Накануне соседнее государство постигла большая радость. Новым премьер-министром стал представитель Национал-либеральной партии Людовик Орбан. Пока сами румыны думают, чего в новой ситуации ожидать, определённые политические силы Молдовы уже подсчитывают возможные барыши. И у них есть для того все основания.
«Наш любимый король Луи»
Людовик Орбан считается не только врагом социал-демократов (близких с ДПМ Влада Плахотнюка), но и очень большим другом блока ACUM. Нет, не каким-то там абстрактным «иностранным партнёром», а вполне конкретным товарищем – приятным и знакомым. Будучи сам человеком тяжёлой политической карьеры (несколько поражений на выборах мэра Бухареста и председателя собственной Национал-либеральной партии), он всегда был готов искать долгосрочных союзников – в том числе и в диаспоре.
Не раз Орбан помогал «акумовцам» лично. Вот, например, совсем недавно, 31 августа, возлагал с ними совместно цветы к памятнику господаря Штефана в Кишинёве. И в ходе парламентских выборах на иностранных округах кое-чем помог. Да и вообще всячески лоббировал. И тут – такой лоббист сам становится у руля румынского правительства! Надо ли удивляться, что его коллега Майя Санду поздравила одной из первых?
Но самым интересным выглядит заявление министра внутренних дел, по совместительству главы правящей Платвормы «DA» Андрея Нэстасе. Непонятно в каком качестве, он срочно направил поздравления господину Орбану и отметился очень странной (на первый взгляд) фразой. А именно – попросил «не забывать о самых верных и хороших друзьях в Республике Молдова». Проговорился!
Просто про блок «ACUM» министр-председатель сказал бы просто «друзья». А вот «самыми верными и хорошими» он считает, конечно, себя и своё окружение.
Источники в одной из унионистских партий Молдовы сообщают интересное: скоро местные румынисты перестанут ругать Нэстасе почём зря, сменят гнев на милость. И, в то же время, выступят с активными требованиями в адрес его партнёра по коалиции и блоку Майе Санду.
Согласно свежему плану, правительство должно принять ряд постановлений, которые выведут унионистское движение Молдовы на привилегированное положение, а также уничтожат всякую базу для противодействия противникам независимости. Санду, по мнению унионистов, обязана всё это подписать в качестве премьера.
Но вот главным фаворитом новой румынской власти должна стать не она, а её нынешний подчинённый по кабинету министров. Андрей Нэстасе чётко понимает, что настало время передела электоральных сегментов и готов занять доминирующее положение на право-центристском фланге. Да что там на право-центристском? Теперь уже просто на правом.
Возвращение экстремиста
В том, что Андрей Нэстасе из «умеренного» униониста обязан будет превратиться в «безудержного», нет никаких сомнений. Равно как и в том, что его партии придётся «добровольно-принудительно» совершить этот крен.
Однако, новую форму сотрудничества придётся «консумировать». Через вполне конкретный шаг. Таковым должно стать возвращение в Молдову унионистского лидера Георге Симиона. Кстати, соответствующую просьбу изгнанный из Молдовы на пятилетний срок Симион ещё в июле направил не кому-нибудь, а именно новому министру внутренних дел Андрею Нэстасе. Как знал!
33-летнего уроженца Фокшан источники относят не к идейным, а к «конъюнктурным» унионистам, но в этом и отмечают его главную опасность. Такой не станет останавливаться ни перед какими – даже самыми низкими – методами, чтобы утвердить свою узнаваемость и значимость, «отчитаться» перед запрутскими грантодателями.
А тем более – после того, как пришлось вынужденно прекратить свои «бессарабские командировки». Слишком много Бухарест вложил в «проект Симиона». Нужно наврстывать упущенное. И в ход пойдут любые методы. Включая явные провокации, попытки стравить между собой представителей разных этнических групп, да и представителей титульной нации рассорить – тоже. Вплоть до массовых физических столкновений и акций неонацистского толка, экстремизма и вандализма.
Не зря, очень не зря правоохранительные органы в своё время так хотели убрать из Молдовы куда подальше «простого молодёжного лидера». И добивались запрета даже несмотря на то, что власть к унионистам в целом относилась лояльно, а среди лоббистов Симиона значились люди из окружения премьер-министров Юрия Лянкэ и Павла Филипа…
Андрей Нэстасе должен будет не просто поддержать проект Симиона. Не только вернуть этого радикала в страну, но и оказывать ему всяческое содействие. Во всём, что потребуется – от организации объединения всех ультраправых движений вокруг одного вожака и до личного контроля за тем, чтобы Симиона и тех, на кого укажет Симион, никто не обижал, а «огорчали» как раз тех, кто Симиону чем-то не понравился.
