
Полиция на Пасхальной неделе штрафует всех подряд и даже тех, кто не ходил на выборы вообще. Предстоит вручить 138 тысяч протоколов «коррупционерам», в которые записали рядовых избирателей.
Дорин Речан, выступив в видеообращении по итогам заседания антикоррупционной платформы, заявил, не утруждаясь доказательствами, что якобы «миллионы долларов были выделены Россией через преступную группировку "Шор" на подрыв демократических выборов», в связи с чем «более 6000 граждан уже оштрафованы за коррупцию на выборах, всего по уголовным делам проходят более 140 тысяч человек».
И вот конкретный пример того, как борются с «коррупционерами». Невестку экс-министра экономики Александра Муравского, известного критикой власти, оштрафовали на 37500 лей.
«Теперь я тоже субъект электоральной коррупции!» - пишет в соцсети Наташа Муравская, рассказывая о том, как ей позвонил из комиссариата начальник отдела и сообщил: «Против вас имеются материалы по делу партии "Шор"!».
«СИБ собрала «доказательства» (где-то в параллельной вселенной), что я - участник электоральной коррупции. Вопрос: а в чем конкретно состоит обвинение? Ответ: ммм... ну... есть какая-то распечатка от «Moldtelecom», там вроде были какие-то сообщения, линк, вы типа нажали... и все... ну, короче, вы виноваты.
Якобы я получила СМС со ссылкой, перешла по ней и тем самым сама отдала свои персональные данные «Промсвязьбанку». После чего открыли счет и мне начали поступать деньги. Какие? Сколько? От кого? За что? Ответы: ну как-то так... Следователь, не моргнув глазом, составил протокол об административном правонарушении по статье 47¹ - «Пассивная электоральная коррупция». Пока я писала объяснительную, он бодро выставил мне максимальный штраф - 750 у.е., 37 500 лей!
Дословно: «Cet. Muravschi Natalia a acceptat primirea sumei bănești pentru sine în scopul exercitării dreptului electoral în cadrul alegerilor». («Гражданка Муравски Наталья приняла получение денежной суммы для себя с целью осуществления избирательного права в рамках выборов»).
А если человек голосовал не за Шора? И почему максимальный штраф? Ответ: «А потому что могу». Отягчающие обстоятельства? Фактический ущерб? Полученные суммы? Ничего, воздух».
Если бы Муравская признала вину и донесла бы на знакомых – ее бы отпустили. Теперь – суд, там обещают представить доказательства.
«Такие протоколы пачками составляют в селах - на бабушек, дедушек, которые не понимают, о чем вообще речь, - пишет пострадавшая. – Ни доказательств, ни пояснений. Люди подписывают, штрафы уходят к судебным исполнителям, и те вышибают по 25–37 тысяч лей. Мы, слава богу, можем и будем обжаловать. А те, кто не может, кто даже не понимает, что произошло, кто реально не получал денег? Если же получал – то не от хорошей жизни».
Муравская уверена, что никто из оштрафованных примерно 140 тысяч и их близких никогда больше не проголосуют за тех, кто их так «наградил». Они теперь точно против.
Депутат парламентской группы «Победа» Александр Суходольский потребовал заслушать генпрокурора и главу МВД «относительно беспрецедентных действий полиции против граждан, незаконно обвиняемых в преступлениях, которых не совершали».
«Людей преследуют, им угрожают, их шантажируют, налагают незаконные штрафы, - сказал депутат. - Нарушены все основные права, люди остаются без защитников, без переводчиков, нет доказательств, нет свидетелей».
Депутаты PAS на пленарном заседании 17 апреля отклонили эту инициативу.
И еще один мазок на этой «картине маслом». PASпарализует правоохранительную систему, считает журналист Елена Пахомова: «На первом этапе перестает быть эффективной полиция, которой предстоит вручить 138 тысяч протоколов… Под горячую руку попадают проигнорировавшие выборы и даже психически больные. На втором этапе нас ждет паралич судебной системы, заваленный заявлениями об опротестовании протоколов».
Муниципальный советник Комрата Иван Паня заявил, что полицейские в автономии стараются уходить от выполнения незаконных указаний, ищут лазейки в законодательстве, чтобы не выписывать протоколы или составлять с ошибками, чтобы граждане могли эффективно обжаловать штрафы в суде. Паня указал, что протоколы – «просто бумажки, не юридические доказательства, они не могут обосновать нарушение, все голословно, пустышки напечатаны на наши же деньги», цитирует ТГК Gagauznewsmd.
При этом правящая партия не желает бороться с настоящей коррупцией: на пленарном заседании парламента 17 апреля большинство повторно отказалось сформировать следственную комиссию по изучению обстоятельств амнистии, подписанной Майей Санду. Заявлено, что это «спекуляция на проблеме, которая дезориентирует граждан». Хотя циркулируют слухи, что за амнистию тем, кто участвовал в сделке, заплатили 4 миллиона долларов.
Речан между тем заверяет, что попытки «массового подкупа избирателей» будут и на парламентских выборах. Что, радар это показал? «Либо мы упустим этот исторический момент - из-за страха, лени, цинизма или усталости, либо - действуем сообща: госинституты, полицейские, судьи, прокуроры, чтобы стать государством-членом ЕС, где царит процветание, мир и справедливость», - запугивает премьер.
И тут два вопроса. Зачем нам такая «справедливость»? И кто будет виноват, если PAS проиграет выборы, – Путин и Наташа Муравская?
Олег ВОЛКОВ
В интернете появились фото протоколов, составленных «по фактам электоральной коррупции», пишет член Гражданского конгресса Михаил Полянский: «Понятно, что полицейским дали установку: надо составлять, все равно как, лишь бы были, и чтобы много, - указывает он. - В итоге власти сделали из сотрудников полиции шутов. Вот скриншот одного из таких протоколов. В графе «факт правонарушения» написано, что некто «в период 2024 года получил деньги... чтобы совершить или не совершить какое-то голосование выборах». Вот такая содержательная формулировка. Я не юрист, но даже мне ясно: в этой графе должно быть четкое описание правонарушения, а не абстрактные рассуждения. Что получил, когда, от кого, для чего? Чтобы проголосовать – или не голосовать? В каком туре выборов? Все происходящее - не юстиция и не верховенство права. Это не борьба с электоральной коррупцией. Это тотальный террор».
evedomosti.md