Лента новостей

18-04-2024, 00:02
9 мая состоится автопробег "Два Берега - Одна Победа" (Видео)
3
 
17-04-2024, 23:28
Регистрация рождений и смертей будет переведена в цифровой формат
5
 
17-04-2024, 23:19
Водитель, который перевозил пропавшую девочку из Оргеева, арестован полицией
0
 
17-04-2024, 19:24
Суд вернул Митрополии Молдовы иск против приходского священника из Гидигича
0
 
17-04-2024, 13:09
ПАСЕ поддержала изъятие замороженных активов России в пользу Украины
1
 
17-04-2024, 13:08
Тендер в аэропорту приостановлен: что дальше
0
 
17-04-2024, 12:59
Состоялось новое заседание по делу бывшего главы ЖДМ Юрия Топалэ
2
 
11-04-2024, 22:27
В Молдову прибыл американский чиновник
4
 
11-04-2024, 22:24
Присутствие украинских военных в Молдове вызывает тревогу. Что говорит Пограничная полиция
0
 
11-04-2024, 22:20
Постановление ЦИК: Утверждено заключение по законопроекту о пилотном голосовании по почте
2
 
11-04-2024, 22:15
Валерий Осталеп предлагает создать антивоенный альянс
4
 
11-04-2024, 22:12
«Молодая гвардия» призывает молодежь участвовать в «Марше Победы» 9 Мая
0
 
11-04-2024, 22:08
Советник-социалист оспорит запрет на въезд в Румынию
1
 
11-04-2024, 22:04
Верховная рада Украины одобрила новые правила мобилизации
0
 
10-04-2024, 22:30
Новые переговоры о продаже земли бывшего Республиканского стадиона!
0
 
10-04-2024, 22:20
Филат: "PAS будут фальсифицировать выборы. Им есть что терять".
3
 
10-04-2024, 21:03
Вопросы из анкеты по переписи населения
29
 
10-04-2024, 20:53
Андрей Нэстасе готов к участию в президентских выборах
0
 
10-04-2024, 20:31
И в этом году Митрополия Молдовы доставит Благодатный огонь из Иерусалима
1
 
8-04-2024, 19:59
Чебан представил на утверждение проект муниципального бюджета на 2024 год
0
 
Все новости

Политический кризис

Правительство Молдовы недееспособно, парламент скомпрометирован, а у президента нет полномочий

МНЕНИЕ

В последние месяцы в Молдове вновь сложилась непростая внутриполитическая ситуация. Страну лихорадит, так как парламенту никак не удается договориться с президентом и сформировать нормальное, дееспособное правительство.

О сложившейся в стране ситуации и возможных путях выхода из политического кризиса в интервью газете «Каспiй» поделился историк, политолог, автор книг по истории постсоветского пространства Зураб Тодуа.

- Можно ли сложившуюся в Молдове ситуацию назвать политическим кризисом?

- Политический кризис в стране с разной степенью интенсивности и остроты продолжается на протяжении последних пяти лет. Ранее он был вызван стремлением олигарха Влада Плахотнюка подмять под себя все государственные структуры и стать официальным лидером государства в ранге премьер-министра или президента. А сейчас этот кризис вызван нежеланием депутатов терять свои места в результате неминуемого роспуска парламента.

Здесь необходимо пояснить, что нынешний состав парламента был избран в феврале 2019 года в условиях «захваченного государства», когда все государственные учреждения, в том числе правительство, собственно парламент, Конституционный суд и остальные находились под полным контролем В.Плахотнюка. Это привело к тому, что примерно половина состава депутатского корпуса состояла из его выдвиженцев. Некоторое время все шло по плану олигарха, и ему казалось, что вожделенный официальный пост, к которому он стремился, почти в его руках.

Однако 8 июня 2019 года в парламенте было сформировано другое большинство, которое приняло Декларацию «О захваченном государстве». В.Плахотнюк попытался переломить ситуацию, опираясь на Конституционный суд и силовые структуры. Однако Россия и США поддержали процесс оздоровления государства, через своих представителей прямо дав понять олигарху, что для пользы дела ему желательно оставить свои притязания на высшие государственные посты и уйти из политики. В результате 14 июня 2019 года он выехал из Молдовы и с тех пор скрывался сначала в США, а согласно последним данным, находится в Турции.