Реформа министерства внутренних дел? Становление Кишинёва в качестве европейской столицы? Деолигархизация? Забудьте, это всё второстепенно. Теперь приоритет у Нэстасе один и зовут его Георге Симион. И по тому, как лидер PDA будет с главной своей задачей справляться, и будет решено, какую помощь в дальнейшем получит.
Цена лояльности
Румынская морковка, которой манят бессарабского ослика, всегда была вполне конкретна. С конкретными предложениями вышли и на Андрея Нэстасе. Причём даже сам новоиспечённый премьер Людовик Орбан выступает здесь лишь гарантом сделки и исполнителем отдельных её пунктов.
Подлинными репрезентантами румынской стороны выступают тамошние спецслужбы. Та их часть, которой не впервой создавать иллюзию «Бессарабии, мечтающей вернуться в лоно Великой Румынии» через подлог и пропаганду.
В первую очередь, конечно, речь идёт о деньгах. О достаточно больших деньгах, чтобы Нэстасе-сотоварищи чувствовали себя комфортно. Зачем, в самом деле, постоянно искать поддержку у европейцев в целом и тихо завидовать Майе Санду, которая вхожа в определённые круги Соединённых Штатов? Европейцы – люди придирчивые. Реально следят за тем, как проходят реформы. Замечают, кто и за сколько восстанавливает в должностях токсичных представителей прошлого режима. И, в случае чего, лишают негласной финансовой подпитки за здрасьте.
Совсем другое дело – договориться с унионистами по обе стороны Прута. Помогай им всеми силами, но в остальное время делай что хочешь. А средства будут – и достаточно, чтобы не считать себя «всего лишь вторым» лицом в блоке…
Второй момент – перспектива возможного избрания Нэстасе на пост генерального примара муниципия Кишинэу. Румынская сторона (и лично премьер Орбан) гарантируют благодарность в виде, например, массовых договорах о побратимстве с румынскими муниципалитетами. Благо, это – одно из предвыборных обещаний кандидата Нэстасе. Особой пользы от этого не предвидится – не все потенциальные «побратимы» заинтересованы в сотрудничестве. Но реклама хорошая.
Пойдёт речь и о грантах и кредитах в муниципальный бюджет. Особенно приятно и выгодно для будущего примара даже не то, что кредиты придут, а то, что кредиторы не станут особенно интересоваться, на что деньги реально пойдут, через какие фирмы, с какими откатами, и на чьи плечи потом ляжет долг.
Смена ролей в блоке
Ну, и, наконец – самое главное. В случае, если Андрей Нэстасе полностью удовлетворит новых хозяев, они помогут ему «пойти на повышение». Ну зачем задерживаться в столичной примэрии, если можно выдвинуться и в президенты страны? С Майи Санду хватит и кресла премьера, тем более Нэстасе ей уже дорогу к президентуре как-то уступал, а обида и амбиции никуда не делись. С такой поддержкой можно начать диктовать и собственные условия.
Как говорят источники, «Нэстасе сделают предложение, от которого он не сможет отказаться». Главным образом - потому, что к слову «финансирование» присовокуплены волшебные слова «будем финансировать отдельно от остального блока». А те самые «договора о сотрудничестве» помогут проводить вполне легальное отмывание денег в партийную и личную кассы.
И даже забавно, что на первых порах «исполнителя» придётся играть всё той же Майе Санду. Во всяком случае, нам осталось недолго ждать, чтобы увидеть – кто конкретно из унионистских сил начнёт донимать её соответствующими прошениями (возвращение Симиона, преференции для унионистских НПО и т.д.). А также кто именно из разрозненных молдавских унионистов начнёт пиарить эту темы в социальных сетях (возможно, через детей, друзей, детей друзей и друзей детей), попутно пытаясь стяжать славу «самых прорумынских унионистов из всех унионистов».
Счёт пошёл на дни, если не на часы. Запасаемся попкорном, господа!
АВТОР: Костантин Буркэ
N.B. Мнение автора текста может не совпадать с мнением администратора блога и/или редакции портала