Состоится ли триумфальное возвращение Плахотнюка во власть?
Судьба олигарха была предрешена им самим. Однако понадобилось более трех лет, чтобы оппозиционные политические силы и общество смогли сплотиться и свергнуть режим Плахотнюка, просуществовавший десятилетие.
Понимает ли новая власть, что испытания не закончились? И что теперь каждый день будет проверять альянс ПСРМ-ACUMна прочность? Что система из тысяч и тысяч «маленьких плахотнюков» будет ожесточенно сопротивляться, а созданная олигархом машина - усиленно работать, чтобы рассорить социалистов и акумовцев, разрушить их временный союз и обеспечить триумфальное возвращение Плахотнюка во власть? Воспользуется ли Молдова шансом, чтобы встать на правильный путь?
Судьба олигарха была предрешена им самим
Не хочется приуменьшать роль политических сил, проявивших сильную волю, настойчивость, победивших страх, временно отказавшихся от своих программных целей ради спасения страны. А также гражданского общества, СМИ и населения страны, противостоявших коррумпированному режиму. Но Владимир Плахотнюк сам предопределил свою судьбу.
Еще в январе 2016 года в материале «Станет ли Молдова феодальным поместьем Плахотнюка?»(http://www.vedomosti.md/news/stanet-li-moldova-feodalnym-pomestem-plahotnyuka) «Молдавские ведомости» предупреждали: «Когда Владимир Плахотнюк совершил политическое «убийство» Владимира Филата, тем самым он начал процесс разрушения криминально-олигархической системы, центром которой был сам… Теперь звезда Плахотнюка будет неуклонно клониться к закату. И с ним произойдет то, что случилось с Филатом… Бумеранг, когда-то запущенный Плахотнюком, возвращается к нему самому».
В это трудно было поверить тогда, более трех лет назад. И даже совсем недавно, в первой декаде июня, многие сомневались, что дни режима Плахотнюка сочтены. Но олигарх допустил фатальные ошибки и вошел в противостояние не только с политическими оппонентами и молдавским народом, но и с могущественными внешними силами. В результате сформированная им система стала работать против него самого, выступив в роли могильщика своего создателя.
Ослабляя врага, ты укрепляешь себя
Безусловно, произошло наложение разных факторов, внутренних и внешних.
Прежде всего,многие, как внутри страны, так и за ее пределами, осознали вполне очевидное - любой олигархический режим всегда обслуживает только собственный корыстный интерес. Иных целей у него нет. Доказательства в изобилии рождали события на Украине и в Молдове, где системы власти были заточены под задачи олигархов (обогащение - контроль госинститутов - еще большее обогащение).
Плахотнюку удавалось столь долго сохранять режим личной власти не только благодаря захвату всей государственной машины, манипуляциям общественным мнением с помощью принадлежащихолигарху СМИ, но и особой политике разделения, стравливания политических оппонентов ДПМ. И добиться этого было достаточно легко, потому что между ПСРМ, ПДС и партией платформа «DA» существуют противоречия. Они являются политическими конкурентами, у них разные программы и видения дальнейшего развития страны.
Но главным была не игра на противоречиях и амбициях, а формирование атмосферы недоверия между правыми и левыми оппонентами, создание искусственных интриг и распрей, не позволяющих этим партиям сближаться и находить опорные точки для совместных действий.
Брак по расчету
Поддавшись стратегии разделения, поддавали жару и сами оппозиционные силы, обвиняя друг друга в сотрудничестве с ДПМ в тот или иной период.
Раскол в стане противников и был формулой успеха демократов. Давайте вспомним, что перед выборами 2019 года блок ACUMобъявил своим избирателям, что не будет создавать коалиций с ДПМ и ПСРМ.
Но что было альтернативой этому? Сохранение у власти реакционной преступной группировки.
Первый шаг навстречу правой оппозиции сделала ПСРМ. Социалисты оказались в сложной ситуации.