Новое парламентское большинство в составе Партии социалистов (ПСРМ) во главе с Игорем Додоном и партии «Действие и солидарность», возглавляемой Майей Санду, обязалось провести очищение государственных учреждений от ставленников Плахотнюка и затем провести досрочные выборы, чтобы удалить его людей из парламента.

Вместо этого Додон и ПСРМ сначала развалили коалицию с Санду, а затем объединились с теми самыми депутатами-ставленниками Плахотнюка, от которых изначально планировалось этот самый парламент очистить в результате досрочных выборов. Суть нынешнего кризиса в том и состоит, что эта группировка не хочет уходить и цепляется за свои места до последнего.

На сегодняшний день в Молдове сложилась не просто кризисная, а катастрофическая ситуация. Парламентское большинство состоит из депутатов, которые себя полностью скомпрометировали коррупционными скандалами и обслуживанием интересов Плахотнюка. Временное правительство ни за что не отвечает и по существу недееспособно. Президент М.Санду не обладает полномочиями и уже четвертый месяц все никак не может добиться роспуска парламента. Конституционный суд своими решениями, как правило, только еще больше запутывает и усугубляет ситуацию. А тот самый олигарх Влад Плахотнюк, судя по всему, дирижирует кризисом и посмеивается над бессилием политического класса страны.

И все это происходит на фоне продолжающейся пандемии. По числу заболевших и гибнущих людей в соотношении на 100 тысяч населения Молдова вышла на первое место в Европе. Каждый день фиксируется по 2-2,5 тысячи заболевших. Медицинская система не справляется с нагрузкой. А тем временем, пользуясь ситуацией, правящая группировка продолжает обстряпывать свои дела, не считаясь с общественным мнением и законом. В эти дни в республике набирает обороты очередной скандал, связанный с незаконной приватизацией объектов родственником бывшего президента Додона.

- Почему молдавский парламент отказывается утверждать предложенные президентом кандидатуры на пост премьер-министра республики?

- Мария Санду намеренно выдвигала такие кандидатуры, которые были неприемлемы для упомянутого большинства. Ее цель состоит в том, чтобы добиться условий для законного роспуска парламента. Законодательный орган страны недееспособен. Во-первых, как уже было отмечено, он избирался в условиях, когда избирательную кампанию контролировал Плахотнюк. Во-вторых, за два года своего существования парламент не смог сформировать более-менее устойчивое правительство. Страна уже полгода не имеет нормальной власти. Политика свелась к противостоянию парламента и президента. А тем временем накопившиеся проблемы не решаются.

- Президент Санду намерена распустить парламент Молдовы и с этой целью обратилась в Конституционный суд. Удастся ли ей это?

- Мария Санду давно могла бы своим указом распустить этот самый скандальный парламент, опираясь на Декларацию о «Захваченном государстве» от 8 июня 2019 года. Это решение было бы поддержано большинством населения страны, а также внешними партнерами Молдовы как на Востоке, так и на Западе. Но она все никак не может решиться взять на себя ответственность. Тем временем ее авторитет как политического деятеля снижается. Ведь когда она осенью шла на выборы президента, она обещала, что после своей победы быстро и эффективно решит назревшие вопросы, в том числе добьется роспуска парламента. Как видим, время идет, и пока ничего не происходит.

Что касается Конституционного суда, то это подозрительная и абсолютно не пользующаяся авторитетом в стране контора, которая все еще не ответила за свое участие в попытке государственного переворота 8-14 июня 2019 года. Кроме того, КС не понес никакой ответственности за то, что обслуживал интересы Плахотнюка, позволял себе превышать свои полномочия, в том числе изменял Конституцию страны, хотя не имеет права на это.

- Парламент недавно ввел в стране чрезвычайное положение, которое в том числе предусматривает запрет на проведение выборов. Как будет выходить из этой ситуации президент?

