Стояногло в президенты?
После того как Европейский суд по правам человека признал, что Александра Стояногло отстранили от должности с нарушением прав, уволенный президентским указом бывший генеральный прокурор перешел к активным действиям.
Он заявил, что намерен добиваться восстановления на посту генпрокурора решением властей или через суд, хотя и не страдает наивностью, полагая, что “уже завтра власти станут искать способы, чтобы выполнить решение ЕСПЧ”.
«Страна потеряла бы больше»
Власти действительно не намерены возвращать Стояногло на пост генерального прокурора. О чём публично и было сообщено. Ну, не для того же они его снимали два года назад, экстренно подогнав под это действующее законодательство и наштамповав сразу пять крайне сомнительных уголовных дел. И не для того 23 октября, за день до оглашения решения ЕСПЧ по делу “Стояногло против Молдовы”, Высший совет прокуроров объявил конкурс на должность генерального прокурора, сообщив, что крайний срок подачи документов – 22 ноября.
Представитель правительства в ЕСПЧ Дмитрий Обадэ на брифинге так и сказал: в решении Европейского суда по правам человека не идёт речь о восстановлении Александра Стояногло в должности, а только то, что “мы, в основном, обязаны выплатить ему компенсацию, указанную в решении суда”. Министр юстиции Вероника Михайлова-Морару заявила, что вердикт ЕСПЧ о незаконности отстранения Стояногло носит рекомендательный (!) характер, и власти республики не намерены восстанавливать его в должности. Хотя, казалось бы, уж кто-кто, а министр юстиции обязана знать, что юрисдикция Европейского суда по правам человека является обязательной для всех стран-членов Совета Европы.
Да и президент Майя Санду, от которой, по словам бывшего генпрокурора, зависит его восстановление в должности, тоже демонстрирует полное нежелание следовать нормам закона. На днях в эфире телеканала “Vocea Basarabiei” она заявила, что решение ЕСПЧ не имеет никакого отношения к принятым ею решениям по данному вопросу, и что страна потеряла бы гораздо больше, если бы Стояногло остался на своем посту.
Более того, как утверждает депутат от БКС Богдан Цырдя, после решения Европейского суда по делу “Стояногло против Молдовы” Прокуратура по борьбе с коррупцией намерена завести против бывшего генпрокурора еще два уголовных дела к уже имеющимся. Одно – по факту превышения должностных обязанностей, второе – о раскрытии данных уголовного расследования, главным образом оно будет касаться запросов Майи Санду. Видимо, речь идет о заявлении Александра Стояногло 19 августа 2021 года, когда он сообщил, что на последнем заседании Высшего совета безопасности глава государства передала ему список лиц, в котором были, в том числе, представители действующей оппозиции, и настоятельно потребовала привлечь их к уголовной ответственности. Среди тех, чьего наказания хотела добиться Майя Санду, значились Игорь Додон, Владимир Воронин, Зинаида Гречаная и другие представители Блока коммунистов и социалистов.
Так что Александру Стояногло теперь предстоит длительная борьба. Прежде всего, он намерен обратиться в Высший совет прокуроров с требованием пересмотреть заявление, на основании которого против него началось уголовное преследование. Также в конце прошлой недели адвокаты Стояногло должны были оспорить в суде указ президента от 26 сентября 2023 года об его освобождении с должности генпрокурора.
“В соответствии с законом, мы уведомили администрацию президента об этом. И уже получили ответ, что президент не собирается отменять свой указ. Думаю, что эту ситуацию можно решить только через суд. Завтра-послезавтра мы обратимся в суд для приостановления действия указа президента. Сомневаюсь, что суд в нашей стране быстро примет решение. Но мы уверены, что в итоге нам удастся выиграть эти тяжбы. И чем дольше будут длиться эти процедуры, тем больший ущерб будет нанесен Молдове. Учитывая признанный ЕСПЧ ущерб и очевидные злоупотребления со стороны президента, эти вопросы следует рассматривать через призму Уголовного кодекса”, - заявил Александр Стояногло на прошлой неделе, явно намекая на то, что рано или поздно против президента Майи Санду будет заведено персональное уголовное дело за злоупотребление служебными полномочиями. Не сейчас, конечно. Сейчас ее защищает Конституция.
Участвовать в новом конкурсе на должность генпрокурора, объявленного недавно ВСП, Стояногло не собирается. “Я не думаю, что нужно дважды входить в одну и ту же реку. Я получил мандат на 7 лет, и даже если в следующем году власть не сменится, я все равно вернусь в должность. Вернусь не для мести, а для достижения целей по изменению ситуации в Генеральной прокуратуре”, - заявил он.
В общем, после полутора лет молчания и фактического забвения Александр Стояногло вновь вернулся в общественное и информационное пространство. И, судя по всему, надолго. Ведь кроме длительных судебных и публичных разбирательств “Стояногло против администрации президента”, “Стояногло и Высший совет прокуроров” и “Прокуратура по борьбе с коррупцией против Стояногло”, на подходе еще одно решение Европейского суда по правам человека по жалобе бывшего генерального прокурора. И оно обещает быть куда более интересным, чем первое, потому что будет касаться уже не только юридических, но и политических аспектов.
«Беспартийный, с безупречной репутацией»
В Европейский суд по правам человека адвокаты бывшего генерального прокурора подали две жалобы. Одну, которая сейчас и была рассмотрена, - по поводу его незаконного отстранения от должности. ЕСПЧ постановил, что государство Республика Молдова нарушило право Александра Стояногло на справедливое судебное разбирательство, когда его отстранили. Вторая жалоба касается незаконного ареста экс-генпрокурора и политически мотивированного преследования.
