Венедикт Чуботару: «Правительство в Молдове является колониальной администрацией»
«До тех пор, пока политический класс не осознает, в чем состоят фундаментальные проблемы молдавского государства и не найдет им таких решений, которые будут способствовать развитию жизненно важных сфер общества, до тех пор мы не увидим своего правительства», - считает известный эксперт в области конфликтологии Венедикт (Виорел) Чуботару. Среди фундаментальных проблем общества он назвал кризис идентичности, декультуризацию, отсутствие национальной экономики и социальной мобильности. Ни одно правительство, начиная с кабинета Мирчи Друка, не работало над решением этих проблем.
Фундаментальные проблемы общности - те, которые влияют на идентичность, разрушают коллективное самосознание, определяют уровень жизни и характер власти
- Нынешнее правительство – не коалиционное. Но оно производное от нынешней государственной власти, и не может быть другой природы, чем сама власть. Поэтому разговор о правительстве необходимо начать с сущности государственной власти.
Государство образуется с целью решать проблемы конкретного общества, используя при необходимости легитимное насилие: с одной стороны, оно признается обществом, с другой – обладает определенными процедурами применения власти, а значит, оно действует в определенных рамках закона.
Суверенное государство образовано общностью людей, в которой ценности передаются из поколения в поколение. Соответствующая общность сталкивается с проблемами тогда, когда нечто мешает данному обществу жить в согласии со своими жизненными ценностями, т.е. согласно своему коллективному самосознанию, своей идентичности. Таким образом, проблемами являются любые явления, состояния, которые препятствуют данному обществу жить, согласно своему образу жизни, который всегда отражает его коллективную идентичность и определенную систему коллективных ценностей.
Молдова - мононациональное государство с участием этнокультурных групп
- Нынешняя молдавская государственность не отражает какую-либо коллективную идентичность – ни этнокультурную, ни религиозную (иных коллективных ценностей попросту не существует). Хотя декларация о независимости заточена под молдавский народ, который этнически признается частью общекультурного румынского массива, но Конституция данного государства не отражает ничего, что было сформулировано в декларации. Более того, сама Конституция отражает либеральный подход к обществу как к механической куче атомов-индивидуумов, слегка сдобренный чисто декларативно элементами социального государства.
Молдавское же общество состоит из молдавского народа (исторически и культурно являющегося частью исторического румынского народа, но никак не современной т.н. румынской нации).
Болгарская, гагаузская, украинская и даже русская община представляют собой этнокультурные группы в классификации ООН и не являются национальными меньшинствами или этническими группами, потому что основная часть этих народов, за относительным исключением гагаузов, имеет свою государственность и образовались за пределами РМ, являясь здесь индивидуальными переселенцами.
Если бы у гагаузов была своя государственность на их исторической родине, северо-востоке Болгарии, то не было бы необходимости создавать территориальную автономию. Это шаг навстречу этнокультурному выживанию этнокультурной группы гагаузов, потому что для образования территориальной автономии нет юридических оснований. Раньше была и еврейская община, но сейчас она мала и разрознена.
Таким образом, Молдова - мононациональное государство с участием этнокультурных групп.
С одной стороны, в советское время пытались создать некое самосознание, которое бы не только отличалось от румынского, но противостояло бы ему. В результате создалась общность не совсем румын, не совсем молдаван.
С провозглашением независимости процесс зашел в глубочайший тупик. Молдавская часть молдавского общества подверглась жесткой пропаганде либерального румынизма - идеологии нового румынского государства, созданного силами западных держав в 1859 году и с его расширением в 1918 году. Создание этого румынского государства не имеет никакого отношения к волеизъявлению румынского народа и является колониальным образованием с геополитической целью противостоять распространению влияния Российской Империи в ее естественном продвижении к Константинополю, к проливам. Причем, эта пропаганда велась в условиях противопоставления с пещерным молдовенизмом (иного, увы, не существует).
По Конституции Молдова - социальное государство с социально-ориентированной экономикой
- Мне неизвестна подобная судьба других общностей, создавших государства. Ни боснийцы, ни фламандцы, ни северо-германцы, ни швейцарцы не имели такого исторического развития.
Наша специфика в том, что велика доля постмодернизма – отсутствия смыслов. Это оказывает огромное влияние на власть. Например, декларация о независимости не нашла никакого воплощения в Конституции, более того, этот документ противоречит ей, что абсурдно. В принципе, через декларацию о независимости общность определяет цели своей государственности, и эти цели не были отображены в Конституции. С другой стороны, в Конституции есть многое, чего у нас нет. По Конституции РМ - социальное государство с социально-ориентированной экономикой. Но с момента принятия Основного закона ни разу не было создано какой-либо политики, которая была бы направлена на создание социального государства.