- Главная цель этого ЧП как раз и состоит в том, чтобы оттянуть досрочные выборы. Хотя эта кучка субъектов, называющих себя парламентским большинством, прикрылась темой пандемии. Чтобы понять, что из себя представляют эти люди, достаточно сказать, что немалая часть из них состоит из «профессиональных перебежчиков», которые за два года сменили несколько фракций. В СМИ не раз назывались конкретные денежные суммы, стоявшие за этими переходами. Эти и другие обстоятельства всем известны. Не случайно этот состав парламента называют самым позорным и скандальным за 30 лет независимости страны.

Если 15 апреля КС не поддержит президента, то единственным разумным решением должен стать указ главы государства о роспуске парламента. Законные условия для этого есть: во-первых, парламент два раза отверг кандидатуру президента на пост премьер-министра; во-вторых, это Декларация «О захваченном государстве».

- Как в итоге может разрешиться политический кризис в Молдове?

- Считаю, что политический кризис в республике завершится роспуском парламента и назначением даты досрочных выборов летом или осенью сего года. Иных вариантов нет.

Если бы это так называемое парламентское большинство составляли более-менее авторитетные люди, был бы другой расклад. А так ими движет только корысть и личные интересы, и все в Молдове это понимают. Время кучки приспешников олигарха прошло. Они еще способны, пользуясь нерешительностью президента, потянуть время. Но будущего у них нет.

Роман ТЕМНИКОВ



Похожие публикации

Войти через

21 комментарий

  1. 
    Незнайка #56222
    Распустите парламент де-юре, а выборы проведите, когда будет можно уже по показателям пандемии
    Руки прочь от Стояногло! Жос Санду!
    1. 
      lelea1986 #56237
      Т.е. вы предлагаете еще больше хаоса,Незнайка?
      В З А К О Н о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения N 212-XV от 24.06.2004
      ст.4

      (2) В период чрезвычайного, осадного или военного положения, введенного на
      всей территории страны, не допускаются внесение изменений в Конституцию, а
      также проведение выборов в центральные и местные органы публичной власти и
      республиканских и местных референдумов.
      (3) После отмены чрезвычайного, осадного или военного положения
      нормативные акты, принятые на этот период, признаются утратившими силу без
      специального сообщения об этом.
      [Ст.4 ч.(2) изменена Законом N 54 от 17.03.2020, в силу 17.03.2020]

      Вообще,что-то мне подсказывает,что введение ЧП нарушило некоторые планы американского посла.А его визит в период ЧП в Генпрокуратуру ,нарушает этот Закон о ЧП.
      Подумайте об этом,Незнайка.Особенно в свете событий на Донбассе. yes_mini
      "Спасибо Деду за Победу!"
      1. 
        lelea1986 #56242
        Вот еще одна исходная,которой очень мешает введение ЧП .
        Учения спецназовцев Молдовы и США – зачем это Кишиневу
        "Спасибо Деду за Победу!"
  2. 
    lelea1986 #56225
    Очень удивило,что Санду из Майи стала Марией mocking_mini
    Тексты, где допускаются ошибки, особенно такого плана, для меня смешны.
    Вот,к примеру, сегодня КП.мд дала такую новынну В России бесстрашного молдавского гайдука Котовского превратили в... гея: теперь и гражданину Попе, переехавшему на ПМЖ в РФ, менять фамилию придется?
    Возможно у автора кризис жанра,но думать то не запрещенно?!
    Не было печали, так сами себе россияне накачали. Вот есть под Новороссийском небольшая железнодорожная станция Гайдук. В честь легендарного комбрига и бесстрашного гайдука Котовского, судя по всему, назвали. Так вот станцию хотят переименовать из-за неблагозвучного перевода.

    Дело в том, что в российских поездах и электричках взяли моду объявлять названия станций не только на русском, но и на английском языке. На английском станция и споткнулась.

    «Gayduck» - так название дублируется на языке международного общения. В буквальном переводе — гей-утка. В РЖД заявили, что готовы заменить вывеску после консультации с лингвистами.