После опубликования решения ЕСПЧ по первой жалобе, многие эксперты и политические комментаторы расценили вынесенный вердикт, как “пощечину действующей власти Молдовы”. Если Европейский суд по правам человека признает, что Стояногло преследуется по политическим мотивам, “пощечина” для власти будет куда тяжелей.
На внешнеполитические позиции официального Кишинева этот вердикт, конечно, вряд ли как-то сильно повлияет, хотя уже после первого решения ЕСПЧ Республика Молдова попадает под мониторинг Комитета министров Совета Европы, и власти должны будут представить ему информацию о предпринятых шагах для исправления ситуации. Но правящая PAS и Майя Санду для западных партнёров сейчас находятся в позиции Владимира Плахотнюка образца 2015-2016 гг., когда многое прощалось, на многое закрывалось глаза, потому что на тот момент он был им полезен. Это уже потом Плахотнюку припомнили все его нарушения и злоупотребления.
А вот для внутриполитической позиции PAS и Майи Санду “ньюсмейкер” Стояногло - крайне неудобный и раздражающий элемент. Особенно сейчас, когда на носу всеобщие местные выборы, после которых фактически сразу начнется подготовка к президентским выборам 2024 года.
Как отмечают политические комментаторы, главная цель для молдавских политиков как левого, так и правого флангов на ближайшую перспективу – убрать Майю Санду из кресла президента. Потому что если этого не сделать, ничего не изменится. На рейтинге Санду держится рейтинг правящей партии, поэтому следует воспрепятствовать ей занять президентский пост во второй раз.
Однако, несмотря на всю критику оппозиции в адрес президента и ее партии, раздражение общественности, на не скрываемые властью схемы и откровенное пренебрежение Конституцией и действующим законодательством, рейтинги Майи Санду и партии “Действие и солидарность” остаются высокими. Вернее, самыми высокими по сравнению с другими политическими партиями. Парадокс? Не совсем. Просто на правом фланге у правящей партии нет сильного и реального конкурента, а у правого избирателя, который в силу своей геополитической направленности никогда не будет голосовать за условно левую партию, нет реальной альтернативы. Поэтому единственным выходом для оппозиции сейчас является объединение усилий. Как это было в 2015-м, а потом 2019 году.
После оглашения решения ЕСПЧ по первой жалобе Александра Стояногло в соцсетях появились пока немногочисленные призывы выдвинуть Стояногло в президенты на выборах 2024 года. Еще летом в околополитических кругах ходили упорные слухи, что оппозиционные партии различной политической направленности прощупывают почву о выдвижении единого кандидата на президентских выборах следующего года. В начале августа бывший премьер-министр, а теперь председатель Партии развития и объединения Молдовы Ион Кику эту информацию подтвердил. Он сказал, что на протяжении нескольких месяцев обсуждает необходимость определения единого кандидата с некоторыми политическими лидерами, а также людьми, не связанными с политикой.
По словам бывшего премьера, это должен быть беспартийный, политически нейтральный кандидат с безупречной репутацией, который бы заботился о Молдове и был бы центром притяжения и силы для большинства граждан. Человек, который будет уважать Конституцию страны и ее законы, и служить стране и ее народу, “а не иностранцам с Запада или Востока”. “Уверен, что сразу после местных выборов мы сможем предстать перед гражданами Республики Молдова с таким единым кандидатом”, - заявил Ион Кику.
Правда, когда летом только появились эти слухи, возможным единым кандидатом называли бывшего замминистра юстиции Николая Ешану. Ешану, безусловно, профессионал и очень порядочный человек, но широкой общественности не известен и не сможет составить реальную конкуренцию Майе Санду на выборах-2024. В отличие от Александра Стояногло, которого уже в 2021 году после поспешного отстранения от должности и закрытия в следственном изоляторе называли “первым политическим узником нового режима”, и который после нынешнего решения ЕСПЧ официально может считаться “жертвой режима”.
Стояногло уважают политики как правого, так и левого фланга. Это было видно и по реакциям на его отстранение двухлетней давности, и по нынешним комментариям после решения Европейского суда по правам человека. Достаточно вспомнить, как лидер Либеральной партии Михай Гимпу назвал уголовное дело против генерального прокурора “спланированным” и выразил сожаление, что к этому причастен его бывший однопартиец Лилиан Карп.
Стояногло, который в 2021 году не прогнулся под политические требования новой власти, полностью подходит под перечисленные выше Ионом Кику качества “идеального кандидата в президенты”. Он беспартиен, политически нейтрален, профессионал, не раз демонстрировал, что для него на первом месте буква закона, и к тому же он порядочен и принципиален. В его “анамнезе” – выход из рядов Демпартии, когда Владимир Плахотнюк только начал усиливаться (январь 2015 года), в связи с тем, что “политика, проводимая в последний год Демократической партией в отношении Гагаузии, привела к расколу гагаузского общества и усилила противостояние между Кишиневом и Комратом”.
В октябре 2021 года, когда только началась вся эта история с обвинениями и отстранением генерального прокурора от должности, председатель Партии перемен Штефан Глигор заявил, что “прокуратура превращает Стояногло в жертву и политика. А у нас жертвы очень легко становятся политиками, и им симпатизируют”. Посмотрим, насколько пророческими могут оказаться его слова.
Ксения Флоря