Генпрокурор Александр Стояногло назвал «войной» расследования дел о краже миллиарда. Он отметил, что прокурорам противостоят не только участники кражи, но и судьи, а также Нацбанк, сообщает eNews.
Стояногло рассказал, как судьи помешали прокурорам провести обыск у одного депутата, связанного с Иланом Шором, а также запретили заводить уголовное дело против компании, аффилированной Шору. Несмотря на это, Стояногло пообещал, что 2021 год станет решающим для этого расследования, пишет newsmaker.md.
26 февраля Стояногло представил отчет о работе Генпрокуратуры за 2020 год. Часть выступления он посвятил результатам расследования дел о краже миллиарда. Он напомнил, что это дело он «унаследовал» от предшественников, которые в течение пяти лет имитировали расследовании. Стояногло подчеркнул, что в 2020 году прокуроры устранили ошибки в этом деле, которые совершили те кто ранее вел расследование, чтобы защитить настоящих виновников кражи. «Если называть вещи своими именами, расследование кражи миллиарда это настоящая война — война с фигурантами дела, с их адвокатами, Нацбанком и судьями», — подчеркнул Стояногло.
Также он подчеркнул, что судьи зачастую «сводят на нет» усилия прокуроров в этом расследовании. Стояногло отметил, что ни одно процессуальное действие, по делу о краже миллиарда, которое зависело от судей, «не прошло без сопротивления». Кроме того, по его словам, сопротивление судебной системы усиливается, если в делах фигурирую экс-лидер Демпарти Владимир Плахотнюк и беглый депутат Илан Шор.
Он напомнил, что судьи тянули с рассмотрением ходатайства об аресте Плахотнюка, и об аресте его имущества, а также не разрешили провести обыск в офисе ДПМ. Кроме того, Стояногло напомнил, что осенью 2020 судьи отменили решение прокуроров об отделении эпизода экс-главы VictoriaBank Политовой-Кангаш от остального расследования. Из-за этого прокуроры до сих пор не могут передать дело Политовой-Кангаш в суд, хотя завершили расследование против нее еще в августе.
Кроме того, Стояногло сообщил, что в декабре 2020 года судьи две недели не давали разрешение на обыск в компании одного из депутатов, связанных с Иланом Шором. Генпрокурор подчеркнул, что когда разрешение все-таки выдали, обыск провести не удалось, потому, что депутат перевез свою компанию в другой офис. Также судьи аннулировали решение прокуроров о начале уголовного дело против одной из компаний, аффилированных Шору. А кроме того, судьи сняли аресты с двых компаний, аффилированных Шору и не дали прокурорам привлечь к судебному разбирательству, как гражданских ответчиков, чтобы взыскать с них долг.
Стояногло отметил, что большую часть дел о краже миллиарда завершат в 2021 году и передадут в суд. Он подчеркнул, что наказание фигурантов дел и возмещение ущерба во многом зависит от решения судей, которые будут рассматривать эти дела.