Майя Санду заявила на минувшей неделе, что если блок ACUM придет к власти, то есть сумеет набрать нужное количество мест в парламенте, то жители Молдовы заговорят по-румынски. Поводом вспомнить про языковую проблему послужил все тот же многострадальный инцидент с дорожным инспектором, который сказал остановленному водителю, что не обязан с ним говорить по-русски.
Лидер ACUM даже не называет желательный для нее в Молдове язык молдавским, сразу аппелируя к румынской культуре, что можно расценивать как стремление в перспективе объединить страну с более “европейским” соседом. Но, не все так просто. Ни одна из двух стран физически не готова к этому шагу – бюджетно, инфраструктурно, да как угодно. Поэтому, если брать в качестве примера события на Украине, парламент начнет с принятия жесткого пакета законов о языке. Это вполне по силам парламентариям и прекрасно помещается в их представления об ответственности.
Затем, когда государственная машина силами своих абстрагированных от всего, кроме служебных обязанностей, чиновников попытается внедрить процедуру исполнения этих законов, в Европе вполне может начаться очередной геноцид. И, без сомнения, будут беженцы. А куда же они поедут? В Россию или на Украину? В Приднестровье? В Европу? А кто из соседних стран готов к такому приему?
Включать страну в инфраструктуру весьма затратно, а Румыния не Россия. Она не потянет одномоментно строительство аэропортов, дорог, мостов, проведение референдума и т.д. А вот всякие ЧВК может ввести. Или спецназ для отработки действий в условиях гуманитарной катастрофы в стране.
Сколько русских в Молдове согласно официальной статистике? А сколько русскоязычных украинцев и молдаван, цыган, болгар, гагаузов? Грубо говоря, всех вместе 25% от населения, это без учета вполне самостоятельного Приднестровья. И еще около 500 тысяч, то есть где-то одна седьмая всех молдаван, находится в России на заработках. Уверен, они тоже говорят, в основном, по-русски.
Вы готовы объявить больше миллиона людей вне закона? Привести страну к новым этническим столкновениям? Потерять Гагаузию? Подумайте, Майя Санду! А еще больше нужно задуматься избирателям – о том, за кого же им все же голосовать?
Михай Кантемир, специально для “Эхо Молдовы”
Фото: ipn.md