Лента новостей

24-04-2024, 23:52
Обращение Митрополита Владимира к священникам, покинувшим Молдавскую Православную Церковь: "Ошибки надо признавать, а дела - исправлять"
0
 
24-04-2024, 23:43
Парламент независимости призывает правительства Кишинева и Бухареста принять Акт об объединении
3
 
24-04-2024, 23:38
Блок „Вместе” требует от властей наказать политических и финансовых соратников группы Шора
2
 
23-04-2024, 22:06
В аэропорту Кишинева тщательно досмотрели вернувшихся с политического съезда Илана Шора
6
 
23-04-2024, 22:02
Илана Шора могут обвинить в государственной измене
2
 
23-04-2024, 21:46
В Зоне безопасности прошли учения миротворцев: Кишинев осудил их
0
 
23-04-2024, 21:43
Участники "Би-2" и члены их семей подали документы на получение гражданства Республики Молдова
0
 
23-04-2024, 21:38
Молдовагаз и в мае закупит газ у Energocom, выигравшее тендер
0
 
22-04-2024, 20:38
Молдавский министр инфраструктуры предложил избавиться от оппозиции
6
 
22-04-2024, 20:28
Молдова и США подписали важный меморандум в преддверии выборов
1
 
22-04-2024, 20:22
Готовимся к майским праздникам: Началась уборка мемориального комплекса «Вечность»
1
 
22-04-2024, 20:18
Воронин: Члены КС должны сидеть в тюрьме не менее 10 лет
1
 
21-04-2024, 17:34
Мать Вероники Драгалин награждена орденом «За гражданские заслуги»
0
 
21-04-2024, 17:30
Оппозиция Молдавии объявила о создании политического блока "Победа"
23
 
21-04-2024, 17:25
Глава Гагаузии приехала с визитом в Москву
3
 
21-04-2024, 17:22
Олеся Стамате исключена из состава Национальной комиссии по европейской интеграции
0
 
18-04-2024, 00:02
9 мая состоится автопробег "Два Берега - Одна Победа" (Видео)
3
 
17-04-2024, 23:28
Регистрация рождений и смертей будет переведена в цифровой формат
5
 
17-04-2024, 23:19
Водитель, который перевозил пропавшую девочку из Оргеева, арестован полицией
0
 
17-04-2024, 19:24
Суд вернул Митрополии Молдовы иск против приходского священника из Гидигича
0
 
Все новости

Кризис

В Молдове это слово стало расхожим. У нас давно, много и справедливо говорят о самых разных кризисах – политическом, экономическом, демографическом, о кризисе в образовании, здравоохранении, о кризисе морали… 
 
Почти не говорят о кризисе духовном, хотя он является причиной всех вышеназванных кризисов. 

И совсем не говорят еще об одном кризисе, также являющемся следствием духовного кризиса, – о кризисе, имеющем непосредственное отношение к происходящему все последние годы, месяцы, но особенно происходящему в последние несколько дней. Это кризис правосознания.
 
Осознанное игнорирование требований закона, стремление вывернуть его наизнанку («закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло»), в целом негативное отношение к правовым ценностям – это очень характерно для современного молдавского общества. Причём не только для так называемых широких народных масс («неважно, что имярек украл – важно, делится или не делится он с нами»), но и для относительно узкой социальной прослойки, именуемой элитой. И, что совсем печально, для еще более ограниченной части этой элиты (ограниченной численно, про интеллектуальную ограниченность сейчас умолчу), которую принято называть политическим классом. 
 
Именно кризис правосознания у молдавских политиков всех без исключения мастей и ориентаций есть причина сегодняшнего плачевного состояния дел в молдавском государстве. И, в первую очередь, установления двоевластия и возникновения риска уличного противостояния в Кишинёве с вовлечением в него сторонников различных политических сил. 
 
Но по порядку.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
 
Применительно к событиям последних дней первыми о нём заговорили Плахотнюк и его люди. Заговорили сразу после формирования депутатами от ПСРМ и блока ACUM парламентского большинства, избрания спикером Зинаиды Гречаный и премьер-министром Майи Санду. 
 
