Завершился десятый, юбилейный Международный фестиваль камерных театров «Молдфест. Рампа.Ру», собравший не только больше количество интересных коллективов из разных стран, но и множество звездных гостей.
Одним из ярких событий в рамках фестиваля стал творческий вечер любимицы нашей публики Светланы Тома – народной артистки РМ и заслуженной артистки России. Она снималась во многих известных фильмах («Красные поляны», «Живой труп», «Лаутары», «Дом для Серафима», «Мой ласковый и нежный зверь», «Благочестивая Марта», «Сувенир для прокурора» - всего более 70 работ), но мировое признание принесла ей роль Рады в фильме «Табор уходит в небо», ставшая своеобразной визитной карточкой актрисы. …Цветы от имени президента, букеты от многочисленных друзей и поклонников, слова признательности и благодарности, аплодисменты и улыбки публики. Светлана Андреевна потрясающе молодо выглядит, полна обаяния и открыта к общению. Она признается, что ей хочется поговорить на родном языке, что она с удовольствием и сделала, переходя с русского на молдавский. Она делилась воспоминаниями, пела молдавские, русские и цыганские песни, читала стихи современных поэтов и шедевры серебряного века, а по окончании встречи ответила на несколько вопросов сайта Noi.md.
Итак, что сказала Светлана Тома:
О влиянии сильных личностей на судьбу
Мне необыкновенно повезло, что я встретила на своем жизненном пути Эмиля Лотяну. Если бы этой встречи не было, то моя жизнь сложилась бы совсем по-другому. Он не просто снимал меня в своих фильмах. Пока он был жив, моя судьба, мои успех и неудачи были для него небезразличны, с ним связаны и профессиональное становление, и формирование мироощущения, и личные отношения. Это был 1965 год. Я закончила среднюю школу и поступала на юрфак. И стояла на остановке напротив кинотеатра «Патрия», когда ко мне подошел некий представитель сильной половины человечества и спросил: «Девушка, вы не хотите сниматься в кино?» Этим человеком, как потом выяснилось, был Михаил Христофорович Бадикяну, который впоследствии в фильме «Красные поляны» сыграл моего отца.
В это время летящей походкой, в белом костюме, молодой, красивый – появился Эмиль Лотяну! И Михаил Христофорович воскликнул: «Эмиль, я нашел себе дочь!»Сначала я не очень понимала, что им от меня нужно, и отнекивалась, но все-таки женское начало взяло верх, и на следующий день ко мне домой явилась целая делегация с киностудии, просить у моих тетушек разрешения на кинопробы.И вот весь старый кишиневский дворик, где жили Ивановы, и мадам Пискаревкер, и мадам Варум, и мадам Левандовская – все они живо обсуждали столь неординарное событие, и даже вызвались присутствовать на кинопробах вместе со мной и с моими тетушками. Потом были фотопробы, потом требовалось разрешение моих родителей, поскольку мне еще не исполнилось 18-ти лет.И вот через семь дней я была уже на съемочной площадке, и моя жизнь совершенно изменилась.
Лотяну был не человек, а шаровая молния! Невероятна была та энергия, которой он заряжал всех вокруг себя, и все, кто с ним работал, были подключены к сети в 220 вольт. И эта энергия, которая есть на экране, в его картинах, преодолевая кинопленку, попадает в сердца людей. Поэтому его картины живы по сей день.У Лотяну оказалась легкая рука. Он открыл несколько имен для молдавского и для советского кино. Это Виктор Соцки-Войническу, это совершенно замечательный Григоре Григориу, который сыграл во всех фильмах Лотяну, это Михай Волонтир, это Мария Сагайдак и другие… Передо мной он тоже открыл дверь в удивительный, прекрасный, таинственный мир, который назывался кинематограф.
О чуде кинематографа
Кинематограф – это всегда тайна. Ты берешь роль, ты начинаешь работать, и никогда не знаешь, чем закончится это плавание в неизвестное. Получится или не получится? Случится чудо или не случится?Вот «Табор уходит в небо» был настоящим чудом. Эту ленту для проката купили 112 стран мира! Своего рода рекорд, который не смогла преодолеть больше ни одна советская картина. Сразу после выхода она получила Гран-при на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне – «Золотую раковину», затем - множество других призов.Я уверена, что на этой картине сам Господь бог был с нами. Ее всю сыграли под открытым небом, и за все четыре месяца съемок не было ни одного дождливого дня! Все сложилось в этом фильме. И прекрасные цыгане, с которыми мог справиться только Лотяну, и потрясающая музыка Евгения Дмитриевича Доги, и небывалый душевный и творческий подъем всей съемочной группы.
О работе с Якобом Бургиу
Начинала я у Лотяну, но работала и с другими молдавскими режиссерами. Например, у режиссера Якоба Бургиу я снималась в фильме «Дом для Серафима», где играла молодую сельскую девочку, Софийку. С Якобом работалось очень хорошо. Мне он запомнился большим, надежным, добрым, спокойным человеком. Бесконфликтным. Ни во время съемок, ни до, ни после я никогда не слышала, чтобы он повысил голос, никогда не видела, чтобы он вспылил. А ведь для режиссеров это большая редкость – контролировать съемочный процесс и при этом сохранять спокойствие и присутствие духа.