    Но лично я не поверила,и правильно сделала.
    Дело в том,что село Гайдук ,действительно, есть в Новороссийске.Оно основанно в 1870 году за 11 лет до рождения легендарного командарма Котовского.
    А имя свое этот поселок получил в честь совсем другого человека.
    Дата основания поселка – ноябрь 1870-го года. Его история тесно связана с именами первых чешских переселенцев, в частности с именем знаменитого агронома Федора Гейдука, в честь которого и был назван населенный пункт. В названии была изменена лишь одна буква, что связано с происхождением фамилии: гайдуками называли крестьян-воинов венгерского и славянского происхождения.

    Ф. Гейдук много работал над развитием виноградарства и виноделия в северо-восточной части черноморского побережья. Вначале на месте современного Гайдука вырос разъезд, далее хутор, а затем уже и поселок.
    My Webpage
    Журналистам нужно всегда учитывать,что попадется такой читатель,который "привяжется" и не на пустом месте.
    "Спасибо Деду за Победу!"
  3. 
    lelea1986 #56226
    Но вернемся к нашим "баранам"-античипате.
    Я не поддерживаю тех, кто утверждает, что объявление ЧП было только для того,что бы оттянуть античипате.
    Лучше всего это доказывать статистикой:
    22 марта подтвержденных 1060 из 2 909 тестов, умерло 31

    23 марта: подтвержденных 1621 из 4822 , умерло 33

    24 марта :подтвержденных 2273 из 6070 тестов, умерли 39

    25 марта : подтвержденных 1745 из 6 704 тестов ,умерли 41

    26 марта : подтвержденных 1866 из 6588 тестов, умерли 43

    27 марта : подтвержденных 1674 из 6043 тестов ,умерли 40

    28 марта : подтвержденных 861 из 3090 тестов, умерли 42

    29 марта : подтвержденных 932 из 3 106 тестов, умерли 42

    30 марта : подтвержденных 917 из 4469 тестов, скончались 46 (Правительство проголосовало за введение ЧП)

    31 марта: подтвержденных 1871 из 6841 тестов ,умерли 45. (Парламент проголосовал за введение ЧП)

    Итого за последнюю декаду марта (10 дней):
    сделано 50 642 теста (из-за обращений граждан)
    заболели ковидом 14 820 человек
    скончались 402 человека.
    "Спасибо Деду за Победу!"
  4. 
    lelea1986 #56227
    После введения ЧП:
    1 апреля: 1515 подтвержденных из 5988 тестов , умерли 43

    2 апреля :1380 подтвержденных из 5864 тестов, умерли 45

    3 апреля : 1258 подтвержденных из 6132 тестов ,умерли 44

    4 апреля : 693 подтвержденных из 3176 тестов ,умерли 44

    5 апреля : 703 подтвержденных из 3214 тестов, умерли 42

    6 апреля : 773 подтвержденных из 4438 тестов, умерли 66

    7 апреля :1155 подтвержденных из 5596 тестов ,умерли 44

    8 апреля: 1428 подтвержденных из 6679 тестов ,умерли 39

    9 апреля : 910 подтвержденных из 5799 тестов, умерли 32.