Фактически со стороны ДПМ это было перехват инициативы и перекладывание вины с больной головы на здоровую (или, если угодно, на условно здоровую; кризис правосознания никуда не делся). Ведь реальный государственный переворот в Республике Молдова произошёл не 8 июня 2019 года, а задолго до этой даты. В реальном государственном перевороте, который носил ползучий характер (то есть был не единый политический акт по подрыву конституционного устройства страны, а целая, длящаяся во времени, серия таких актов), участвовало много персон из состава прежнего парламента и других молдавских государственных институтов, а координировал их действия лидер ДПМ Владимир Плахотнюк (отсюда и прозвище Координатор). 
 
Поэтому голосование в новом Парламенте 8 июня депутатами от ПСРМ и блока ACUM следовало бы называть КОНТРПЕРЕВОРОТОМ. То есть действием, направленным на восстановление конституционного устройства.
 
Намёки на придание этому голосованию именно таких смыслов содержаться в принятой в тот же день новым большинством декларации о «захваченном государстве». Но в том-то и дело, что только намёки. Но не чёткие и однозначные политико-правовые определения.

Уже отмечалось (не мной), что само словосочетание «захваченное государство» хорошо для митинговых трибун, для публицистических статей или даже резолюций и пр. Но в официальных документах, принимаемых органом государственной законодательной власти, его лучше избегать – из-за абсолютной правовой расплывчатости. В актах, голосуемых Парламентом, необходимо оперировать юридической терминологией. Парламент должен говорить на языке закона, а не улицы.
 
А с точки зрения языка закона в Республике Молдова на сегодняшний день мало что можно считать законным. Во всяком случае законным вполне. По-другому и быть не может, ибо в стране был совершён государственный переворот. И был разрушен конституционный строй, фактически перестала действовать Конституция. 
 
Источником разрушения конституционного устройства – это тоже всем и давно было известно – выступал Конституционный суд.

Из гаранта Конституции превратился в её ликвидатора.
 
А если не действует Конституция, это означает, что государства в его правовом значении фактически нет. Не ситуация, когда государство есть, но оно, видите ли, «захвачено», а ситуация, когда государства нет. Почувствуйте разницу.
 
Если государства нет, то что тогда имеется? А имеются отдельные институты, номинально государственные, возглавляемые отдельными номинально государственными чиновниками. Но логика поведения этих чиновников (включая судей Конституционного суда) продиктована не Конституцией (которая, повторюсь, не действует), а соотношением в борьбе между политическими кланами (их принято называть партиями, но это чисто по недоразумению). 
 
Какой клан на данный момент выглядит сильнее – в его интересах и действуют государственные чиновники, возглавляющие государственные институты. Излишне доказывать, что на данный момент сильнее выглядит клан Плахотнюка.
 
Собственно, так обстояло дело и год тому назад, и два, и три года. И всё это время те, кто тогда был в оппозиции, обязаны были неустанно, как мантру, повторять: «Конституция Республики Молдова не действует, она убита». Возможно, повторяй они это, в ситуации сегодняшнего двоевластия люди из руководства того же минобороны не делали бы абсурдные заявления по типу «пока нет определённости, армия подчиняется только Конституции». Какая Конституция, домнилор, прекратите это сотрясание воздуха. 
 
Впрочем, чего другого можно ожидать в ситуации тотального кризиса правосознания?
 
ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?
 
Новой и пока еще параллельной власти следует, наконец, начать делать то, чего она не делала до сих пор, – заговорить на языке права. 
 
Потому что сейчас, если смотреть со стороны, то для рядового обывателя ситуация выглядит, как борьба за власть между политическими кланами. Новая власть должна канализировать и мотивировать её как борьбу за восстановление разрушенного прежней властью конституционного строя. 
 
Сегодня Плахотнюк и его окружение настроены идти по беспределу. К этому их толкают и специфические особенности мафиозного менталитета, но и ситуация загнанного зверя, в которой они оказались после того, как все без исключения так называемые внешние партнёры Молдовы – и Россия, и США, и ЕС – выступили на стороне новой власти. Поэтому сегодня Плахотнюк будет стремится провоцировать хаос.
 
Это значит, что новая власть, а сегодня её конструкция ассоциируется, в первую очередь, с Зинаидой Гречаный и Майей Санду (народ ориентирован на конкретные фигуры, таково массовое восприятие политики) должна стать источником порядка. Тем более, что всё это очень родственные смыслы: восстановление конституционного строя – язык права – порядок.
 
