Освобождение молдавских летчиков несколько раз было под угрозой из-за «персонажей», которые вмешивались в работу правоохранительных органов и спецслужб. Об этом 12 февраля сообщила Генпрокуратура в своем пресс-релизе. Кто эти «персонажи», в ведомстве не уточнили. Но подчеркнули, что летчики не находятся в безопасности, пока не вернулись в Молдову.
Как сообщила Генпрокуратура, правоохранительные органы Молдовы три года вели спецоперацию по освобождению молдавских летчиков из плена в Афганистане. В пресс-релизе говорится, что в этом им помогали коллеги из-за рубежа, у которых был опыт работы в подобных ситуациях. Какие страны участвовали в операции, в сообщении не уточняется. Генпрокуратура также сообщила, что уже завела уголовное дело, связанное с освобождением летчиков. Его детали не разглашают, чтобы не навредить расследованию.
Несмотря на секретность, уточняют в Гепрокуратуре, спецоперация несколько раз была под угрозой срыва из-за вмешательства «нескольких персонажей», которые пытались использовать ситуацию в своих интересах. Их имена в пресс-релизе не называются.
Кроме того, Генпрокуратура назвала «безответственными» публичные заявления об освобождении летчиков, которые появились в последние дни в СМИ. «Они могут поставить под угрозу жизнь заложников, которые до сих пор не вернулись в Республику Молдова и не находятся в безопасности», - отмечает ведомство. Также Генпрокуратура отметила, что за подобные заявления «посторонних лиц» могут привлечь к ответственности.
В понедельник, напомним, президент Игорь Додон сообщил, что молдавских летчиков освободили из плена. После этого спикер парламента Андриан Канду заявил, что молдавские госструктуры три года работали над их освобождением, и летчики должны были сразу прибыть в Кишинев, однако, из-за вмешательства Додона их возвращение на родину затянулось. «Додон сейчас держит наших летчиков в Москве как предвыборных заложников. Это можно расценить как преступление против граждан Молдовы», — добавил он.
Час спустя Игорь Додон написал на своей странице в Facebook, что сделал все возможное для освобождения молдавских летчиков. Также он проигнорировал заявления спикера парламента Андриана Канду о том, что летчики стали «предвыборными заложниками» президента, но заявил, что как глава государства «посчитал своим долгом и первостепенной задачей способствовать положительному и скорейшему решению этой критически важной проблемы».
Вечером того же дня лидер «Нашей партии» Ренато Усатый заявил в эфире Jurnal TV, что делегация министерства иностранных дел и евроинтеграции (МИДЕИ) отправилась в Москву за освобожденными летчиками. МИДЕИ подтвердило эту информацию только 12 февраля. Внешнеполитическое ведомство также попросило российские власти обеспечить доступ членов делегации к бывшим заложникам.
Вертолет с молдавскими летчиками, напомним, сбили в Афганистане в 2015 году. После этого на него напали талибы, а командира экипажа убили. Еще двух летчиков взяли в плен. Осенью 2017 года лидер «Нашей партии» Ренато Усатый узнал о примерном местонахождении пилотов, после чего стал готовить их освобождение и рассказал об этом молдавским СМИ.
Усатый утверждал, что через посредника договорился с талибами об освобождении заложников на условиях, что сам уйдет с террористами как гарант их безопасного отступления. Однако поехать в Узбекистан, на границу с которым должны были привезти пилотов-заложников, он не мог, так как молдавские власти объявили его в розыск в СНГ. По словам Усатого, позже молдавские спецслужбы решили взять освобождение на себя, и он помог им связаться с контактным лицом в Афганистане.
«Но потом до меня дошла информация, что у [лидера Демпартии Владимира] Плахотнюка и Додона есть свое видение решения этого вопроса, что они хотят заплатить за их освобождение $2 млн», — сообщил Усатый. По его словам, он решил обнародовать информацию о пленных молдавских пилотах, после того как узнал, что сделку с выкупом граждан Молдовы назначили на сентябрь 2018 года, то есть в преддверии парламентских выборов. «Надо вернуть людей домой и не надо делать из этого политику. Мне не нужны медали, просто верните людей домой», — написал тогда Усатый.
Додон тогда говорил NM, что его, «конечно, интересует судьба наших граждан», и администрация президента «отправит запросы по всем каналам внутри страны и моим связям за рубежом». «Работа идет […] Думаю, самое важное, чтобы они вернулись домой. И не важно, кто этим занимается и на каких условиях», - подчеркивал Додон.