    Итого за 9 дней апреля :
    сделано 46 886 тестов
    заболевших ковидом 9 815 чел.
    скончались 399 человек
    "Спасибо Деду за Победу!"
  5. 
    lelea1986 #56229
    Пока можно говорить о том, что после введения ЧП снижается кол-во заболевших.
    Хочу надеяться на то, что так оно и будет.
    Поэтому, я считаю безответственным и преднамеренным заблуждением делать такие высказывания. И если люди эти заявления делают в целях уничтожения своего политического противника, это их ни коим образом не оправдывает.
    В борьбе с Додоном вы забыли, что умирает не только живой человек, но и потенциальный избиратель.
    Понятно, что кому война,а кому мать родна,но ваш политический цинизм зашкаливает: вы хотите досрочных любыми путями,вы идете по трупам в прямом смысле этих слов.
    А у нас ,увы, в крайне тяжелом состоянии 316 человек,55 подключены к ИВЛ.
    Додон, возможно, и плох.Но вы в чем-то еще хуже со своими античипате ценой жизни.
    Лично я рассуждаю категорией жизни: будем живы,многое решаемо.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Феникс #56249
      "Додон возможно и плох" - может кто-то наконец конкретно, аргументировано и честно объяснит чем плох, для кого плох и по какой основной причине он так плох? Хотя, об основной причине не трудно догадаться, а остальные "причины" от лукавого. И еще вопрос: - А чем же так хороши "эти" из ГК и что они такого хорошего делали, делают и смогут сделать в перспективе? Уверен, что кроме идиотского ответа "А потому что!" другого услышать невозможно. bo_mini
      1. 
        lelea1986 #56257
        А бесполезно задавать эти вопросы.Додон больше 100 дней не при делах ,но 4 года не могли ничего аргументированно ответить.То подплахотнюк,то кулек "взял",то Усатого "подставил".
        Остальное-в моем комменте ниже.
        "Спасибо Деду за Победу!"
        1. 
          Феникс #56260
          В том-то и дело, честно на эти вопросы никто не ответит, настоящих аргументов против социалистов нет, а любая попытка обоснования "котлет" выглядит позорной потугой оправдать явную ложь. Заметьте, за все годы ни одного доказательства против социалистов в каких либо серьезных правонарушениях так и не нашлось, не смотря на постоянное обвинение их во всех смертных грехах, хотя доказательств и аргументов против их обвинителей более чем достаточно, все, как один замазаны по уши.
  6. 
    lelea1986 #56238
    Далее

    И все это происходит на фоне продолжающейся пандемии. По числу заболевших и гибнущих людей в соотношении на 100 тысяч населения Молдова вышла на первое место в Европе. Каждый день фиксируется по 2-2,5 тысячи заболевших. Медицинская система не справляется с нагрузкой. А тем временем, пользуясь ситуацией, правящая группировка продолжает обстряпывать свои дела, не считаясь с общественным мнением и законом. В эти дни в республике набирает обороты очередной скандал, связанный с незаконной приватизацией объектов родственником бывшего президента Додона.

    Зачем лжёт уже Тодуа о "незаконной приватизации"? Я буквально на днях давала материал 2003 года.Но я не поленюсь повторить ссылку
    Восточная котельная продана за 47 млн. леев ($3,5 млн.) 07.10.2003
    Если хотите бороться с нарушениями,НЕ ВРИТЕ САМИ!
    "Спасибо Деду за Победу!"
  7. 
    lelea1986 #56239

    - Мария Санду намеренно выдвигала такие кандидатуры, которые были неприемлемы для упомянутого большинства. Ее цель состоит в том, чтобы добиться условий для законного роспуска парламента.

    Т.е., г-н Тодуа,вы не намеренны говорить о том,что "Мария" Санду после того,как не была поддержана её кандидат Гаврилица и была выдвинута кандидат от парламентского большинства (нравится оно или нет,но оно формально было создано) Дурлештяну,она просто проигнорила кандидатуру парламента не сказав ни да,ни нет? А почему вы замалчиваете этот факт? Пусть это и формальность, но она была соблюдена.И те,кто радовался тому,что Санду якобы переиграла Додона, на самом деле потакали беспределу и нарушению Конституции пРезидентом!!!
    Вы о каких законах,в таком случае ведёте речь?
    "Спасибо Деду за Победу!"
  8. 
    lelea1986 #56240
    Если 15 апреля КС не поддержит президента, то единственным разумным решением должен стать указ главы государства о роспуске парламента. Законные условия для этого есть: во-первых, парламент два раза отверг кандидатуру президента на пост премьер-министра; во-вторых, это Декларация «О захваченном государстве».