Даже в период правления ПКРМ был оголтелый либерализм. «Либер» в латыни означал бога-беса Вакха с празднествами в виде оргий - «либералий», что было эквивалентом греческих «вакханалий». Либер – это еще одно имя, как и Вакх, как и Мамона – сатаны. Т.о., либерализм происходит не от слова свобода – libertatis, от еще одного имени сатаны.
«Для решения фундаментальных задач общность образует государство»
- Общность сталкивается с проблемой решения определенных фундаментальных задач и для решения этих задач образует такой инструмент, как государство. Соответственно, должна быть некая национальная стратегия, которую в качестве инструмента имеет власть именно для решения этих фундаментальны задач. В Молдове ее нет.
Корневая задача нашей общности в системном кризисе идентичности - коллективное самосознание у нас умерло, присутствуют групповые самосознания. Нет идентичности – мы ничего не можем построить: отсутствует единственное мерило – коллективная идентичность, которая является единственным критерием различения добра от зла, полезного от вредного для всего народа, для всего общества.
Если смотреть на историю Республики Молдова, то нам другие строят государственность извне, мы к этому не имеем никакого отношения. Так же как румынский народ не имеет никакого отношения к своему государству, которое ему насадили в 1859 году.
Вторая проблема - в декультуризации населения, упразднении самого понятия культуры и замещении его шоубизом. Для обретения культуры нужен труд, для шоубиза – нужно расслабиться, чтобы развлечься.
Третья проблема – отсутствие национальной экономики, превращение ее в экономику колониального типа. До 90-х наша экономика была частью народно-хозяйственного комплекса СССР. Оторвавшись от него, она не стала национальной, и, как выразился тогда эксперт Михаил Пойсик, «у нас не экономика, а зоопарк, системы нет».
Некоторые отрасли отмерли, другие не создались, в это время налетела на нас приватизация с жаждой прибыли.
Четвертая проблема нашего общества - отсутствие социальной мобильности. Если она есть, то антисоциальная. Отсюда максимальная поляризация общества – горстка сверхбогатых против полунищего большинства. Продвигаются наиболее циничные обескультуренные группировки: те, кто больше всего обманывает.
Ни одно правительство не работало над созданием национальной экономики, которая создавала бы ресурсы для обеспечения общества и для решения его фундаментальных задач.
Правительство без программы
- Естественно, что в списках чиновников нового правительства, судя по их публичным заявлениям и повесткам заседаний, ни один не мыслит государственными категориями, не знаком с фундаментальными проблемами молдавской общности.
Ожидать от них прорывов бессмысленно. Сам факт того, что правительство избрано без программы деятельности, говорит о многом. Если следовать тому цитатнику, который они опубликовали, то никакие проблемы страны не решатся, более того, усугубятся.
Ни одно правительство не занималось воссозданием идентичности молдавского общества
- Если правительство не занимается решением фундаментальных проблем общества, то не решатся и все остальные проблемы.
Например, кризис коллективного самосознания говорит о проблемах в образовании, культуре, в работе с молодежью. Проблему надо решить в комплексе, должен быть единый орган.
Другое дело, что созданное объединенное министерство культуры и образования не занимается решением фундаментальной проблемы. Оно не работает над подготовкой граждан-патриотов своей страны, приверженцев данной общности, обладающих коллективным самосознанием и высоким профессионализмом, готовыми к постоянному обучению. Вместо этого ведомство готовит потребителей товаров в других странах.
Проблема демографического коллапса не в том, что мало зарабатывают, а в том, что кризис самосознания привел к потере смысла жизни. Проблема демографического кризиса решается через обретение смысла семьи. Но за последние 15-17 лет министерство образования превратилось в главного врага семьи. Активисты ЛГБТ определяют куррикулум-предмет «Гражданское воспитание», проводят семинары для учителей, учат прививать антисемейные ценности, не следовать традициям в семье, не воспринимать ценности родителей.
Именно министерство образования выталкивает людей из страны. Национальной стратегией демографического развития должно заниматься единое министерство здравоохранения и социальной защиты в сотрудничестве с объединенным министерством образования, культуры, науки и молодежи.
Труд связан с бизнесом, поэтому политики в области труда должно формировать министерство экономики. Другое дело, что труд в Молдове – даже не средство выживания, и поэтому экономика не развивается и не генерирует синергетический эффект, при котором эффективность деятельности возрастает в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему.
Правительство в Молдове является колониальной администрацией. Преодолеть это можно, если действовать исходя из национальной комплексной стратегии развития сфер жизнеобеспечения общества. Но ни одно правительство, начиная от кабинета Мирчи Друка, не занималось фундаментальными проблемами развития общества. Они брались лишь решить узкие текущие проблемы, да и те лишь в пользу узких группировок. За 28 лет независимости РМ, ни одно правительство не работало над созданием национальной экономики, которая создавала бы ресурсы для жизнеобеспечения общества и для решения его фундаментальных задач. Нынешнее правительство не исключение.
