HoReCa отключают от Кишиневcкой канализационной сети
Речь идет о таких значимых предприятиях, как «Pegas», «Rogob», «Meat House», «JLC», «Sandriliona», «Food Planet Restaurants» («McDonald`s»), «Trabo Plus» («Andy`s Pizza», «La Placinte») и др. На очереди — торговые сети, коммерческие центры, больницы, офисы, кафе, а также более мелкие компании, у которых есть пищеблок.
Последние три месяца молдавские переработчики и HoReCa сталкиваются с многомиллионными штрафами и отключениями от столичной канализационной сети.
Основная причина — отсутствие собственных станций предварительной очистки сточных вод, согласно действующему законодательству. С 1 января 2021 года вступили в силу поправки в Регламент о требованиях к сбору, очистке и сбросу сточных вод в систему канализации для населенных пунктов, который обязывает всех небытовых потребителей с расходом воды более 5 тыс. м куб. в месяц установить свои очистные сооружения. А с 1 января 2022-го Регламент стал одинаковым для всех, включая тех, у кого расход воды меньше.
Данным фактом поначалу мало кто озаботился: проблема комплексная и не позволяет решать ее в установленные сроки. У многих компаний для этого попросту нет площадей. Непонятно, к примеру, как тем же рестораторам устанавливать свои «очистные» в центре города? И как поступать больницам, чьи бюджеты не предусматривают подобных расходов? Установка одной станции, включая проектную документацию, оценивается в несколько сотен тыс. евро, и большинству учреждений ее не потянуть.
Летом с. г. предприятие «Apă Canal Chisinău» возглавила Ирина Гутник, и уже в августе начались проверки предприятий с последующим отключением от воды. Тогда же выяснилось, что более 260 хозяйствующих субъектов в муниципии превысили предельно допустимую концентрацию (ПДК) загрязняющих веществ в сточных водах. Но лишь единицы приступили к проектированию станций предварительной очистки.
После первой волны санкций переработчики обратились в минсельхоз. Один из главных их аргументов — даже при строительстве своих «очистных», добиться показателей, установленных для них «Apă Canal», практически нереально.
Как отметила исполнительный директор AmCham Moldova Мила Малайрэу, согласно Регламенту, лабораторные испытания могут проводиться в любой аккредитованной лаборатории в области сточных вод. «Однако в Молдове таковых нет, за исключением единственной лаборатории, находящейся в ведении «Apă Canal Chisinău». Но ее беспристрастность в достоверности анализов и оценке уровня сточных вод вызывает сомнения, т. к. «Apă Canal» заинтересована в максимально крупных поступлениях. Более того, компания-потребитель лишается права на оспаривание акта анализа проб, поскольку у нее нет возможности проводить испытания в других аккредитованных лабораториях, как это предусматривает Регламент. Один этот факт дает «Apă Canal» безграничные возможности».
Переработчики подчеркнули, что формула расчета доплаты за превышение ПДК неверна и необоснованна. С начала действия нового Регламента, надбавки за сброс в сточные воды выросли в восемь раз. Компании приводят такой пример: если до 2022 года сумма доплаты была на уровне 40 тыс. леев, то сейчас она составляет 310 тыс. леев. Тот же «Pegas» доплачивает 6 млн леев, «McDonalds» - 2 млн. леев, «Sandriliona» - 1 млн леев.
«Логика» новой формулы сводится к следующему: преобразованию тарифа с леев/м куб. на леев/кг и умножение общего количества сверхнормативных сбросов за расчетный период на 1000. При этом «1000» - случайное число, не имеющее экономического или экологического обоснования.
Другим сбивающим с толку элементом является «коэффициент агрессивности»: обоснование его использования в методике не приводится и никак не определяется.
При этом не учитывается тот факт, что сточные воды не сливаются в водоемы, а сбрасываются в канализацию к «оператору», как поставщику услуг, который должен очищать эти воды. Таким образом, «коэффициент агрессивности» должен применяться к «Apă Canal», а не к предприятиям, которые он обслуживает. Именно это предусматривает Директива ЕС (и практикуется в соседней Румынии), но в нашем случае изобретался некий «молдавский велосипед».
Другая проблема — полнота услуг водоканала. «Apă Canal» не очищает сточные воды по всем 25 показателям, а лишь по двум - CBO5 и взвешенным веществам. Но плату взимает по всем 25 показателям кумулятивно.
По словам председателя Патронатной ассоциации переработчиков мясной и молочной продукции Каролины Линте, комплекс данных проблем повышает риски при строительстве своих «очистных». «Отсутствуют четкие требования к техническим условиям размещения и использования этих станций. Ни для кого не секрет, что расходы на их содержание и растворы для очистки производственных сточных вод завышены. Но главное, сегодня предприятия испытывают острую нехватку средств на проектирование, закупку, монтаж, ввод в эксплуатацию очистных сооружений. В данной ситуации мы предлагаем пересмотр правовой базы, в противном случае отрасль столкнется с чередой банкротств».
На прошлой неделе переработчики, представители HoReCa и «Apă Canal», а также двух министерств — сельского хозяйства и окружающей среды — сели за стол переговоров. Все понимали: претензии к водоканалу необоснованны: он выполняет закон. А закон предусматривает, что все, кто попадает под его действие, должен построить свои очистные станции в течение шести месяцев. Т. е. все сроки истекли в июле с. г.
Бизнес привел аргументы: только на процесс проектирования и согласований проекта уйдет больше года. Надо учесть дефицит оборудования в нынешних условиях и сбои с его поставкой из-за рубежа.
В случае с HoReCa этот вопрос вообще не стоял: ресторанам попросту негде устанавливать подобное оборудование.
Министр сельского хозяйства Владимир Боля предложил рестораторам устанавливать специальные мини-блоки или сепараторы жиров (они дешевле и не превышают 120 тыс. леев), как это делается за рубежом. Небольшим предприятиям было рекомендовано использовать флотатор для очистки сточных вод (устройство для удаления мелкодисперсных примесей).
Но предприниматели эти предложения отвергли: такие фильтры дела кардинально не изменят, т. к. снизят показатели всего на несколько процентов. Вместо этого бизнес предложил пересмотреть нормативы ПДК: в Молдове они самые низкие и составляют 350 мг на литр, тогда как в Румынии допускается 500 мг на литр.
Ситуация сложилась парадоксальная, когда «низы не могут, а верхи не хотят». Переговоры продолжаются, но всех предупредили: строить станции, так или иначе, придется.