Валентин Крылов, политический комментатор
Возникает естественный вопрос, откуда возьмем деньги, и хватит ли их. Если исходить из официальных данных, за последние два года были сделаны значительные поступления в бюджет, но у нас нет анализа ситуации, из которого можно было бы понять, если этих денег достаточно для повышения зарплат, о котором объявило правительство. Не стоит забывать, что помимо заработной платы есть и другие статьи расходов в бюджете. Вот почему, если мы хотим быть серьезными, до тех пор пока Закон о бюджете на 2018 год не был откорректирован в парламенте (потому что повышение начинается с 1 декабря текущего года), а за 2019 год не был принят или его нет, по крайней мере на уровне проекта правительства, то рано говорить о том, что у нас будут более высокие зарплаты. Из каких источников и как долго, есть деньги, нет денег? Это теория.Серджиу Киркэ, преподаватель университета, экономист
То, что есть желание повысить заработную плату в бюджетной сфере, особенно в области образования, культуры, здравоохранения, это очень хорошо. Давно надо было. Вопрос в том, если ДПМ сдержит слово, и если их заявления не простой предвыборный проект, который продлится до выборов и некоторое время после. Трудно сказать, надолго ли этот проект. Проблемой являются деньги, а демократы не говорят пока откуда возьмут их. Подождем утверждения бюджета на 2019 год, посмотрим, какие повышения в бюджете будут, из каких денег, и тогда все станет более ясным. Но тот факт, что проект был запущен в преддверии парламентских выборах, говорит о том, что ДПМ максимально использует его в предвыборных целях.
Серджиу Коропчану, генеральный секретарь СДП
Ясно, что повышение заработной платы производится в год выборов, и это делается в предвыборных целях, потому что повышение заработной платы до такого уровня, не имея существенного экономического роста, невозможно. Я бы понял решение этой проблемы, если не через призму экономического роста, то, по крайней мере, через призму сокращения расходов, сокращения контрабанды, хищений, уклонения от уплаты налогов, и др. Но мы не слышали, чтобы было сделано что-то подобное, а когда мы видим, как работает правосудие с подозреваемыми во всех схемах и кражах, и не то, чтобы они не были привлечены к ответственности, но им даже помогают делать бизнес в зонах Duty Free, я не вижу, как можно сделать эти повышения. На какие деньги? Они не говорят, но история показывает, что инициативы такого рода уже были, когда правительство взяло кредиты в коммерческих банках, которые мы знаем, как управляются. Почему мы должны обогащать тех, кто купил коммерческие банки?
Александра Кан, Ассоциация патронатов APIUS
Заработная плата это старая проблема. Но для того у нас есть правительство, чтобы уметь зарабатывать деньги и тратить их, где нужно и как нужно. Ясно, что без иностранных инвестиций с этим сегодня никто не справляется. Но нужно навести порядок и внутри, я имею в виду увеличение налогооблагаемой базы, подняв на поверхность теневой, непрозрачный бизнес, с зарплатами в конвертах и многими другими нарушениями. Крупный бизнес на 50-60% является теневым. Некоторые становятся миллионерами в одночасье, поэтому наверняка есть деньги для увеличения зарплат бюджетникам. Но тот факт, что ДПМ постарается извлечь некоторую предвыборную пользу из этого проекта, не ставится под сомнение.