Взрывной апофеоз так называемых президентских выборов со всеми его эпическими, романтическими, драматическими и пафосными эмоциональными кружевами остался где-то глубоко 15 ноября.Тема уходит. "Свежий ветер перемен" оказался сквознячком, который надул все привычные болячки и лишь оживил застарелые флюсы. Никого толком не цепляют ни какие-то новые заявления Майи Санду (даже про Приднестровье, представляете?), ни вечное кружение Додона вокруг своего неугомонного "Я". Все пасмурно и тускло. До зубной боли.
Два знаковых события окончательно определили тот низкий горизонт политической повестки, выше которого не собираются заглядывать обитатели действующего Парламента и их внепарламентские вожди.
Первое - это митинг, смотр сил, консультация с народом, проведенные Майей Санду 6 декабря. Главный итог мероприятия - наличие несомненной коалиции между "типа антикоррупционной" Партией "Достоинство и правда" с ведущими менеджерами рассыпавшейся впрах Демпартии Плахотнюка. Дальнейшие события позволяют смело говорить о неформальной коалиции (это в Молдавии всегда важнее любых подписанных договоренностей) Санду-Канду-Чеботарь-Филип с примкнувшими к ним Нэстасе, Цику и Киртоакэ.
Второе событие - это симуляционный арьергардный бой социалистов и партии Шор. Все, что социалисты и Додон обещали в течение четырех лет, они решили продемонстрировать в режиме циничного показательного выступления. Циничного в том смысле, что никто из них не сомневался, какова будет судьба законопроектов, принимаемых в самых некомфортных для социалистов (за последние годы) правовых обстоятельствах. Главный результат этой буффонады - очередная неформальная коалиция социалистов Додона с другой группой выдающихся топов плахотнюковской партии - Сергеем Сырбу, Виолетой Ивановой, Владимиром Витюком с опереточным сопровождением еще одного политтехнологического продукта Плахотнюка - партии Шор (в которую все указанные демократические топы, как известно, влились) .
Сегодняшний тракторный штурм Парламента - в этом смысле стал вполне себе ожидаемой частью пазла. Кинжальной атакой натовских "Джон диров" и одкэбэшных "Беларусь" командует не какой-нибудь авторитетнтый земледелец или аграрный краевед, а продвинутый паркетный активист и провокатор, взращенный в тех же плахотнюковских лабораториях, Василий Костюк. Не случайно вполне себе объяснимый протест фермеров необъяснимо декорирован румынским триколором.
Ну что же, все эти ролевые игры опытных трансвеститов стремительно формируют новую ситуацию. В ней безжалостно перечеркиваются какие-либо принципиальные отличия между суетящимися группировками господствующего политического класса. Борцы против коррупции и защитники рубежей традиционных ценностей не стесняясь поправляют здоровье из одной и той же плахотнюковской лужи. Все они вместе превращаются в одно политически бесполое темное, слизкое месиво.
Достаточно бессильное, чтобы все-таки разродиться хотя бы досрочными выборами. Достаточно темное, чтобы стать понятной и уязвимой мишенью для новых политических сил. Не отягощенных преступными компромиссами последних лет и иждивенскими обязательствами перед внешними партнерами.
Марк Ткачук