В этой новой конструкции очевидно инородным телом (слабым звеном) выступает президент Игорь Додон. Объективно (что бы там он у себя в Фейсбуке ни писал) нынешний молдавский президент – часть старой властной конструкции, где всем заправлял Плахотнюк. Не случайно до последнего (до полудня 7 июня!) Додон, пустившись во все тяжкие, пытался протащить старую конструкцию в новую реальность – см. обнародованные видеозаписи его встречи с Плахотнюком. Но отложим пока в сторону инородное тело, сейчас не до него.
 
У новой власти есть одно очевидное преимущество – внешняя легитимность. Для политической жизни Молдовы она все последние годы была значимым фактором, преобладающим над легитимностью внутренней (под легитимностью понимаем право на власть). Тем значимее этот фактор сегодня, когда внутренней легитимности нет ни у кого. Включая депутатов ПСРМ и блока ACUM. Долго чесались, антиолигархическую коалицию надо было создавать в начале марта, а не июня. Пока чесались, утратили внутреннюю легитимность.
 
Вот и следует на всю катушку использовать фактор внешней легитимности. Как? Речь о конкретных шагах, выступать в роли советчика не берусь. Но навскидку готов назвать как минимум одно мероприятие – проведение в Кишинёве в ближайшие дни под эгидой Парламента при поддержке зарубежных партнёров международной конференции с такой, например, темой: «Восстановление конституционного порядка в Республике Молдова». Конференции, в итоговом документе которой расставить все точки над «i». 
 
Вообще такого рода акции – в опоре на внешние авторитеты (внутренних-то нет!) популярно объяснять молдавскому народу ху из ху – должны принять в ближайшие недели постоянный характер.

Но, главное, стать источником порядка. Именно с этой позиции новая власть должна начать выстраивание постоянной коммуникации с обществом. Апеллируя главным образом к тем его членам, которые сегодня если и не с Плахотнюком, то и не с новой властью.
 
Либо хаос и беспредел с блокированием доступа в госучреждения для представителей легитимной власти – а с какого-то момента до сведения всех, кто участвует в такого рода протестных акциях, должно быть непременно доведено содержание соответствующих статей УК, карающих подобные деяния. 
 
Либо постепенное терпеливое возвращение страны в конституционное русло. 

Что, собственно, и станет политической работой по преодолению кризиса.

Виктор Жосу



Похожие публикации

Войти через

30 комментариев

  1. 
    aleksander #13757
    Четко и конкретно
    Даёшь досрочные выборы !
  2. 
    lelea1986 #13758
    А Жосу чей? biggrin_mini2
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Незнайка #13761
      Почти ничей, да, и, вообще, некорректно ставить такие вопросы. Он точно мамы с папой
      Руки прочь от Стояногло! Жос Санду!
      1. 
        lelea1986 #13762
        Хорошо,Незнайка.Тогда я выскажу свою точку зрения.
        Во-первых,мой вопрос возник не на пустом месте.Вот это писал один и тот же человек?
        Молдавия. Контрпереворот Подробности: https://regnum.ru/news/2588393.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

