Что такое высшая школа сегодня – площадка, где самые одаренные молодые люди приобретают специальность или гигантский теневой рынок, где крутятся сотни миллионов леев, а диплом стал чуть ли не финансовым документом, который покупается, чтобы в дальнейшем определять цену работника на рынке труда?
На фоне обысков и арестов в Госуниверситете Молдовы и Академии экономических знаний проблема коррупции начала вскрываться и в других отечественных вузах. Правоохранительные органы выявляют коррупционные схемы одну за другой, но кто знает, сколько их еще остается в тени? Основной причиной распространенности этого феномена обычно называют низкие зарплаты преподавателей, однако, по мнению экспертов, проблема несоответствия оплаты труда не является главной.
От детского сада до студенческой скамьи
По данным исследования, которое провел Центр анализа, расследований, социологии, политологии и психологии (CIVIS) для Программы развития ООН, на протяжении последнего года объем взяток в Молдове составил более 400 млн леев, из которых около 280 млн выплатили рядовые граждане. «На самом деле общая сумма гораздо больше, так как не все готовы признаться в том, что платили взятки», - отмечает директор CIVIS Руслан Синцов.Согласно исследованию, сфера образования входит в тройку лидеров, уступая медучреждениям и полиции. Не менее 7% граждан Молдовы были вынуждены раскошеливаться с целью выплаты нелегальных «бонусов» в этой системе. Эксперты констатируют, что сегодня коррупция процветает по всей вертикали образования. Впервые столкнуться с этим феноменом могут молодые родители, захотев отдать малыша в детский сад, а затем -когда ребенку придет пора идти в школу, и они решат отдать его в конкретное заведение. С вводом экзаменов на степень бакалавра коррупционные проявления в лицеях возросли на 20-25%, согласно статистике.
Однако, как свидетельствуют данные правоохранительных органов, больше всего коррупция процветает в вузах Молдовы. Чем высшее учебное заведение престижнее и востребованнее, тем больше размеры взяток. Лидером в этом отношении является Кишинев, где находится наибольшее число вузов. Но в тоже время антикоррупционная статистика показывает, что для образовательных заведений других населенных пунктов так же характерны серые схемы и коррупционные проявления.
Рынок коррупции в этой системе начинается с приема в вуз, а затем обрастает дополнительными «услугами». Преподаватели и деканы могут брать деньги, начиная от зачетов и экзаменов и заканчивая защитой дипломных работ и диссертаций, а также содействием в сдаче выпускных экзаменов. Заинтересованные лица платят за поступление по бюджетной квоте, за перевод с платной формы на бюджетную, наконец просто за получение диплома без посещения занятий за короткий период времени. Помимо способов, связанных с учебной и научной деятельностью, работники вузов находят и другие пути обогащения, например, присвоение бюджетных денег или своеобразное «сотрудничество» со строительными фирмами.
Студентов-неучей устраивают преподаватели-коррупционеры
Как отмечают специалисты, отношение к образованию многих студентов так же подливает масла в огонь. Зачастую в вузы поступают с единственной целью – получить заветную «корочку». Большинство студентов сами провоцируют эти ситуации, поскольку для них дача взятки – это избавление от всех «бед» во время сессий и защиты диплома. Сдал деньги – получил оценку за экзамен или сразу закрыл целую сессию.Складывается ситуация, при которой студента-неуча устраивает отношение преподавателя-коррупционера, и оценка реальных знаний заменяется оценкой финансовых возможностей. На многих факультетах молдавских вузов такое положение вещей постепенно становится нормой, заставляя других людей изменять ориентиры. Вместо вопроса: «Чему я научусь во время обучения в вузе?» появляется вопрос: «Сколько денег придется отдать?
Смогу ли я затем «отбить» потраченные деньги?».
