О том, что Апелляционная палата (АП) Кишинева 12 марта отменила решение суда первой инстанции по иску телеведущей и продюсера телеканала NTV-Moldova Елены Пахомовой, 14 марта сообщили сама Пахомова и портал Deschide. Как АП мотивировала свое решение, неизвестно, так как мотивировочная часть пока не опубликована.
Почему Елена Пахомова подала иск против Deschide
Иск против портала Deschide о защите чести, достоинства и профессиональной репутации Елена Пахомова подала в декабре 2017 года. Речь шла о материале Deschide, посвященном документальному фильму «История Молдовы», сценарий которого написала Елена Пахомова (фильм сняли под патронатом президента Игоря Додона). В своем иске Пахомова потребовала удалить часть текста, которую она сочла оскорбительной, выплатить ей 10 тыс. леев морального ущерба, 3,1 тыс. леев судебных издержек и принести публичные извинения.
Суд столичного сектора Рышкановка в мае 2018 года признал портал Deschide виновным, обязал выплатить Пахомовой 1250 леев морального ущерба и судебные издержки, а также принести ей публичные извинения.
Кроме того, суд обязал портал Deschide удалить из материала три фразы: «бывшая журналистка, теперь бомжиха, роющаяся в мусорных завалах [советской пропаганды]» (fostă jurnalistă, actuală boschetară prin ghenele de gunoi); «фильм — настоящий шедевр пропагандистского гения, который запоминается подлым позором, типичным для светской глупости» (filmul – adevărată capodoperă a geniului propagandistic – te marchează prin pudoarea aceea ticăloasă, tipică prostiei de salon); «документ — образец исторической безграмотности и вопиющего протохронизма (защита идеи любым способом. — NM» (documentul este o mostră de analfabetism istoric și protocronism flagrant).
Почему портал Deschide считает себя невиновным
Ответчиками по делу выступали автор материала, журналистка Марчела Тушкэ и компания Open SRL, владеющая Deschide, В суде представители портала утверждали, что указанные фразы из материала носят «метафорический характер», сам текст не нарушает принципы журналистской этики, а тезис о том, что фильм пропагандистский, — это личное мнение автора Марчелы Тушкэ.
Сама Тушкэ назвала фразу из материала (какую, она не уточнила) «полемической фигурой» и заявила, что журналистский материал не должен быть объектом судебного разбирательства. Тушкэ также утверждала, что имеет право как журналист оценивать фильм с пропагандистской точки зрения. Она также сообщила, что закончила мастерат факультета истории в Яссах и института INALCO в Париже и обладает достаточными знаниями, чтобы судить об исторической части фильма.
По мнению Тушкэ, она допустила в материале лишь одну техническую ошибку, назвав Пахомову режиссером, тогда как она была сценаристом фильма.
Портал, недовольный решением суда первой инстанции, обжаловал его в Апелляционной палате, которая решила дело в пользу портала. Владелец Deschide Сорин Букэтару отказался комментировать решение АП, отметив, что он не комментирует судебные решения.
«Так мы никогда не будем солидарны»
Елена Пахомова собирается обжаловать решение АП в Высшей судебной палате. «Я готова была на мировую на всех этапах судебного разбирательства, предлагая им просто извиниться и поправить материал. Они отказались», — отметила Пахомова.
Она считает решение Апелляционной палаты политическим, потому что «АП рассматривала не факт оскорбления личности, а идеологические аспекты [фильма]». Пахомова также собирается подать другие иски против Deschide и его владельца Сорина Букэтару: «Они каждый раз упоминают мое имя в оскорбительном контексте».
Пахомову поддержали коллеги по журналистскому цеху. «При всем богатстве "профильных организаций" не припомню, когда последний раз они заступились за русскоязычного журналиста […] Тишина в эфире. Так мы никогда не будем солидарны. Разве так важно, на каком языке мы работаем — на русском, румынском, гагаузском, болгарском или английском, если нас оскорбляют и нам угрожают?», — написала в Facebook телеведущая TVC21 Лилия Бураковски.
Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей считает, что журналисты не должны «выходить за рамки добропорядочности». По его мнению, автор материала, ставшего предметом судебных разбирательств, наверное, «имел в виду не ее [Пахомовой] личные качества, а профессиональные». «Я не сторонник такого рода выражений. Журналисты, даже если речь идет об авторской колонке, должны быть корректными и не выходить за рамки добропорядочности», — сказал Маковей. При этом он допустил, что журналисты Deschide таким образом хотели показать, что «за деньги люди, [снявшие этот фильм], пошли против истины».