С одной стороны, коалиция с ДПМ гарантировала им политическую смерть, как всем другим партиям, вступившим в партнерские отношения с демократами. Сотрудничество с Плахотнюком могло также бесповоротно испортить отношения с Россией, где против олигарха были возбуждены два уголовных дела с очень серьезными обвинениями.
С другой стороны, взгляды и ориентиры блока ACUM почти не сочетались с программой и установками социалистов. Это означало, что потребуются серьезные уступки.
Но самый важный стимул заключался в том, что такой компромисс был просто необходим ради спасения страны.
В аналогичной ситуации находились представители блока ACUM. Им пришлось отказаться от данных ранее обещаний и рискнуть недовольством части собственного электората. Правые также понимали, что досрочные выборы по старой, смешанной, системе могут принести ACUM катастрофический результат.
Однако не стоит сбрасывать со счетов и внешний фактор. Возможно, что именно он оказал решающее воздействие на стороны, ведущие переговоры о формировании коалиции.
Ясная позиция Москвы
Как известно, в решающую неделю в Кишинев одновременно прибыли сразу три высокопоставленных представителя из России, ЕС и США. Они провели переговоры с главными политическими силами. Однако наибольший резонанс (и, вероятно, вклад для развития событий в определенном русле) внес визит спецпредставителя президента России по торгово-экономическим отношениям с Молдовой Дмитрия Козака. Он донес до общественности страны позицию Москвы. Козак дал ясно понять, что для начала процесса оздоровления Молдове нужен возврат к прежней, пропорциональной системе. И временная коалиция. Но с теми партнерами, которые хотят честных и демократических выборов.
Вероятно, что после встречи с Дмитрием Козаком представители блока ACUM поняли, что Москва не только благожелательно отнесется к их временному союзу с ПСРМ, но и готова к сотрудничеству с ЕС для ликвидации в Молдове олигархического режима. Возникал уникальный шанс, и было бы очень большой глупостью эту возможность упустить.
«Заграница» дает Плахотнюку по рукам
Существование у Москвы изначально твердой позиции по Плахотнюку доказывает тот факт, что Владимир Путин оказался единственным государственным лидером, который четко и недвусмысленно дал оценку событиям в Молдове после формирования коалиции ПСРМ-ACUM и действий КС по указке ДПМ. Президент РФ заявил: «Власть в Молдове... была в полном и прямом смысле этого слова узурпирована олигархическими структурами, олигархами, которые подмяли под себя все государственные структуры. Все абсолютно: и правоохранительную сферу, и парламент, и всё что угодно. То есть заработали на молдавском народе деньги и пустили их для того, чтобы укреплять свое личное благополучие и рычаги влияния на государство». Разве это не повторяет в точности то, что утверждают политики из ACUM?
Однако совпадение вовсе не дает право кому-то утверждать, что молдавские правые действовали в сговоре с Москвой, так как о захвате государства ACUM и ПСРМ говорят с 2016 года. И потом, нельзя отрицать вклад других государств, а также ЕС, которые поддержали новую молдавскую власть и предотвратили попытку ДПМ навязать Молдове «кровавый сценарий».
Очистка «авгиевых конюшен ДПМ»
После того, как ДПМ принудили мирно передать власть новой коалиции ПСРМ-ACUM, победившие объявили, что Влада Плахотнюка и его приближенных ожидает уголовное преследование за все правонарушения, совершенные режимом. Особая статья – узурпация власти, тягчайшее из преступлений.
Также в своих заявлениях лидеры правящих партий потребовали отставки членов КС, генпрокурора, главы НАК, ЦИК и других чиновников, действовавших в интересах олигарха и Демпартии.
