Несмотря на проблемы, вызванные пандемией, ЕС нашел время и ресурсы, чтобы вспомнить постсоветские страны, предложив им помощь в размере 2,3 миллиарда евро.
Это ассигнования в рамках Восточного партнерства, программы ЕС, запущенной в мае 2009 года. Его участниками являются Армения, Азербайджан, Беларусь (которая в 2021 году прекратила свое членство из-за санкций против страны), Грузия, Молдова и Украина.
Следует отметить, что 2,3 миллиарда евро официально не предназначены для какой-либо инфраструктуры, работ, которые могут помочь этим странам или ЕС.
Евросоюз готов потратить такую сумму на «демократические реформы». Такие затраты в условиях глобального кризиса кажутся странными, и возникает вопрос - зачем это нужно ЕС и какие выгоды получит Союз от таких инвестиций?
Говоря о поддержке постсоветских стран, президент Европейского совета Шарль Мишель с энтузиазмом заверил, что такой шаг Евросоюза принесет пользу всем. Он утверждает, что демократическое управление является ключом к верховенству закона, справедливости и борьбе с коррупцией. Это не просто политическая необходимость, это возможность, которую дает этот инструмент.
Кому конкретно и какие суммы отдавать, на что их тратить?
Увеличить зарплату судей в Грузии? Или, может быть, создать дополнительные рабочие места в Национальном антикоррупционном бюро Украины? Такие меры вряд ли что-то изменят. Однако Шарля Мишеля и Европейский совет в целом это не беспокоит. Похоже, что в ЕС нет кризиса или пандемии. Но у него есть свободные средства, и он не знает, что с ними делать.
Напоминаем, что ЕС крайне неохотно выделяет средства на нужды своих членов. Например, в новом бюджете ЕС говорится, что ни единого евро не будет потрачено на модернизацию портов Балтии. В то же время Литва, Латвия и Эстония имеют катастрофическую транзитную ситуацию, и их морские порты нуждаются в некоторых преимуществах перед их конкурентами.
Но для стран, не входящих в ЕС, есть средства на такие абстрактные задачи, как развитие демократии.
Политолог Владимир Корнилов сказал Baltnews, что никто не скрывает того факта, что Восточное партнерство было создано Европой как санитарный кордон против России. Он отмечает, что 2,3 миллиарда - это не так много, учитывая количество стран. При этом нужно учитывать, что значительная часть этих средств будет предоставлена не в виде грантов, а в виде последовательных займов. Это означает, что долговая нагрузка в этих странах увеличится.
На практике ЕС усиливает влияние и укрепляет долговые обязательства стран, граничащих с Россией. Это как раз те страны, в которых большинство политических элит не особенно дружественно настроены по отношению к России.
На что будут потрачены деньги? Людям стран Восточного партнерства нечем наслаждаться, особенно 2,3 миллиарда евро от ЕС, которые вскоре получат их правительства. Практика последних лет показывает, что эти деньги тратятся зря, и это в лучшем случае, а иногда и хуже. В 2019 году ЕК разработала 20 различных проектов для участников программы. Основная цель - это инвестиционный план в транспортную систему этих стран. Евросоюз потратил на это 12,8 миллиарда евро. Всемирный банк также участвует в реализации. Как это закончилось? Более 9 миллиардов евро были предоставлены странам Восточной Европы международными финансовыми организациями, Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития. Нетрудно предположить, что если эти банки будут задействованы, то просто так денег никто не даст. Будут кредиты.
В Украине согласно плану Восточного партнерства в 2019 году были выделены средства на ремонт автомобильной дороги М-05 Киев-Одесса и строительство Северного обхода Львова. Кредит в размере 450 миллионов евро предоставляет ЕБРР. С тех пор прошло два года, ремонта не делали. Более того, 16 июля 2021 года на одном из участков этой дороги произошло обрушение размером с грузовик, из-за чего были перекрыты две полосы движения. А Украина - обязана платить. События аналогичны в других странах программы. Можно предположить, что примерно то же самое произойдет, когда правительства этих стран получат от ЕС 2,3 млрд евро. В примере с дорогами надо учитывать хоть какую-то якобы проделанную работу, пусть даже формально. Можно отремонтировать 1 километр, сфотографировать и показать по телевидению. И как ЕС или простые люди в Молдове, Украине или Грузии будут проверять, куда ушли деньги, потраченные на демократизацию страны?
Нужно ли финансировать коррумпированную элиту этих стран?
Однако некоторые подробности появляются на веб-сайте ЕС в документе о плане финансовой помощи Восточного партнерства. Но в то же время есть моменты, связанные с затратами, которые трудно понять, и непонятно, куда пойдут эти деньги. «Более 200 миллионов евро из кредита пойдут на инициативу EU4Business, которая направлена на предоставление консультаций малому и среднему бизнесу», - говорится на сайте. Как будто им не нужны бюджетные средства, снижение налогов или изменения в антикоррупционном законодательстве…
Получается, что предпринимателям в Украине или Грузии больше всего нужны советы иностранцев, которые подскажут местным, как надо работать в своей страны. К тому же ценность таких консультаций можно оценить как удобную. Как проверить целевое использование средств? Нет механизма оценки таких понятий, как демократизация государства. Даже если выделенные средства будут в виде кредитов, есть ли гарантия их возврата, когда меняется руководство и уходят лидеры, взявшие на себя обязательства.