Опрос, недавно проведенный Комиссией по университетской этике среди студентов, показал, что каждый третий учащийся в Академии экономических знаний (ASEM) готов признать дачу взятки. В исследовании приняли участие 120 студентов вуза. 35 из них сообщили, что преподаватели открыто просили деньги за «услуги», еще 30 респондентам намекали на это. 34 студента сообщили, что давали взятку по собственной инициативе, еще 21 человек указал другие мотивы.
Другой опрос, проводившийся в Госуниверситете Молдовы, ASEM и Бельцком университете им. Алеку Руссо среди 1200 респондентов, подтвердил, что во многих случаях сами студенты считают нужным давать взятки и положительно или нейтрально относятся к наличию этого феномена. Более 70% опрошенных утверждают, что преподаватели берут деньги за помощь на экзаменах. 80% респондентов говорят, что списывают, а порядка 70% отмечают, что преподаватели помогают тем, кто покупает их учебники и сборники научных статей.
По данным исследования, многие студенты не сообщают о случаях коррупции, ибо полагают, что это никак не изменит ситуацию. В то же время многие просто боятся реакции сокурсников и преподавательского состава. В общей сложности за 9 месяцев нынешнего года в Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) поступило более 100 жалоб на мздоимство в высших учебных заведениях страны. Этот показатель, естественно не может отобразить реальной картины распространенности коррупции в молдавских вузах, ведь большинство таких правонарушений происходят в конфиденциальном режиме и выявить их очень сложно.
«Помощь» преподавателя: добровольно и принудительно
Глава НЦБК Богдан Зумбряну заявил о намерении активно противостоять взяточникам, призвав сообщать о фактах коррупции по специальным телефонным номерам и электронным адресам. По его словам, в настоящее время борьба с поборами в вузах Молдовы далека от завершения. Преподавателей не останавливает ни то, что во многих аудиториях есть камеры, записи с которых можно просмотреть, ни что неожиданно могут нагрянуть с проверкой, ни что сами студенты могут заявить о факте коррупции, если их против воли вынуждают давать взятку. Такие истории постоянно оказываются в поле зрения правоохранительных органов.На слушаниях в ходе недавнего заседания парламентской комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку Зумбряну напомнил о громком скандале, связанном с раскрытием в стенах ASEM группы коррупционеров. По данному делу в июне нынешнего года задержали шестерых преподавателей и троих посредников. По информации НЦБК, за экзамены обвиняемые получали с каждого студента до 1 тыс. леев, а за курсовую или дипломную – от 8 до 11 тыс. леев. Преподаватели вычисляли самых неуспевающих учащихся и предлагали им подобную «помощь». Если студент соглашался заплатить, положительную оценку ставили даже без его непосредственного присутствия на экзамене. При обысках у фигурантов дела изъяли более 2 млн леев.
Глава НЦБК напомнил и о другом деле - в сентябре были задержаны преподаватели Центра повышения квалификации в области энергетики и электроники в Кишиневе. По словам Зумбряну, им предъявлено обвинение в систематическом вымогательстве и получении денег от студентов за успешную сдачу экзамена и погашение задолженностей. Фигуранты уголовного дела намеренно создавали препятствия для студентов, которые отказывались платить за хорошие оценки, и оставляли их на второй год обучения. Пять преподавателей были пойманы с поличным в момент получения денег, размер взяток составлял до 1,5 тыс. леев.
А затем 9 октября был задержан по подозрению в коррупции декан юридического факультета Госуниверситета, доктор хабилитат в области уголовного права Сергей Брынзэ. Прокуратура инкриминирует ему получение взяток от адвоката Виорела Берлибы, являющегося членом комиссии по защите докторских диссертаций, который действовал в интересах ряда докторантов. Декан юрфака, как утверждают правоохранители, получил деньги в августе текущего года и должен был содействовать защите диссертаций.
Атмосфера в вузах и неправильная система ценностей
Основной причиной коррупции в сфере образования называют обычно низкие зарплаты. Действительно, размеры заработка многих преподавателей оставляют желать лучшего. Тем не менее, по мнению экспертов, проблема несоответствия оплаты труда не является главной. Уже долгие годы наблюдается постоянное снижение нравственного уровня, как преподавательского состава, так и студентов. Коммерческая жилка, умение соответствующим образом использовать привилегии своего статуса и должности часто ставятся значительно выше профессиональных качеств и знаний.
