 процентов, но уже от налогооблагаемой прибыли. То есть после вычета всех расходов и потерь. На основании бухгалтерского стандарта «Расходы» этим предприятиям дозволено из своих продаж вычесть 99 категорий/видов расходов, плюс сотый вид, чисто молдавский, «и другие расходы», в соответствии с бухгалтерской политикой конкретного предприятия.
При таких льготных условиях из примерно 57 тысяч активных предприятий только около 30 тысяч отчитываются о результатах работы с налогооблагаемой прибыли и де факто отчисляют предпринимательский 12-процентный налог от налогооблагаемой прибыли. Что в пересчете от продаж в среднем составляет всего 0,8 процента.
Но на самом деле все (!) крупные предприятия платят еще меньше: сСовместное предприятие «Rompetrol-Moldova» - 0,16 процента в 2019 году и 0,09процента в 2018 году; ООО «Petrom-Moldova» - 0,34 и 0,23 процента; «Lukoil Moldova» - 0,36 и 0,15 процента;
«Gas Union Fenosa» - 0,17 и 0,16 процента; АО «Energocom» - 0,08 и 0,09 процента; АО «Moldova-gaz» - 0,0 и 0,0 процента.
Такова ситуация в ста самых крупных предприятиях по объемам продаж.
Это бандитское положение необходимо немедленно исправить. И перейти на уплату предпринимательского налога для всех юридических субъектов из продаж. То есть так, как сегодня платят этот налог МСП: 4 процента. И при условии установления для всех налога на уровне одного процента с продаж - доходы бюджета от этого налога сразу как минимум удвоятся, что составит около (+)18,2 миллиарда лей.
Подводим итоги пока только по трем вышеизложенным темам.
Упущенная сумма доходов в бюджеты за четыре последние года составила: 9,8 миллиарда лей по причине беспорядка в учете и сопоставлении отчетных данных НБС и налоговой службы; 12,1 миллиарда лей – по причине ошибок в законодательстве в части ФОТ и ФЗП; 18,2 миллиарда – из-за того, что не вводится единый предпринимательский налог с продаж. Итого 40 миллиардов лей - доходы национального бюджета за год!
Думитру БАРБАЛАТ