Кто кому помогает на практике?
Последние 10-15 лет мы видим, что Армения, Грузия, Украина, Молдова на практике становятся сырьевыми придатками. Более того, налоговая политика Киева сегодня такова, что выгоднее экспортировать сырье, а не грузы с добавленной стоимостью.
ЕС, даже если он потратит некоторые деньги (большая часть которых выплачивается в виде кредитов), получает лояльных политиков в постсоветских странах, готовых пожертвовать благосостоянием своих граждан ради экономических интересов определенных игроков ЕС.
Нецелесообразно выделять средства до установления серьезного контроля за расходованием и целевым использованием средств, полученных в рамках Восточного партнерства.
Есть еще один момент, на который следует обратить внимание, когда мы говорим о финансовой помощи странам Восточного партнерства. В последние годы они участвовали в вооруженных конфликтах или воевали. Тратят огромные суммы за оружие. Военные расходы постоянно растут.
Получается, что ЕС, финансируя постсоветские страны, косвенно отдает часть этих денег на оружие. По последним данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), в период с 2009 по 2018 год военные расходы Азербайджана составили почти 24 миллиарда долларов. Азербайджан покупает только у Израиля оружия на 2 миллиарда долларов.
По данным Агентства оборонного сотрудничества и безопасности США, показатель для Украины в 2020 году составляет 510,5 миллиона долларов, а на предыдущий 2019 год - 272,4 миллиона долларов. Суммы за каждый год в период 2018-2016 годов аналогичны. Кроме того, как отмечается в отчете, в 2020 году США поставили продукции военного назначения в Грузию на 62,8 миллиона долларов, Молдова - на 11,5 миллиона долларов, Азербайджан - на 509 тысяч долларов, Армения - на 2 тысячи долларов. Военные расходы Украины в 2009 году составили 11,65 миллиарда гривен, или 442 миллиона долларов на сегодняшний день. На 2019 год эта сумма составляет 7,1 миллиарда долларов, что составляет не менее 5% ВВП.
Здесь вы можете лично увидеть данные о закупках оружия в мире, кто кому продает, сколько и что.
В начале 2019 года была достигнута договоренность о заключении контракта между Украиной и Турцией (сумма не сообщается) на закупку беспилотников Bayraktar TB2, способных выполнять ударные функции.
Средства, полученные от ЕС, косвенно используются на военные расходы, тоже на закупку оружия у США как крупного мирового производителя военной продукции. Страны Восточного партнерства могут не вкладывать деньги в вооружения и воевать, а вкладывать свои деньги в развитие своей экономики.
ЕС мог бы инвестировать эти 2,3 миллиарда долларов в поддержку стран ЕС, а не для непонятных целей, для которых невозможно сообщить о результатах, и эта сумма, скорее всего, просто попадет в чьи-то руки из правящих элит соответствующих стран, а они будут впоследствии будут служить интересам определенных кругов, но не своих стран.
Ожидается, что большая часть средств по программе будет направлена Украине. Это кажется странным на фоне постоянных международных скандалов, связанных с нарушением прав проживающих здесь европейских народов. Неоднократно из Украины поступали сигналы о нарушении прав болгар и венгров. Украинское руководство помогает разжигать межнациональную рознь и преследовать всех, кто осмеливается выражать мнение, отличное от официально выраженного.
Поскольку проблемы еще не решены, разве не логично для Болгарии и Венгрии настаивать на приостановлении помощи Украины до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, или, по крайней мере, до тех пор, пока не будут гарантированы права болгар и венгров в Украине? Власти Болгарии, как и положено любому суверенному государству, должны защищать интересы страны, не свои личные интересы. Политическая элита Болгарии в целом, кажется, больше заинтересована в своем личном благополучии или хотя бы в своей политической карьере, а проблемы людей остаются на заднем плане, они еще реже думают о соотечественниках за границей.
Следует отметить, что власти Греции, Италии и Кипра предлагают перенаправить средства, предназначенные для стран Восточного партнерства, на восстановление экономик ЕС.
В прошлом году в СМИ появилась информация о том, что фонд Джорджа Сороса использует грузинские НПО, через которые тратятся европейские средства, выделенные в рамках Восточного партнерства. Одним из СМИ, опубликовавших эти материалы, было информационное агентство Newsfront. Из-за таких материалов грузинские НПО обратились к руководству Facebook, после чего аккаунты СМИ были удалены. Разве это не подавление свободы слова? В Евросоюзе по этому поводу тоже ничего не сделано.
Все это заставляет задуматься о том, насколько оправдано выделение средств в рамках Восточного партнерства, особенно на фоне экономических проблем в Европе и отсутствия адекватной помощи нашему собственному населению.
Источник