Чем больший вес имеет преподаватель, тем больше у него возможностей для оказания дополнительных «услуг», в том числе и благодаря членству в приемных комиссиях. У многих административных работников вузов появляется множество собственных протеже на поступление. В обмен на содействие в этом вопросе они всегда находят, чем «заинтересовать» преподавателя, поскольку его карьера напрямую зависит от начальства.
И в то же время далеко не все представители преподавательского корпуса для получения дополнительных доходов начинают проставлять платные зачеты и экзамены. Беда в том, что на таких честных и непрактичных людей во многих вузах смотрят косо. Преподаватели, которые не желают мириться с таким положением вещей и хотят действительно оценивать знания, очень часто сталкиваются с сопротивлением и непониманием не только со стороны студентов, но со стороны вузовского коллектива.
«Уровень образования падает, о реальной ценности знаний говорят все реже и вскользь, - отмечает для NOI.md один из преподавателей Госуниверситета Молдовы.- Возникает ситуация, при которой так называемому студенту лекцию читает так называемый профессор, они оба оплатили свой статус на рынке знаний. Такая "рыночная" атмосфера в вузах не только порождает коррупцию, но и задает студентам совершенно неправильную систему ценностей. Потом эти люди выходят в реальную жизнь, живут и работают с искаженными представлениями».
По мнению нашего собеседника, лишь изменив подход к образованию, можно изменить и общественное сознание: «Преобразования, которые мы бы хотели видеть в нашем обществе, не случатся до тех пор, пока на уровне высшей школы не появится понимание того, что честность – это абсолютная и обязательная вещь для интеллектуально развитого, мыслящего человека. До тех пор, пока именно это не будет воспитываться в университетах. Потому что не могут делать нормальные вещи люди, привыкшие, что коррупцией можно чего-то добиться».
Рецепты от коррупции
О рецептах, помогающих избавиться от коррупции, и не только в сфере образования, неоднократно рассказывали в молдавских СМИ юристы, социологи и другие специалисты.
Ранее большие надежды по искоренению коррупции при приеме в вузы возлагались на систему сдачи экзаменов на степень бакалавра. Однако, не говоря о прочих минусах этой системы, в борьбе со взяточничеством она оказалась практически бесполезной, поскольку просто перенесла его на уровень средней школы. По данным неправительственных организаций, в прошлом учебном году около четверти экзаменационных работ выпускников, набравших максимальное количество баллов, не соответствовали такой высокой оценке.
Многие эксперты убеждены, что переломить ситуацию станет возможно, если провести эффективные реформы не только в образовательной, но и во всех социальных сферах, затронутых коррупцией. Свою роль могут при этом сыграть как строгость закона, так и неотвратимость наказания, а также устранение лазеек в законодательстве. Кроме того, необходимо привести в исполнение более жесткие и интенсивные антикоррупционные меры, предполагающие юридическую ответственность для всех вовлеченных сторон.
Отдельный вопрос – значительное повышение зарплаты и улучшение соцобеспечения, что помогло бы снизить стимулы для распространения коррупции среди преподавательского состава. Сегодня нередка ситуация, когда для преподавателей, если они не могут или не хотят работать одновременно в нескольких местах, коррупция становится простейшим выходом из положения.
Специалисты также обращают внимание на необходимость изменения стимулов для студентов. Сегодняшний молдавский рынок труда для человека без диплома практически закрыт. Вследствие этого многие студенты в результатах экзаменов видят нечто большее, нежели просто характеристику качества их образованности. Если условия на рынке труда изменятся, и учащиеся будут нацелены не только на то, чтобы получить очередную «корочку», то и для коррупционной практики стимулов станет меньше.
Виктор Суружиу