Нынешнее правительство оперирует давно устаревшими понятиями, которые не имеют никакого отношения к процессам, происходящими в мире – рост протекционизма (США, ЕС и др.), экономические войны, демографический дисбаланс между мировыми регионами, климатические изменения и т.д. и т.п.. Все это бесконечно далеко за пределами интересов нынешнего, да и всех постсоветских правительств РМ.
Региональному развитию - отдельное министерство
- Крайне важно то, что должно работать министерство регионального развития. Его работа связана с инвестициями в конкретных точках приложения, где строится нечто, насыщается оборудованием и производит под внешние рынки – в большей степени. Инвестиционное приложение находит свое применение в системе инфраструктуры местности.
Региональное развитие - это материализация любых программ развития. Заниматься этим должна власть.
История человечества не знает за последние триста лет ни одной истории успеха, достигнутого без использования госсобственности.
Приватизация окончательно превратит Молдову в сырьевую базу транснациональных корпораций
- Приватизировать «Moldtelecom», который приносит миллионы долларов чистой прибыли бюджету, я считаю преступлением перед государством и народом. Предложение озвучено новым министром экономики. На каком основании тогда он критикует схемы приватизации предыдущего правительства?
Госсектор в экономике западных европейских стран занимает 48-60 процентов национальной экономики. Только в США – 23, в Молдове – 22 процента. Но сравнивать США с их Федеральной резервной системой с Молдовой - верх абсурда.
Новые чиновники стали заявлять о том, что госсобственности много, надо приватизировать. У нас ее вдвое меньше, чем в Великобритании, где она составляет более 48 процентов! Во Франции - 54 процента экономики, в Швеции – 65.
У госсобственности две важные функции. Первая– это гарант функционирования жизнеобеспечивающих сфер: демографический рост, культурное воспроизводство и развитие и комплексная нацбезопасность. Вторая - обеспечивает экономическое развитие, потому что только государство может позволить себе инвестировать для построения в целом системы национальной экономики и долгие годы не получать прибыль, а реинвестировать.
Госсобственность в сексуальном рабстве
- Но с момента приватизации в Молдове такого не происходит. Поэтому госсобственность в лучшем случае находилась на правах Золушки, а по большому счету – это «сексуальная рабыня», которую использовали все, кто был у власти. Пока не вернут госсобственности ее функции, доверия к такому правительству быть не может.
Если на местах госчиновники, обеспеченные достойной зарплатой, преступно нарушают свои функции и создают схемы кражи из госбюджета, то наказанием должна быть тюрьма – такой чиновник опасен для экономики и для общества в целом, да и для воспроизводства соответствующего народа, который образовал данное государство.
Приватизация всей госсобственности – этот лозунг выдвинуло действующее правительство - исключает экономическое развитие и окончательно превратит национальную экономику в сырьевую базу транснациональных корпораций. Местное население, которое еще останется, будет наниматься на мизерные зарплаты в филиалы корпораций. Это наше ближайшее будущее, если не изменится программа деятельности правительства.
Без академии и малого бизнеса можно забыть об экономическом развитии
- Академия наук деградировала, ее убивали много лет. Но упразднять не надо, как нельзя убивать больного ребенка. Деньги на науку есть.
Убивали в последние годы и малый бизнес, обладающий огромной ролью в жизнеобеспечении населения. Режим Плахотнюка поставил цель монополизировать потребительский рынок, для чего дал «зеленый свет» сети супермаркетов, схемам посредников на продрынках, ужесточил борьбу с уличной торговлей. Государство виновно в том, что люди торгуют на улицах. В противовес такой политике нужно создать специализированную сеть бесплатных мест на рынках. Потому что без развития малого бизнеса можно забыть об экономическом развитии.
Госсобственность и малый бизнес – социальная солидарность
- Госсобственность - мотор развития, малый бизнес сглаживает поляризацию общества, все вместе ведет к социальной солидарности, то есть к политической стабильности, что обязательно для экономического развития.
Но для этого надо перестать выполнять те указания извне, которые являются воплощением политики транснациональных корпораций. Они не заинтересованы в развитии национальной экономики, формирования коллективной идентичности.
Стопроцентную ответственность за работу правительства взяла на себя партия PAS.Прошло чуть больше месяца, и давайте оставим читателям надежду на то, что члены правительства поднимут реальные проблемы Молдовы и будут их решать, не уповая на внешнюю помощь: бойтесь даров данайцев и всяких там Троянских коней.
Записала Марина ТИМОТИНА