Экс-президент Молдовы Игорь Додон и его пропагандисты с завидной регулярностью ошибаются, предсказывая резкое ухудшение молдо-российских отношений при президенте Майе Санду и жесткие карательные меры со стороны Москвы в ответ на «антироссийское» поведение действующего молдавского президента.
В ходе президентской и парламентской избирательных кампаний Додон и его пропагандисты уверяли электорат, что нормальные отношения с Россией могут наладить только они, «пророссийский» Додон и его «пророссийская» партия. Однако, по итогам этих выборов мы увидели визит в Кишинев заместителя главы кремлевской администрации Дмитрия Козака, который после встречи с Санду сообщил, что у него состоялись очень конструктивные переговоры с новым президентом Молдовы, что Россия рассчитывает на диалог с новой кишиневской властью, и что две страны обязательно будут дружить и сотрудничать.
После этого Санду приняла участие в саммите «Ассоциативного трио» Грузии, Украины и Молдовы в Батуми, в киевской «Крымской платформе», которая объявила Россию «оккупантом» и потребовала от нее вернуть Крым, а президент Украины, со своей стороны, посетил мероприятия по случаю 30-летия провозглашения независимости в Кишиневе, где пригласил Молдову присоединиться к деятельности НАТО в Черном море.
«Санду кинула Козака! Вот теперь-то ей Москва даст отлуп!», - потирали руки пропагандисты Додона. Вместо этого президент России В.В.Путин направил Санду поздравление, в котором трижды в шести абзацах (включая обращение и подпись) выразил молдавской коллеге свое уважение. «Уважаемая Майя Григорьевна» - дважды повторяется в тексте поздравления, и в третий раз этот респект подтверждается еще и в конце телеграммы - «С уважением, В.Путин». Президентам Украины и Грузии глава России таких посланий не направлял. Из всего трио особое уважение было выражено только в адрес Санду. И как пишет московский «Коммерсант», встреча Путина с Санду в двустороннем формате может состояться еще до конца этого года.
Додон и его пропагандисты оказались плохими пресс-секретарями России в Молдове. Они, конечно, хотели бы, чтобы у Санду не сложились отношения с Москвой, и чтобы Додон и дальше исполнял роль «пророссийского протеза» кишиневской власти, как он привык это делать при режиме Плахотнюка. Проблема Додона и всех его аналитиков-пропагандистов в том, что они упустили одно фундаментальное изменение в отношении России к Молдове. Оно заключается в том, что Москва стала равнодушна к тому, что у нас происходит. Можно было бы сказать «совершенно равнодушна», но есть еще несколько вопросов, которые Россию здесь интересуют. Это 1) Приднестровье (включая миротворческую операцию), 2) нейтралитет Молдовы (невступление в НАТО), и 3) бизнес. Мало кто обратил внимание на пояснение, которое дал Козак, когда говорил о том, что Россия готова выстраивать прагматичные и конструктивные отношения с Молдовой «с учетом своих национальных интересов». «Речь идет об экономических интересах», - добавил он. Nothing personal, just business.
Президент Украины в своем диалоге с Санду тоже лоббирует интересы своего национального бизнеса. Оказывается, как сообщает пресс-служба Зеленского, во время встречи с Санду в Кишиневе украинский гость поднял вопрос о «возвращении» украинских компаний на рынок электроэнергии Молдовы. Вот тут интересы России в лице Молдавской ГРЭС и «Газпрома» уже могут всерьез столкнуться с интересами Украины в лице ее олигархов, и выбор Санду по этому бизнес-кейсу будет гораздо более сложным, чем ритуальные заверения в поддержке территориальной целостности Украины. Бизнес-интерес Украины заключается и в том, чтобы запустить на полную мощность свою гидроэлектростанцию в Наславче. Экологи говорят, что эта ГЭС убивает реку Днестр. И что на это ответит Киеву Санду?
Россия хочет и дальше продавать Молдове электроэнергию и газ. Будет ли этот газ поступать со стороны Украины или со стороны Румынии (через Турцию и Болгарию), но при этом называться «альтернативным» и «европейским», России все равно. Польша, чей президент тоже посетил Кишинев 27 августа, продвигает свой проект «Междуморья» - создания вдоль границ России буферного альянса государств, в состав которого должна войти и Молдова. Интересы Румынии, чей президент тоже прилетел на празднование 30-летия независимости Молдовы, тоже всем понятны, если вспомнить что в августе 1991 года и саму Декларацию независимости, как независимости от СССР, но не от Румынии, сочинили румынские «дипломаты в штатском».
У всех внешних партнеров есть в Молдове какие-то интересы, и они их очень четко и последовательно продвигают. Хорошо, если у Санду тоже есть какое-то понимание интересов Молдовы, а не просто готовность выступать в роли вежливой и улыбчивой иностранной марионетки. Пока мы слышим лишь сентиментально-пафосные (чтобы не использовать слово «демагогические») речи про новый государственный проект, про свободу и демократию, правовое государство, функциональные институты и прочий джентльменский/вумэнский набор либерально-демократических слоганов. (Кстати, что там слышно про похищение в Кишиневе судьи Чауса? Киев уже извинился за этот плевок в сторону Молдовы?). И как вишенка на торте - новый национальный state-building миф про так называемую евроинтеграцию Молдовы. Для новой генерации политиков, которую представляет Санду, евроинтеграция — это как коммунизм для их предшественников (80% депутатов, голосовавших за Декларацию независимости, были членами КПСС, так что преемственность налицо). Чем закончилось «строительство коммунизма», мы видели. Станет ли былью сказка про евроинтеграцию, непонятно. Посетившая «Крымскую платформу» президент Эстонии публично объявила, что только для того, чтобы достигнуть критериев, которые позволят стать только кандидатами в члены ЕС, Украине, Грузии и Молдове понадобится 20 лет.
Но вернемся к молдо-российским отношениям. Современная Российская Федерация — это не царская Россия, которая вела войны за выход к черноморским проливам. Это и не Советский Союз, который продвигал социализм по всему миру. Если верить статусным российским экспертам, сегодня позиция России по отношению к Западу и таким прозападным государствам, как Молдова, заключается в следующем:
Россия вступила в период самоизоляции и сосредоточилась на внутреннем развитии;
Россия не собирается всем нравится, а силу, в том числе военную, в международной политике еще никто не отменял;
Москве неинтересна политическая борьба в Молдове;
Москва готова иметь дело с любой законной кишиневской властью;
Россия не намерена оплачивать проевропейский курс Молдовы;
Москва не допустит ущемления интересов проживающих в Приднестровье российских граждан и позиций своих миротворцев;
Москва не считает окончательными границы новых независимых государств, образовавшихся в результате распада СССР;
Молдове, как и другим бывшим советским республикам, еще только предстоит доказать, прежде всего, самой себе и своим гражданам, способность существовать в форме суверенного, дееспособного государства в границах, доставшихся ему от Советской Молдавии; превращение бывших советских республик в «анти-Россию» может иметь фатальные последствия для самого их существования.
Сколько бы «дырявый» Додон ни пытался сам себя надуть, понятно, что прозападная власть в Кишиневе установилась надолго, если не навсегда. В таких условиях Москве приходится иметь дело с фактически сложившейся реальностью. По состоянию на 28 августа 2021 года, Россия настроена на диалог и сотрудничество с режимом Санду, пока та не переходит определенные «красные линии» (их совсем немного, см. выше). Отсюда и «Уважаемая Майя Григорьевна...». Пока так.
Дмитрий Чубашенко