О любви в кино
Должны ли артисты влюбляться друг в друга? Непростой вопрос.Сейчас этого уже нет, но раньше был такой орган – художественный совет, в задачи которого входило еще на этапе кинопроб отслеживать, насколько артисты психологически, или как сказали бы сейчас - энергетически совпадают. Особенно герои, которым предстоит сыграть пару – будь то супружеская пара или влюбленные. На это смотрели, потому что бывали случаи эмоционального несовпадения, и тогда картину ждал провал.Поэтому, конечно, когда ты работаешь с человеком, у тебя обязательно должна быть симпатия по отношению к твоему партнеру. Иначе невозможно высечь ту искру, которая заставила бы зрителей участвовать в той истории, которая разворачивается перед ними на экране.У меня был случай – не буду называть ни картины, ни актера – когда не случилось совпадения. То есть у меня просто идиосинкразия была на этого актера, я его не выносила. Полагаю, что он тон также относился ко мне. Мы не совпали ни энергетически, ни эмоционально – никак, и не смогли убедительно сыграть, что между нами есть какие-то отношения. И фильм не получился. Так что раньше к подобным вещам относились достаточно серьезно. А в сегодняшнем кино я, к сожалению, часто вижу, как не совпадают герои, и я не сочувствую им, мне безразлично, будут они вместе или нет. А должно быть наоборот! Должно быть, чтобы когда герои соединились, зритель получил от этого определенное количество эмоций. А иначе ради чего все затевалось?
О дружбе
Я предпочитаю иметь друзей, а не подруг. Друг – это более надежно, чем подруга. Мой самый добрый и любимый человек здесь, в Кишиневе, это Маргарита Ивануш (певица, народная артистка Молдовы – прим.ред), Риточка, с которой вместе мы прошли долгий путь.
Сейчас мы живем в разных городах, но это не имеет значения. Каждый раз, когда я собираюсь в Кишинев, и нужно помочь в организации поездки, то на помощь всегда приходит Рита - человек умный, надежный и энергичный.
О счастье
Мне 71 год, и я не скрываю свой возраст. Я прожила долгую, счастливую, интересную, яркую жизнь. Да, я – очень счастливый человек. Я счастлива уже тем, что родилась, и что родилась в любви. Что жила в этом городе, где солнце не жжет, а ласкает.
Что встретила на своем жизненном пути Эмиля Владимировича Лотяну. Что у меня была возможность работать с такими великими актерами, как Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили, Олег Янковский, Маргарита Терехова, Сергей Шакуров, Олег Видов, Николай Караченцов. Когда находишься рядом с такими людьми, их общение, талант, интеллигентность волей-неволей влияют на тебя, и это замечательно.
О Молдове
Я всегда объясняюсь в любви своей родной Молдове, где бы я ни находилась. Я родилась в Кишиневе, я жила в Дрокиевском районе, в Бельцком районе, где в селе Ильичевка мой папа был председателем колхоза, и вывел этот колхоз из отстающего в передовые, за что получил орден «Знак Почета». Я горжусь своими родителями, я бесконечно благодарна своей маме, которая, воспитываясь в интеллигентной семье, как самая настоящая декабристка, последовала за папой в далекое бедное село.
Я выросла в селе, где бегала щиколотку в пыли, могла пообедать луковицей с хлебом и потом самозабвенно играть до позднего вечера. Это было прекрасное детство – босоногое, веселое, иногда голодное, но чудесное!Сейчас каждая встреча с родным городом для меня – подарок. Да, Кишинев сильно изменился. Что-то ушло, пришло что-то другое. Так бывает со всеми городами.
Но здесь – моя молодость и моя первая любовь, здесь похоронены мои родители и живы мои друзья. Здесь полгорода были мои родственники.
О современном молдавском кинематографе
К сожалению, я не знаю ничего про современный молдавский кинематограф. Я даже не знаю, существует ли он. Может быть, он и есть. Может быть, есть талантливые люди, которые что-то создают, но я этих работ не вижу. В прокате их нет, на фестивалях, в которых я участвую и где есть возможность посмотреть какие-то новые фильмы, я тоже молдавских работ не встречала…
И скажу вам честно: мне очень жаль, что на сегодняшний день молдавское кино как искусство, знавшее когда-то свой золотой век, ушло. Другое дело, что невозможен золотой век всегда. Но всегда должны пробиваться какие-то росточки, должно что-то происходить. Тем более, что талантливые артисты здесь были всегда! Были ли это актеры театра «Лучафэрул», или Национального театра, или русского театра имени Чехова, или хармелинского театра «С улицы Роз». Полгода назад я была на сорокалетии этого театра и видела крошечный отрывок из спектакля «Левушка», где играет грандиозная актриса русского театра, моя сокурсница Людмила Колохина. И я не могла сдержать слез, настолько это было пронзительно… И это лишь один пример, а сколько здесь живет и работает замечательных артистов – не сосчитать. Они должны быть востребованы!
Поэтому хочется пожелать, чтобы в моей любимой молдавской столице можно было увидеть не только рекламу товаров, но, например, афиши с анонсами новых фильмов. Ведь, повторю, страна потенциально богата талантами. Даже сегодня мы прошлись по городу и увидели невероятное количество прекрасных молодых лиц. Пестуйте свои таланты, берегите это богатство!
Подготовила Светлана Деревщикова