Референдум в Румынии в 2009 году помог Траяну Бэсеску получить второй мандат президента. В Молдове референдум, по идее Демпартии, призван не дать ПСРМ получить абсолютное большинство в парламенте, зато принести ДПМ второе место по количеству депутатов, опередив партии Санду и Нэстасе. Но еще есть возможность референдум не проводить, рассказал политический аналитик Игорь Боцан.
Как румынский референдум принес Траяну Бэсеску то, что он хотел
- Демократическая партия практично осваивает все новшества политической жизни. За идеей проведения референдума с целью уменьшить количество депутатов и иметь право их отзывать стоит желание ДПМ повторить удачный опыт Бэсеску в 2009 году, когда накануне президентских выборов он подписал декрет о проведении консультативного референдума в день выборов.
Тема референдума в Румынии свелась к вопросу о переходе от двухпалатного парламента к однопалатному и значительному сокращению количества депутатов. Это помогло Бэсеску победить очень сильного соперника. Голоса избирателей по протоколам из-за рубежа позволили Бэсеску получить второй мандат.
Румыны высказали свое мнение: зачем нам двухпалатный парламент, давайте сэкономим несколько миллионов и направим эти деньги на социальные программы. Правительственные организации и другие партии пытались это опротестовать, но референдум провели, и это принесло Бэсеску победу. Ему был необходим референдум – он потерял своих сторонников после первого мандата, нужен был новый драйв, который позволил бы консолидировать общественное мнение на решение проблем, интересовавших граждан.
Прошло девять лет - румынский референдум ничего не изменил
- Со дня проведения референдума в Румынии прошло девять лет – ничего не изменилось, две палаты румынского парламента до сих пор избираются и работают.
Процедура изменения конституции в Румынии сложная. Сначала вопрос выносится на консультативный референдум, затем в парламент вносится проект изменения конституции, который должен быть принят депутатами. После этого проводится еще конституционный референдум. Для всех этапов нужно время, и это просчитал господин Бэсеску. Но он сразу получил свой второй мандат.
То же проделала ДПМ и надеется, что референдум сразу принесет ей дополнительные голоса.
Кодекс о выборах парламентарии подправили
- ДПМ поспешила привязать удачный ход Бэсеску к выбором. Этот ход в 2014 году хотела повторить Либерально-демократическая партия Молдовы, но тогда Конституционный суд запретил проведение референдума на том основании, что Венецианская комиссия Совета Европы не рекомендует смешивать одно голосование с другим.
Более того, в Кодексе о выборах было закреплено, что нельзя проводить референдум за 60 дней до выборов и после них. Но это не означает, что день между этими датами может быть использован для проведения референдума. Но у ДПМ свое мнение.
Теперь, когда ДПМ находится у власти, ее лидеры все вспомнили, решили подправить Кодекс о выборах и закрепить законодательно тезис о том, что референдум проводить можно. На днях президент промульгировал принятую поправку.
Помимо того, что референдум придаст драйва ДПМ, в сути референдума Плахотнюк заложил идею обновления политического класса, которую он продвигает с 2012 года: нужен новый профессиональный политический класс, у которого должны быть менеджерские способности.
Если референдум принесет положительные результаты на выборах - лидер ДПМ выступит в качестве джокера
- По опросам общественного мнения ДПМ находится на третьем месте после ПСРМ и блока ACUM, объединяющего Партию действия и солидарности - PAS и Платформу DА. Свою стратегию Демпартия строит на двух задачах: первая - не дать ПСРМ получить абсолютное большинство в парламенте, вторая – занять второе место по количеству депутатов, тем самым опередив Санду и Нэстасе. Для этого ДПМ пробует все средства.
Если Демпартия поднимется на второе место, то Владимир Георгиевич будет в ситуации джокера: он обратится к Санду и Нэстасе, пригласит их вместе «рулить страной». Можно предположить, что ответ будет отрицательный: «О чем вы говорите? Все, кто вступал с вами в отношения - на свалке истории». Тогда с предложением о создании коалиции «Про-Молдова» ДПМ обратится к ПСРМ.