        Раз вы считаете некорректным,то я считаю корректным ставить вопрос:Это один и тот же автор? Или это-плагиат с вариантами?
        "Спасибо Деду за Победу!"
  3. 
    lelea1986 #13768
    Незнайка,я вас сильно озадачила? Тот Жосу опубликовал в регнуме статью еще 11 марта 2019 года.Так это один и тот же человек?
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Незнайка #13774
      Да, это один и тот же человек, но что удивительного в последовательности? scratch_one-s_head_mini
      Руки прочь от Стояногло! Жос Санду!
  4. 
    lelea1986 #13775
    У Жосу была статья "Самозванец " о Воронине? Мой вопрос лежит в плоскости каких взглядов человек?Поэтому и задала вопрос "чей он "?Мне важно понять,человеку каких взглядов я адресую вопросы,чтоб не спрашивать лишнего.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      aleksander #13779
      Жосу критиковал ПКРМ,но и альянсы тоже.У него своё виденье развития страны.Сейчас он старается быть равноудаленным.
      Даёшь досрочные выборы !
      1. 
        Феникс #13784
        Старается, видим как он старается, и, главное, догадываемся на кого он старается.
  5. 
    lelea1986 #13780
    Правильно ли я понимаю,что Виктор не любит любую власть?
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      KucaMypbIca #13781
      Он скорее не любит, что он сам не во власти (и боже упаси, не на ведущей роли, а таким серым кардиналом, чтоб ни за что не отвечать). Его должны слушать, а все остальные мнения - неправильные.
      1. 
        Феникс #13783
        Всё гораздо проще, "объективный анализ" проходит в рамках заказа одного фонда по дискредитации Додона, а мы знаем, что есть такой фонд (фонд борьбы с российским влиянием), отсюда и ноги растут и деньги не пахнут у аналиста Жосу.
  6. 
    KucaMypbIca #13782
    Вопрос может и не по теме, но свете столь любимой всеми прогрессивными гражданами равноудаленности, куда делись блоги Лели (с заявлением ЦК ПКРМ) и Феникса (с мнением Цырди)? Или мне приснилось их наличие на сайте?
    1. 
      Феникс #13786
      Собственно, всё закономерно, и исключения из закономерностей случайны. Мы все ведь прекрасно понимаем и знаем, кто громче всех кричит "Держи вора!", закономерно получилось и в случае с ПКРМ на которой "шапка горит".
      1. 
        Феникс #13804
        Шапка уже не просто горит, а полыхает ярким пламенем https://point.md/ru/novosti/politika/pkrm-v-osnovu-aliansa-acum-psrm-polozheny-zhelanie-otomstit-i-strakh-razoblacheniia
  7. 
    lelea1986 #13785
    Ой,а я даже не заметила,хотя понимала,что чего-то не хватает. scratch_one-s_head_mini
    Только я выставляла не блог,а Заявление Центрального Комитета Партии коммунистов Республики Молдова О ТЕКУЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ прямо с официального сайта ПКРМ.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      KucaMypbIca #13787
      blush_mini Перепутала. Только помнила что было и кто вставил, а вот где pardon_mini
  8. 
    lelea1986 #13788
    Итак,у меня уже не получится анализировать сам тест блога без учета предыдущего на Регнуме.
    В своем блоге на РЕгнуме,исходя из тех реалий,вы ,Виктор,все же были сторонником временной коалиции между ПСРМ и АКУМ,как возможности осуществить "программу-минимум"-отстранение Плахотнюка от власти.
    Сейчас,когда временная коалиция заключена и запущен процесс отстранения,вы в этом тексте продолжаете критиковать Додона.Между тем,Додон таки стал "секундантом" и отказался пить чай в стороне.
    Ваши антипатии к Додону (я сама не его адепт,но некоторые устремления поддерживаю)видны без микроскопа.
    В этой новой конструкции очевидно инородным телом (слабым звеном) выступает президент Игорь Додон. Объективно (что бы там он у себя в Фейсбуке ни писал) нынешний молдавский президент – часть старой властной конструкции, где всем заправлял Плахотнюк. Не случайно до последнего (до полудня 7 июня!) Додон, пустившись во все тяжкие, пытался протащить старую конструкцию в новую реальность – см. обнародованные видеозаписи его встречи с Плахотнюком. Но отложим пока в сторону инородное тело, сейчас не до него.

