3 мая произошло знаменательное событие: Президент Майя Санду второй раз за три года нахождения на этом посту встретилась с руководителями и представителями национальных общественных организаций, представляющих более 30 процентов населения нашей страны.
Во вступительном слове президент кратко указала на сложную обстановку в Республике Молдова, на необходимость сплочения общества на пути движения страны в Европейский Союз, пути, который будет длиться десятилетие. Президент призвала поддержать усилия, которые предпринимаются в этом направлении в долгосрочной перспективе, а также запланированные по этой тематике на 21 мая и 1 июня масштабные мероприятия. Все понятно… Но непонятно, почему президент считает, что проблемы в Республике Молдова начались только после 24 февраля прошлого года? До этого мы жили безмятежно?
В процессе обмена мнениями мои коллеги выступили с некоторыми конкретными предложениями, в частности, с необходимостью привлечения национальных меньшинств, равноправных граждан Республики Молдова, в управление страны.
Подчеркивалось, что на уровне органов центрального управления нет представителей не титульного населения не только в руководстве, но и на рядовых должностях. Представительства национальных меньшинств нет и в парламенте страны, депутаты не молдаване представляют партии, а не свои народы, да и в руководстве партий практически нет представителей не титульных наций. Ставился вопрос, как с таким подходом будем идти в Европейский Союз? Ведь там по-другому.
Поднимался вопрос о статусе агентства межэтнических отношений, подчеркивалось, что нынешний его статус не соответствует потребностям настоящего времени. Президенту прямо было заявлено, что она должна представлять, согласно Конституции, весь народ страны, а не только ее малочисленную часть, которая разделяет ее взгляды.
Я предпринял попытку внести ряд предложений по сближению позиций центра и АТО Гагаузия по развитию и укреплению государства Молдова, о путях усиления позиций центра в автономии, но меня прервали, и президентом было заявлено, что Гагаузия – это чья-то пятая колонна. На уточняющий вопрос, неужели вся Гагаузия, я получил утвердительный ответ. Тем не менее, мною было заявлено, что, невзирая на определенную геополитическую позицию жителей автономии, Центр должен выстраивать долгосрочную конструктивную политику отношений со своим гагаузским регионом.
Я попросил в разговоре употреблять слова «наша автономия», а не «ваша автономия», как президент неоднократно выражалась, ведь президент и в Гагаузской автономии - президент. Я и мои коллеги попросили у главы государства разъяснений антиконституционных высказываний членов партии PAS,и не только в отношении национальных меньшинств и гагаузов особенно.
Почему антигагаузская пропаганда, разжигание межнациональной розни на телевидении не пресекаются правоохранительными органами, КСТР? Президенту было заявлено, что национальные меньшинства и гагаузы, с учетом сложившейся стратегической обстановки, могут идти в Европейский Союз, но не через Румынию. Президенту было предложено подобные встречи сделать плановыми и регулярными.
Честно говоря, мне стало грустно и тревожно…
Николай ТЕРЗИ, доктор права, председатель Гагаузской общины Республики Молдова