Виртуальное «российской военное вторжение» на Украину, оставаясь виртуальным, тем не менее, вызвало к жизни своеобразный «вьетнамский эффект».
В 1965 году «самая миролюбивая и прогрессивная» мировая держава вторглась во Вьетнам. По всей видимости, американским стратегам эта война против «дикарей-коммунистов» казалась увеселительной воскресной прогулкой. Однако США застряли во Вьетнаме на долгие восемь лет, неся колоссальные человеческие потери. Уже через два года в Соединенных Штатах начало формироваться мощное антивоенное движение. Молодежь, которая вступала в его ряды, отказывалась принимать на веру официальную пропаганду Вашингтона, убеждавшего американцев в том, что, выжигая напалмом вьетнамские деревни, славная армия США служит цивилизационным целям добра, мира и справедливости.
Нечто подобное сегодня происходит вокруг «российского военного вторжения» на Украину по всей Европе. По городам Старого Света прокатилась волна антивоенных митингов. Так же как 55 лет назад в Америке, их участники не желают становиться жертвой доминирующей милитаристской пропаганды о неизбежности войны между Россией и Украиной. Больше того, они отчаянно фрондируют перед истеблишментом своих стран, отказываясь верить в само существование захватнических планов со стороны Москвы. А это уже, как сказал бы Джордж Оруэлл, настоящее мыслепреступление, самое страшное криминальное деяние в эпоху победившей толерантной демократии.
Впрочем, в государствах так называемой «старой», то есть – классической Европы, и сам истеблишмент не склонен слепо доверять киевско-вашингтонской военно-пропагандистской машине. Дипломатическая активность президента Франции Эммануэля Макрона – выглядит не столько даже попыткой остановить вооруженный межгосударственный конфликт, сколько – дезавуировать его вероятность. И после смены власти официальный Берлин не торопиться экипировать украинскую военщину сколько-нибудь современным вооружением. Каски – вот пока и все, чем Германия снабдила вовсю готовящуюся к войне Украину. Принимать даже опосредованное участие в братоубийственной бойне, которую если где-то и замышляют, то явно по другую сторону океана, основоположники Европейского Союза явно не торопятся.
И это, безусловно, вызывает раздражение политического класса в Киеве. Они уже даже не камуфлируют негатив по отношению к «партнёрам по развитию», которые огульно признаны виновными в страхе перед Путиным. На украинских каналах только и разговоров, что о неизбежной войне. Там бодро шагают ополченцы, измученные нуждой крестьяне обоего пола проходят ускоренные курсы молодого бойца, готовясь «защищать свои дома» от «ворога», дети в школах распевают боевые патриотические песни, а власть, если и ругают, то лишь за недостаточную воинственность.
По всем украинским каналам вихрем пронесся сюжет о том, как некая домохозяйка где-то купила автомат. Тоже – защищать свое жилище и семью. О ней говорят как о каноническом образце настоящей украинской патриотки, которая и танк на скаку остановит, и в горящий Кремль, если что, войдет. Надо полагать, незаконная продажа оружия мирным обывателям больше не является в Украине уголовным преступлением. Война, как известно, все списывает.
Это характерный сюжет. Даже если предположить, что боестолкновение с российским «ворогом» неизбежно, воевать Украине особо нечем. Как уже отмечалось, страны классической Европы делиться современным вооружением с ней не торопятся, а у европейских карликов, типа стран Балтии на вооружении стоят техника и оружие, списанные их американской армии как морально устаревшее и физически изношенное. Примерно тем же щедро снабжают США и измотанную восьмилетним противостоянием на Донбассе украинскую армию. Проблему собственного перевооружения США, безусловно, решают. Но решают ли они проблему вооружения украинских военных? Почему-то вспомнилось, как в 90-е американцы «купили» у молдавской армии боевые истребители МИГ-29, а взамен прислали какой-то околовоенный секонд-хенд, где самым востребованным оказались автомобили Шевроле, на которых еще долго катались министры обороны.
Интересная деталь. Бодро рапортуя о все новых и новых поставках вооружений, киевская милитаристская пропаганда делает упор на количестве грузов в тоннах, не упоминая о содержании и качестве. Так что – чем воинственные потомки сечевых казаков будут отражать «агрессию» современной, хорошо вооруженной армии – это военная, а возможно и государственная тайна.
Когда-то, в былинные советские времена у Украины была мощная оборонная промышленность. Но и она пала жертвой тотальной декоммунизации. Отряхивая со своих европейских опинок прах империи, украинцы оказались безоружными. В прямом смысле этого слова. У Киева сегодня выхода нет, кроме как попрошайничать и христарадничать. Авось, у кого из соседей окажется «трошки» автоматов Калашникова и патронов к ним. Интересно, обращался уже Зеленский к Молдове и Румынии поделиться советским боезапасом? В рамках, так сказать, цивилизационного выбора.
Александр Бойко