    То есть "Конституционного суда, то это подозрительная и абсолютно не пользующаяся авторитетом в стране контора, " обязан в очередной раз узаконить беспредел и вы готовы этому потакать?!
    Вы меня пока удивили,г-н Тодуа ! Надеюсь, вы не превратитесь в украинского Гордона.
    Т.е.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Феникс #56243
      А почему нет, ув. Лёля, и дело не в украинском Гордоне, тот хоть не политик, а представитель свободной коммерческой профессии, и , по крайней мере, понятен, а вот тов. Тодуа - это одно из политических лиц новоиспеченной партии "Гражданский Конгресс", проводящей политическую спецоперацию в Гагаузии, которая выгодна исключительно г-же (п)резидент(ке) и партии PAS, и это дает основание полагать, что ГК - инструмент единой с ними политики.
  9. 
    lelea1986 #56248
    Ну,то,что ГК проводит вполне понятную "миссию" ,я буду озвучивать,как вижу.
    Миссия вполне себе проевропейская,надо еще раз прочесть их программу,но она не промолдавская хотя бы.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Феникс #56250
      В принципе, здесь и доктринально просматривается единство ГК с PAS, ГК - левые либертарии, а PAS - правые либертарии, те же яйца только в профиль.
      1. 
        Феникс #56252
        Справа - правые либератарии, слева - левые либертарии - модель новейшего политического устройства, ЁКЛМН ... bo_mini
  10. 
    lelea1986 #56253
    Я все таки повторюсь и исправлю саму себя.
    Майя Санду-американская ставленница под европейским прикрытием.И все эти партидуцы выполняют тот или иной комплекс действий,произносят нужные речи,чтоб прикрыть Санду.
    Может Додон и "плохой пророссийский",но они то "хорошие" проамериканские!
    Доказать?
    Когда в бытность Додона президентом,наших военных отправили то ли по ротации,то ли на учения - вой стоял несусветный: пророссийские противники Додона,а так же просто "противники "НАТО в Молдове не стеснялись в выражениях.
    Сейчас проходят учения НАТО и молдавских спецслужб прямо в Бульбоаке,министру обороны прикрепили смотрящего и где все эти "правильные"проросийские?
    Где анти НАТОвцы?Где просто промолдавские?
    То то же!
    "Спасибо Деду за Победу!"
  11. 
    lelea1986 #56254
    В парламенте сейчас единственная партия ,поддерживающая диалог с Россией,и эта партия -ПСРМ.
    Это-данность.Все парламентские и внепарламентские формирования направлено смотрят в рот ЕС ,США,МВФ.
    И кто-то хочет меня ,пророссийскую,(не значит,что не нужны отношения с ЕС,но только взаимоуважительные,а не коленопреклоненные) убедить не подлерживать ПСРМ?
    Ребята,а вы кого хотите всучить взамен?
    Проамериканский ГК?Осталепа? Усатого проевропейского?
    Вы меня за кого имеете,если хотите заставить встать в ряды врагов России,Приднестровья,Донбасса?
    Вы хотите,чтоб я стала предателем своей родины -Молдовы?Чтоб способствовала тому,что Молдова вошла в ЕС через Румынию?!
    Нет,пока у меня с мозгами не все потеряно,я буду поддерживать социалистов исходя из своих взглядов,когда настанут выборы.
    Мне не по пути с белоленточниками из ГК.
    И хоть социалисты допускают ошибки,они-реальная,а не эфимерная сила в парламенте.
    И они реально говорят с российским руководством.
    А что будет,как карта ляжет и чем сердце успокоится-увидим.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Феникс #56256
      Браво Вам, ув. Лёля!!! aplodismenty Что касается ГК, то если раньше можно было еще сомневаться, то сейчас совершенно явно видно - ГК, фигурально выражаясь, типичная власовщина во всех характерных для этого явления проявлениях.
      1. 
        lelea1986 #56258
        Феникс,я не буду рубить сук,на котором "сижу".
        И единственное,что в моих силах,я буду комментировать так,как вижу ту или иную ситуацию.Запретить мне этого не могут,разве,что забанят biggrin_mini2 .
        В определенных ситуациях,я буду защищать социалистов,по причинам изложенным выше.
        Но главной своей задачей я ставлю вскрытие тех или иных процессов и действий от "лже дмитриев".
        Я не пропагандист ПСРМ,но я пропагандирую отношения с Россией,ПМР.И в конце концов,если я вижу Санду просто плохим руководителем,почему я должна молчать?
        "Спасибо Деду за Победу!"
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наверх