    Хотя здесь вы более лояльны,чем в Регнуме.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      KucaMypbIca #13789
      Прелесть в том, что мадемуазель Санду, что вполне сидела себе в правительствах при разных премьерах, почему-то не считается инородным телом biggrin_mini2 Р- равноудаленность. Хотя, равноудаленность иногда бывает такой оригинальной boredom_mini
    2. 
      Феникс #13790
      Лёля, незачем плодить сущности и что-то себе надумывать, сама синтагма "инородное тело" не случайна и спущена от заказчика. Скрытая семантика здесь достаточно конкретная: "если есть инородное тело, то от него следует избавиться (вытолкнуть)" ... По факту, на это и направлены "старания по методичке". Ну и "отложим пока" надо понимать, что этим следует заняться чуть позже. Увы, Лёля, здесь я не ошибаюсь.
  9. 
    lelea1986 #13791
    Не хотите ли вы,Виктор,выбить "слабое звено"-Додона из этого временного устройства?
    Хотя,между тем,не вы,а он будет подписывать указы,которые,я надеюсь ,поспособствуют удалению Плахотнюка из власти.Вы ведь этого хотели?
    Так если вы равноудалены ,то почему не прозвучали здесь ваши равнозначные упреки в адрес Майи Санду-бывшего члена кабмина Филата?Или Нэстасе,за которым тянется шлейф Цопа?
    Меня тут пытаются убедить в вашей нейтральности,а я не верю.
    Но оставим наши разногласия.В чём я согласна с вами,что говорить нужно по закону,а не по понятитям.
    Но на данном этапе,важнее,применяя этот самый закон,выполнить программу минимум.А политика,как известно,не делается в белых перчатках.И реальность такова,что убрать Плахотнюка из системы ,следуя только закону,не получится.
    На сегодя,Генпрокуратура возбудила дело по финансированию ПСРМ на основании видеосъемки.Я не эксперт,но берусь утверждать,что съемка смонтированна хотя бы на том основании,что на ней видны сами обрезки в виде вспышек.
    Ведь Додон не идиот ,чтобы делать подобные заявления под вспышки видеокамер.
    Я так же уверенна ,что возбуждение дела будет иметь огромный резонанс,а видео признают подлинным.
    Но всё для того и делается,чтобы вызвать этот резонанс.увести людей от проблемы,посеять хаос.
    Виктор,оставьте ваши антипатии к Додону до досрочных выборов,а они будут.И я надеюсь,что в ЦИКе будут сидеть представители разных партий,с тем чтобы не допустить фальсификаций.
    Как бы вы не были "равноудалены",вы в состоянии понять,что отстранение от власти Плахотнюка,только началось,оно еще не состоялось.А вот Молдова может втянуться в орбиту местного "майдана".
    Удачи.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Феникс #13800
      Видео не имеют права признать не подлинным , ни не подлинным, в судебной практике подобные в/материалы не учитываются в качестве прямого доказательства, тем более, что снято оно незаконным путем, плюс ракурс самого видео не дает возможности сделать экспертизу соответствия речи к артикуляции. Плюс, оно не является основанием для выводов, поскольку речь идет о частной беседе, любые выводы здесь не более, чем интерпретация смысла. Мало ли о чём могут говорить люди гипотетически. Если вы просмотрите текст, то там нет никаких призывов, прямых предложений или угроз, речь об обсуждении статуса ПМР, не более. Относительно "внешнего финансирования", я лично уверен, что это монтаж, это же надо быть последним идиотом, что бы подобное рассказывать своему противнику, да еще и при свидетеле.
      1. 
        lelea1986 #13802
        Особенно,когда этот свидетель не посол РФ в Молдове,а как выяснилось-Сергей Яралов!
        "Спасибо Деду за Победу!"
  10. 
    lelea1986 #13792
    rofl_mini Ну?Шо я говорила? Первый пошел!Чубашенко: Уничтожив Плахотнюка, ACUM и ПСРМ перейдут к уничтожению друг друга
    Меня просто "удивляет" ,"по-доброму",как взрослые люди не сняв штанов ...
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      KucaMypbIca #13793
      Идиоты!
      Хотя... Сейчас наезжать начали (пока тихесенько) на ПСРМ и Додона. Зачем? так чтоб выбить их и всю власть отдать проевропейской АКУМ. А вот потом мы будем наблюдать воплощение в жизнь заявления АКУМ "мы готовы сотрудничать с ДПМ без Плахотнюка". Думаете невозможно? А мне так не кажется.
      1. 
        Феникс #13796
        Та проще простого, как два пальца об асфальт, "нехороший дяденька" как-бы самоустранится на время, уже такое было, не в первой.
        1. 
          KucaMypbIca #13799
          Я ж говорю, у нас така держава что все возможно mocking_mini
    2. 
      KucaMypbIca #13794
      Но в целом, как прав был Северин, когда написал в субботу, что через пару дней начнут наезжать на Додона с новой силой. С понедельника начали с комсомольским задором.
    3. 
      Феникс #13795
      А чего вы поражаетесь, для вас таки большая новость, шо есть такие "профессии с низкой социальной ответственностью"? Что происходит ? - Элементарно, Ватсон, идёт программирование ситуации и подготовка общественного мнения. А если честно, то ситуация мне очень не нравится, и, боюсь, что она не совсем случайна. Не хотел употреблять избитое слово "многоходовка" , но речь идёт не о слове, а самом понятии в профессиональном контексте. А еще меня смущает внешнее единодушие внешних партнёров, и я допускаю, что они договорились не только о "признании новой власти", а о чём-то более принципиальном, но, боюсь, не очень хорошем для всех нас. Кажись, уже то тут, то там "звенят звоночки".
    4. 
      Феникс #13803
      Лёля, я прочёл текст "публициста с сомнительной репутацией" , и отмечаю, "таки да, шо да", он совсем "не тот, за кого себя выдает" и в этом "трактате" оно уже явно "шито белыми нитками". То, что происходит называется "информационным переносом".
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наверх