Владимир Воронин: «Кражу века» спровоцировали МВФ и Мировой Банк
Лидер ПКРМ в эксклюзивном интервью eNews прокомментировал отчет «комиссии Слусаря».
- Владимир Николаевич, каково Ваше общее впечатление от отчета по результатам работы комиссии, представленным г-ном Слусарем?
- Комиссия не достигла заявленных целей. По большому счету, рапорт господина Слусаря оказался еще одним информационным и рекламным «вбросом». Он, безусловно, дает пищу для разговоров на кухне, но не отвечает на главный вопрос: где миллиард. И когда и как его вернуть. Все остальное люди и так уже не раз слышали.
- Но разве дело парламентской комиссии искать украденный миллиард?
- Конечно нет. Но ожидания общества были именно такими. Члены комиссии сами поддерживали ажиотаж вокруг своей работы.
Но ведь никто не имеет права подменять собой органы следствия. Ни зарубежная детективная компания, ни парламентская комиссия. В качестве действующих депутатов, законодателей, члены этой комиссии, на мой взгляд, должны были сконцентрироваться совсем на другом. Определить принципиальные причины того, что произошло в банковской системе страны; что способствовало случившемуся с точки зрения существовании «черных дыр» в законодательстве, организации контроля за финансово-банковской системой, и – наконец: что следует срочно предпринять для предотвращения подобных вопиющих случаев. Вне поля зрения комиссии остался и целый ряд вопросов законодательного характера, направленных на совершенствование законов о Национальном Банке (НБМ) и банковской системы в целом.
- Достаточной ли компетентностью обладали члены этой парламентской комиссии, чтобы заниматься этим запутанным делом?
- Там были разные люди. И те, кого с натяжкой можно назвать специалистами, и обычные обыватели. Но в важно другое: эту комиссию нельзя назвать в полной мере парламентской. Так как это - комиссия «парламентского большинства», которое совершило невиданный «трюк», не допустив в состав комиссии депутатов, предложенных от оппозиции. Такое в истории молдавского парламентаризма происходит впервые. А потому имеется полное право не в полной мере доверять ее выводам. Очевидно, что принадлежность членов комиссии исключительно к правящему большинству придало отчету не столько «расследовательский», сколько политический характер. Это заметно уже на первой странице рапорта, где совершенно произвольно члены комиссии определили цель своей работы. Не стану их цитировать, вы можете сами это прочитать.
Что еще сказать об этом документе? Примерно четверть объема рапорта заняло описание хронологии борьбы частных миноритарных акционеров между собой, что является предметом гражданских отношений и гражданских судов и надзорных органов. Отмечается попытка увести от ответственности тогдашних руководителей Министерства Финансов, напрямую и непосредственно ответственных за положение дел в БЕМе. Но это все процедурные вопросы.
- Что, по-Вашему, стало спусковым механизмом «кражи века»?
- Таким спусковым механизмом стало бездумное и преступное с точки зрения национальных интересов слепое следование руководства страны «рекомендациям» Международного Валютного Фонда и Мирового Банка. Давайте вспомним: МВФ всегда настойчиво «рекомендовал» приватизировать государственную долю в БЕМе. Они и когда мы были в руководстве «приставали» с этими «рекомендациями». Тогда мы провели международную оценку БЕМа. Его цена оказалась довольно высокой. И они от нас отстали. Затем они критиковали наше решение, чтобы счета госпредприятий обслуживались в государственном же банке. Но им не удалось преодолеть нас. Руководство страны после 2009 года сразу упало перед этими организациями «на колени». Но «упали» со своими интересами. Они увидели, свои интересы в этих рекомендациях: «БЕМ надо удешевить и приватизировать подешевке». Подобная практика уже была в период массовой приватизации в начале 90-х, когда вначале банкротили объекты, а затем покупали их за бесценок. Прикрываясь «рекомендациями» международных финансовых структур, используя административный ресурс, смогли завладеть активами БЕМ. И тут же за него разгорелась борьба между влиятельными группами Филата и Плахотнюка. До поры, до времени «инструментом» у Филата был Шор, а у Плахотнюка – Платон и НБМ. Мы все наблюдали, как переводили госпредприятия из БЕМа в Викториабанк; как перетягивали канат между миноритариями в БЕМе; мы видели возню с функциональностью Совета БЕМа, в результате которой главный банк страны 8 месяцев фактически управлялся не государством, а единолично Гачкевичем, за которым стоял Филат...
- Но тогда ПКРМ еще была в парламенте. Что ж вы молчали?
- Мы не молчали. Наша фракция в Парламенте еще летом 2012 года обратила внимание властей на катастрофическое падение капитала БЕМа. Но у властей ведь это и было целью: снизить капитал, то есть: удешевить банк. Но капитал банка нельзя вынести в сумке, его можно украсть только через некачественные, невозвратные кредиты. Что и было реализовано. Но когда война кланов достигла апогея, команды переформатировались, капитал БЕМа упал ниже того порога, необходимого для действия лицензии.
- Почему же, по-Вашему, выделенные многомиллиардные кредиты БНМ не спасли БЕМ?
- Потому, что ни у кого: ни у властей, ни у МВФ, ни у Мирового Банка такой цели не было. Национальный банк выдал БЕМу «спасательный круг» на короткое время. За это время со стороны одной из тогдашних властных команд появились какие-то «неугодные» для МВФ и МБ претенденты на государственную долю, которые обязались за счет своих инвестиций погасить кредит, полученный от Национального банка. Очевидно, что выполнение этих обязательств планировалось из денег, украденных в БЕМе. МВФ и Мировой Банк, увидев, что БЕМ уходит не в руки их протеже, собрали большой «хурал» и объявили свою позицию по принципу Отелло: «Так не доставайся же ты никому». Они настойчиво требовали ликвидировать обворованные банки. Я лично участвовал на совещание в Представительстве Мирового Банка в Кишиневе. Там только мы, коммунисты настойчиво требовали сохранить БЕМ, доказывая, что тогда возврат 15 млрд леев не ляжет в обязательства Государственного бюджета, а значит на плечи граждан. Властные же группировки «Альянса за евро», украв кто сколько мог из БЕМа подумали, что опираясь на рекомендации МВФ они смогут прекратить войну. Вот так БЕМ и пошел на дно. Так «спасательные» миллиарды которые сегодня вынуждено возвращать все общество ушли в погашение реальных и мнимых обязательств банка. А МВФ только этого и надо было. Опять правительство припадет к его «соске», и опять ему можно будет диктовать условия. Что мы и наблюдаем сейчас. Ничего этого в рапорте комиссии вы не найдете.
- Но там, как минимум, говорится об ответственности Национального банка за произошедшее...
- Обвинения в адрес Нацбанка не учитывают того, что НБМ стал в финансово-банковском секторе и законодателем, и исполнителем, и контролером, и судьей, и палачом в одном лице. И все это - по рекомендациям того же МВФ.
Но власть, как известно, развращает! А абсолютная власть развращает абсолютно! Так и получилось с Национальным банком. А вот о том, что нужно сделать со всем этим Парламенту и остальным органам страны, рапорт Парламентского большинства ничего не говорит. Наверное не знает.
Но возвращать украденное у народа и страны и наказывать воров необходимо!