Польша потребовала от молдавских властей не втягивать польское государство в предвыборную кампанию в Молдове. Позиция Варшавы на этот счет была довольно жестко доведена до премьера Молдовы Павла Филипа послом Польши в Кишиневе Бартломеем Зданюком. На встречу также был приглашен депутат Игорь Время, возглавляющий парламентскую комиссию по расследованию «обстоятельств вмешательства фонда „Открытый диалог“ и ее руководителя Людмилы Козловской во внутреннюю политику Молдовы». В пресс-службе правительства о теме встречи умолчали.
Встреча посла Польши Бартломея Зданюка с премьер-министром Молдовы Павлом Филипом, по информации NM, состоялась по инициативе польской стороны. Как сообщается в Твиттере польского посольства, дискуссия была посвящена «проблемам предвыборной кампании» в Молдове. Польская сторона передала «ясный месседж о необходимости полного соблюдения властями [Молдовы] демократических стандартов». «Также была ясно высказана позиция относительно твердого неприятия любого использования Польши в предвыборной кампании — нашего согласия на такие действия нет и не будет», — говорится в сообщении.
В пресс-службе правительства Молдовы о встрече премьера Филипа с польским послом рассказали по-другому. Там сообщили, что собеседники обсудили «европейскую повестку дня Молдовы», а Филип подчеркнул, что «европейский путь остается единственным путем развития страны». «Собеседники также обсудили ряд текущих вопросов, находящихся на молдавско-польской повестке дня, подтвердив заинтересованность в их дальнейшем развитии», — говорится в сообщении правительственной пресс-службы. О предвыборной кампании и обеспокоенности Польши — ни слова.
На фотографиях со встречи видно, что по левую руку от Филипа сидит депутат-демократ Игорь Время, возглавляющий парламентскую комиссию по расследованию «обстоятельств вмешательства фонда „Открытый диалог“ и ее руководителя Людмилы Козловской во внутреннюю политику Молдовы». На встрече он оказался не случайно. Польская сторона, по информации NM, инициировала встречу, чтобы обсудить «дело Козловской», в контексте которого молдавские власти постоянно упоминают Польшу.
Фото: gov.md
Недовольство Польши такими попытками втянуть ее в предвыборную кампанию в Молдове, по информации NM, в ближайшее время может быть доведено до молдавской стороны и в других форматах двустороннего диалога.
Людмила Козловская и ее фонд «Открытый диалог» оказались в центре внимания в Молдове после того, как в середине августа молдавские СМИ, близкие к Демпартии, сообщили о ее депортации из ЕС по требованию Польши, власти которой будто бы обвиняют Козловскую «в связях с российскими спецслужбами».
Целью кампании, впрочем, была не только Козловская и ее фонд, но и молдавская проевропейская оппозиция. В написанных будто под копирку новостях неизменно говорилось о тесных связях Козловской с партиями «Действие и солидарность» и «Платформа Достоинство и правда». Новости сопровождались фотографиями, где Козловская запечатлена с Майей Санду, Андреем Нэстасе и другими критиками молдавских властей. Из всего этого делался недвусмысленный вывод, что молдавская оппозиция и вообще все, кто критикуют правящую Демпартию и ее лидера Владимира Плахотнюка, — работают на Москву.
В начале октября парламент по предложению депутатов Демпартии создал специальную следственную комиссию. Ей было поручено расследовать «обстоятельства вмешательства во внутренние дела Молдовы фонда „Открытый диалог“ и ее руководителя Людмилы Козловской», а также проверить их причастность к финансированию молдавских оппозиционных партий. В итоге комиссия пришла к выводу, что фонд «вел диверсионную деятельность» против Молдовы, Польши и других восточноевропейских государств, вовлекая в эту деятельность оппозиционных политиков и гражданских активистов.
Спикер парламента Молдовы Андриан Канду заявил, что Андрея Нэстасе и Майю Санду могут привлечь к уголовной ответственности за «измену родине» и «шпионаж» из-за сотрудничества с фондом Козловской. При этом он ссылался на отчет парламентской комиссии, в котором утверждается, в частности, что «у спецслужб Польши есть доказательства того, что действиями фонда „Открытый диалог“ руководили секретные службы России». В действительности тезис о «связях с российскими спецслужбами» основаны на неких публикациях в польских СМИ, в частности статье польского блогера Марцина Рея, конфликтующего с фондом «Открытый диалог».