На заседании местного совета, которое состоялось на минувшей неделе, советник Степан Карасени зачитал обращение целого ряда местных предпринимателей, которые возмущены деятельностью автолавок партии «Шор», сбивающих цены на продукцию и продающих ее по ценам ниже оптовых.
«Такая предпринимательская деятельность влечет за собой негативные последствия, а именно отсутствие спроса на продукты питания у местных торговых точек. Неспособность выплачивать местные налоги, банковские кредиты и зарплаты, ведет к сокращению рабочих мест и закрытию торговых точек, отъезду людей за границу», - отметил советник.
Это обращение подписал 21 экономический агент Конгаза. По словам Степана Карасени, эти торговые точки, равно как и «социальный магазин», работающий исключительно для представителей «Новой Гагаузии», действуют по патенту, и их владельцы платят небольшие налоги в бюджет села.
«У нас в селе открыто два социальных магазина – у партии «Шор» четыре торговых точки, и у «Новой Гагаузии» - одна, в помещении площадью 12 квадратных метров. Данные социальные магазины не должны требовать у наших жителей или любых других людей паспорта и записывать их идентификационный код. Это нарушение закона. Они не должны давать продукты по карточкам. Мы не в блокадном Ленинграде, чтобы получать еду по карточкам», - подчеркнул советник.
Советник Дмитрий Гагауз, открывший магазин «Новой Гагаузии» в Конгазе, объяснил, как это сделал.
«Я обратился в налоговую [инспекцию], и мне сказали, что чтобы я мог осуществлять деятельность по патенту, мне нужно иметь [помещение площадью] 12 квадратных метров. Арендует помещение «Новая Гагаузия». Она передала мне помещение в субаренду. Я оформил все документы. Если у какого-то человека потребуют паспорт, я этот магазин сразу же закрываю. Такого у «Новой Гагаузии» не было, нет и не будет. Но магазин открыт только для членов «Новой Гагаузии». Именно поэтому магазин и открыт», - добавил предприниматель.
У магазина «Новой Гагаузии» даже нет разрешения на функционирование торговой точки. «Есть только патент», добавил Дмитрий Гагауз. Это вызвало недоумение у советников.
«Я представляю, какой там магазин, если его площадь всего 12 квадратных метров. Что там можно поставить? Вы такой магазин открыли просто, чтобы не платить налоги», - отметил в свою очередь другой советник Иван Юларжи.
Советник и местный предприниматель Анна Статова считает, что подобные «социальные магазины», продающие продукты по ценам ниже рыночных, наносят серьезный ущерб уже существующим торговым точкам, которые вынуждены увольнять персонал и снижать зарплаты.
«Каждый раз перед выборами открывают социальные магазины, делают все дешевое. Если действительно хотите людям помочь – откройте социальный магазин навсегда. У нас есть базар для этого. А не как они делают – ходят по всему селу и продают. А бизнесу что делать? Я покупаю бутылку воды на оптовой базе, как и вся Молдова, по цене в 5 лей. Все ставят наценку, есть здоровая конкуренция. Но я покупаю воду по 5 лей, а он ее продает по 5 лей, или даже по 4,50 лея. Это вопрос для всех. Надо серьезно с этим разобраться. Иначе выходит, что мы, советники, даем возможность одному человеку работать, а остальные – пусть сидят дома», - подчеркнула Анна Статова.
По ее словам, из-за подобной нечестной конкуренции только в Конгазе были уволены 45 человек, которые теперь вынуждены искать работу за рубежом.
«Социально-уязвимые категории населения – очень расплывчатое понятие. Под него подпадает 80 процентов нашего населения. Документов они не имеют права требовать и, тем более, записывать [их данные]», - отметил в свою очередь примар Конгаза Михаил Есир.
И.о. председателя Комратского района Иван Топал говорит, что подобные «социальные магазины» есть и в других населенных пунктах. А в некоторых примары и вовсе приняли решение «выдворить их» с территории села, сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
«Нельзя допускать, чтобы они собирали идентификационные коды граждан, а затем использовали их в избирательной кампании», - уверен Топал.
В итоге советники большинством голосов потребовали от партии «Шор» и «Новой Гагаузии» не собирать персональные данные граждан и не выдавать продукты «по карточкам».