Площадь Великого национального собрания зарезервирована по пятницам, субботам и воскресеньям для организации общественных мероприятий до 2025 года. Соответствующие предварительные заявки подала в примэрию столицы Партия социалистов. И Либеральная партия зарезервировала на сто лет вперёд площадь Великого национального собрания (ПВНС), а сквер Национального театра оперы и балета (НТОБ) и сквер Европы – на 8, 9 и 10 мая. Органы публичной власти уточняют, что законодательство не предусматривает ограничений относительно срока, на который может быть зарезервировано то или иное общественное пространство для проведения собраний. Эксперты полагают, что часто эти долговременные резервирования делаются злонамеренно, но это не должно ограничивать граждан в их праве на собрания, сообщает ipn.md.
ПСРМ зарезервировала ПВНС по пятницам, субботам и воскресеньям на 2020–2025 годы. Депутат-социалист Василе Боля сообщил IPN, что аналогичные предварительные заявки были поданы и на 2014–2019 годы. Они подаются в соответствии с действующим законодательством, которое предусматривает, что заявку нужно подать не менее чем за пять дней до запланированного мероприятия.
В ответе для Агентства IPN Либеральная партия отмечает, что политформирование зарезервировала территорию перед бюстом господаря Александру Иоана Кузы на 24 февраля, чтобы, по сложившейся традиции, отметить День объединения румынских княжеств (24 января 1859 г.). Кроме того, ПВНС, сквер НТОБ имени Марии Биешу и сквер Европы были зарезервированы на 8, 9 и 10 мая для организации мероприятий, посвящённых 9 Мая – „Дню Европы”. „Учитывая тот факт, что закон не предусматривает конкретного срока, на который то или иное пространство может быть зарезервировано для собраний, приоритетом при проведении собрания пользуется тот, кто первым подал предварительную заявку”, - говорится в ответе либералов.
Главный специалист Муниципального управления по социальным и гуманитарным вопросам и межэтническим отношениям Василе Паскарь сообщил IPN, что власти готовят ряд ходатайств, адресованных законодателям, с целью ограничения срока, на который может быть зарезервировано для собраний то или иное пространство. Организаторы обязаны уведомить примэрию о манифестации не менее чем за пять дней заранее. Если имеется несколько претендентов, то власти проводят рабочее совещание с их участием.
Эксперт Ассоциации Promo-LEX Флорин Гыскэ в беседе с корреспондентом IPN отметил, что механизм подачи предварительной заявки был включён в закон с целью обеспечить общение между организатором и органами публичной власти. С тем, чтобы организаторы могли воспользоваться услугами, полагающимися в случае публичных мероприятий. Когда заявки подаются за два, пять или десять лет заранее, то возникает вопрос по поводу добросовестности организатора. И в случае двух вышеупомянутых политформирований элементов добросовестности не наблюдается, потому что вероятность того, что податель заявки всё ещё будет жив через сто лет, или политическая структура будет существовать через несколько десятилетий, очень мала. А значит, по его мнению, речь идёт о неправомерном использовании положений Закона о собраниях.
Эксперт уточняет, что механизм уведомления властей хорош в случае добросовестных организаторов. Закон гласит, что приоритетом на то или иное пространство или дату обладает тот, кто первым подал предварительную заявку. Если площадь общественного пространства это позволяет, то одновременно могут быть проведены сразу две манифестации, не беспокоя друг друга. „Но на практике этого не происходит, потому что, вероятно, пока у наших организаторов собраний отсутствует культура разделения и использования общественного пространства. И это показала практика – каждый раз, когда у нас было несколько подателей предварительных заявок, особенно когда у нас бывали одновременные собрания, на совещаниях в примэрии почти никогда, я не припомню ни одного такого случая, чтобы организаторы достигали консенсуса”, - рассказал Флорин Гыска.
Эксперт считает, что проблема не столько в законодательстве, сколько в отношении и недобросовестности некоторых организаторов публичных собраний. По его мнению, нельзя ограничивать законодательными нормами право граждан на собрания для устранения неправомерного отношения некоторых организаторов.