На данном этапе, как мы знаем, никто из лидеров общественного мнения не подтверждает возможность поствыборной коалиции. Но все знают, что есть предвыборная логика, и есть постэлекторальная, которая строится на том принципе, что решения базируются исходя из сложившейся ситуации.
Остановить проведение референдума может президент
- Второй закон о внесении поправок в Кодекс о выборах президент не промульгировал. Эта поправка исключает день тишины на выборах и изменяет 169-ю статью, которая в настоящее время не позволяет проводить референдум одновременно с днем выборов в парламент по техническим причинам.
Дело в том, что по действующему Кодексу о выборах границы административных округов для проведения референдума должны точно совпадать с границами районов. А для парламентских выборов по смешанной системе правительством были созданы избирательные округа с новыми границами, которые включили села из разных районов. Проводить одновременно парламентские выборы и референдум недопустимо: границы избирательных округов не совпадают.
Это противоречие послужила основой для обращения Гражданской коалиции за свободные и честные выборы к президенту с обоснованием недопустимости проведения референдума одновременно с парламентскими выборами. Если президент не промульгирует закон о второй поправки в Кодекс о выборах, то парламент, работающий с 2014 года, уже не может повторно утвердить поправки, и поэтому Андриан Канду не сможет взять на себя полномочия президента на пять минут, чтобы промульгировать закон об их внесении.
Риски одновременного проведения референдума и выборов
- Опыт проведения одновременно голосований по нескольким вопросам показывает, что количество испорченных бюллетеней возрастает в геометрической прогрессии.
На парламентских выборах, как правило, портят 0,5-0,7 процента бюллетеней. Но когда 23 мая 1999 года в Молдове проводились всеобщие местные выборы одновременно с консультативным референдумом, было испорчено 12 процентов. Избиратель получил три вида бюллетеней. Если пройдет инициатива ДПМ, у каждого будет по четыре бюллетеня: один по выборам по партийным спискам, второй – по выборам кандидата по одномандатному округу, два – по референдуму. Кодекс о выборах предусматривает, что каждый вопрос должен быть вынесен в отдельный бюллетень.
Можно ожидать, что испорченных бюллетеней будет не менее 12 процентов – и это может повлиять на итоги выборов.
ДПМ узнает на консультативном референдуме то, что давно всем известно
- ДПМ узнает на консультативном референдуме то, что давно всем известно.
Первый вопрос - «согласны ли вы с сокращением количества депутатов со 101 до 61?» - популярная тема. За то, чтобы уменьшить количество депутатов парламента, команда во главе с Нэстасе собрала 400 тысяч подписей – референдум провести не дали. Тему уменьшения количества депутатов поднимала и ПСРМ.
Второй вопрос - «согласны ли вы с тем, чтобы народ мог отзывать депутатов, если они не выполняют свои обязанности соответствующим образом?» - подразумевает ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, это называется императивным мандатом. Совет Европы категорически рекомендует не переходить к императивному мандату. СЕ напомнил: такой мандат начал применяться во времена средневековья, когда избранник должен был выполнять только то, что предписано в мандате. Императивный мандат действует в парламентах Кубы, Северной Кореи и Китая.
Другой пример - это назначение императивного мандата по декрету, подписанному Владимиром Лениным. «Партия большевиков берет власть, не для того, чтобы делать демократию, а для того, чтобы построить государство рабочих и крестьян под диктатуру пролетариата. Наша цель контролировать своих людей», - описывает Венецианская комиссия назначение императивного мандата по Ленину.
ДПМ знает наперед, как проголосуют граждане, знает наперед решение Венецианской комиссии, но все равно хочет спросить у граждан ответы на референдуме. Зачем? Цель ясна – получить дополнительные голоса.
Подготовила Марина ТИМОТИНА