Еще несколько лет назад жители столицы радовались появлению во дворах новых скамеек. Сегодня картина поменялась c точностью до наоборот: люди просят не устанавливать их, чтобы торговцы наркотиками не могли делать под скамейками закладки, которые наркоманы извлекают у всех на глазах. На многих подъездах установлены домофоны. Квартиры – под защитой охранных агентств. В школах на входе оплачиваемые родителями шерифы, во дворах – спонсорские видеокамеры. То есть дело защиты граждан - в руках самих граждан. Зачем тогда нужна полиция?
Собственно, об этом и должен был кишиневцам докладывать главный комиссар города Сильвиу Мушук. Это его прямой долг перед населением. Но еженедельные отчеты комиссара перед видеокамерами в примэрии – это частокол цифр, за которыми человека с его проблемами не видать. Скорее, это документ для внутреннего пользования: столько-то правонарушений зарегистрировано, столько-то протоколов составлено, столько-то штрафов уплачено. Вряд ли в этот чисто технический отчет продолжительностью всего в две минуты успевает вникнуть и сам вриогенпримара. Но зачем тогда его требует? Может, как доказательство того, что и сам не зря зарплату получает?
Но если у градоначальника к полиции вопросов на оперативных совещаниях нет - их очень много у кишиневцев. Они вправе спросить с главного полицейского столицы за избирательный подход к уплате штрафов экономическими агентами, торгующими спиртным 24 часа в сутки. И за «точки» по продаже горячительных напитков на дому, которые невозможно закрыть. И за возросшие кражи из столичных квартир и уличные грабежи. Но еще больше вправе спросить за достигшую неслыханных масштабов в городе наркоманию. В Кишиневе официально зарегистрировано свыше 7 700 тысяч наркоманов. Это те, кто стоит на учете. Реально эта цифра намного больше. И вслед за ней растет число лиц, зараженных СПИДом.
Об уровне наркотизации столицы на одной из пресс-конференций рассказал председатель международного центра по предупреждению и информированию в области зависимостей (CIPIDA) Мирча Греку. По его утверждению, в Кишиневе, в отличие от других европейских столиц, нет внятной стратегии борьбы с наркотической зависимостью. Из-за этого наблюдается эпидемия наркомании среди молодежи, однако власти предпочитают закрывать глаза на опасную проблему.
Мы наблюдаем неадекватное поведение подростков в троллейбусах и маршрутках. Дети на центральных улицах столицы засыпают в наркотическом опьянении. В наркодиспансере на улице Гренобля каждый день - очереди на кодирование от алкогольной зависимости. Едва закодировавшись, мужчины уезжают на заработки, спасать семьи от нищеты. Эти еще не достигли края. Но недосягаема для журналистов статистика самоубийств на почве пьянства. И не только. Наше общество тяжело больно, а власть не только демонстрирует свое бессилие - она еще больше это состояние усугубляет в своем стремлении продемонстрировать перед европейскими «партнерами» свою толерантность к наркозависимым. И вот уже правительство готово пойти навстречу десяткам прописавшихся в столице и в районах республики зарубежных НПО и узаконить легкие наркотики, ждет только подходящего случая.
К таковым относят марихуану. Но под видом марихуаны или в смеси с ней через интернет сплошь и рядом продают спайсы – от них эффект страшнее. И они быстрее приводят человека к смерти.
Почему главный комиссар столицы Мушук не пользуется данной ему трибуной, чтобы бить в набат, побуждая государственные и общественные институты к действию? Должность дороже совести? Но тогда и врио мэра Руслан Кодряну плохо представляет себе роль столичного градоначальника. Или это у них позиция такая: чем меньше человек знает, тем крепче спит?
Мария БУИНЧУК
На фото: примэрия Кишинева в благих целях установила в городе десятки новых скамеек в парках и на улицах. Не успели горожане порадоваться – как скамейки облюбовали торговцы спайсом, которые закладывают рядом с ними пакетики с наркотиком для наркоманов. На озере в парке Валя Морилор скамейку использовали для накачки мускулов: выдрали из бетонных опор и выбросили на лед. Полиция не сидит сложа руки - ищет наркоторговцев и вандалов. И будет искать до бесконечности: ведь зарплату платят не за то, что нашли, а за то, что искали.