Несомненно, в центре внимания окажется грандиозное банковское мошенничество. Молдавское общество узнает имена «абсолютно честных людей» из отчета «Kroll»-2, всплывет информация о продаже госимущества за бесценок нужным людям, истории отжимания бизнеса, вывода денег из госкомпаний, множества злоупотреблений в центральных органах власти и на местах, откуда «соколы ДПМ» направляли мутные денежные потоки в кишиневский офис.
И, вероятно, в первое время, когда новая коалиция все внимание будет уделять очистке «авгиевых конюшен ДПМ», мы станем свидетелями достаточно слаженных действий.
Но представителям новой власти не следует забывать, что их испытания не закончились.
Борьба с «теневым государством»
Теперь каждый новый день будет проверять альянс ПСРМ-ACUM на прочность. Существует несколько угроз разного уровня.
Во-первых, система, которую создал Плахотнюк, никуда не делась. Это - десятки тысяч чиновников, прокуроров, судей, сотрудников СМИ, аналитиков, блогеров. А также огромная прослойка лиц, оказавшихся «при деле» и « в теме». Они обеспечивали «смазку» всего механизма и действовали как единая суперсущность.
Это - маленькие копии Плахотнюка. Они привыкли жить не по закону, переделывать себя не захотят и будут стремиться к реваншу. Олигарх свое детище не бросит. Плахотнюк очень много сил и ресурсов вложил в систему. И будет защищать свои инвестиции. Машина отлажена, четко работает, топливо – деньги - есть. И их хватит еще не на один год. Поэтому «теневое государство», созданное олигархом, будет оказывать новой власти сопротивление на всех уровнях и фронтах. Этот процесс завершится только тогда, когда Плахотнюк и его окружение будут взяты под стражу и осуждены.
Конфликтное поле новой коалиции
Вторая угроза – это состав правящей коалиции. На многие вопросы, которые будут решаться по ходу, у представителей ПСРМ и блока ACUM взгляды диаметрально противоположные. Например, ACUM мечтает о прокуроре из-за рубежа. Называется бывший руководитель национального антикоррупционного управления Румынии Лаура Ковеси. Президент Игорь Додон предпочитает, чтобы новый генпрокурор обладал молдавским гражданством.
Со стороны ACUM раздаются голоса, что необходимо вернуть гражданство бывшему президенту Румынии Траяну Бэсеску. Он поддерживал новую власть и выступил против Плахотнюка. Однако известно, что лишили его молдавского гражданства по инициативе Игоря Додона.
Новый министр иностранных дел Нику Попеску в первых своих заявлениях упомянул и требование о выводе российских войск из Приднестровья. Социалисты увязывают вывод миротворцев с окончательным решением приднестровской проблемы.
Разница подходов будет создавать конфликтное поле, и оно будет завладевать все новыми и новыми территориями в коридорах власти. А на местных выборах, которые уже не за горами, партии ACUM и социалисты станут опять конкурентами. Способно ли такое соперничество разрушить новую временную коалицию? Такого хода событий исключить нельзя.
Экономическое наследие ДПМ
Третья очевидная проблема – это экономическое наследие, которое досталось новому правительству Майи Санду.
С 2016 года демократы проводили в жизнь законы, которые обслуживали в первую очередь интересы правящих кланов, были очень далекими от интересов рядовых граждан. Государственный долг достиг рекордных размеров, таможенники и налоговики создавали бесконтрольные «каналы» и «гавани» для реализации преступных схем демократов. Социальная сфера запущена, здравоохранение в руинах. Вся экономика Молдовы в целом представляет собой поле, заросшее «сорняками».
Что делать, например, с государственно-частным партнерством в перевозке пассажиров автотранспортом? Водители и сотрудники автостанций открыто говорят, что схемой управляют люди Шора. И так – повсюду. Куда ни ткнешься, везде нужна глубокая санация. И в целом масштаб проблем таков, что требует радикальных и действенных мер.
По силам ли этот груз временному правительству? Очевидно, что нет. И в настоящий момент точно сказать, сколько продержится новая коалиция, не может, увы, никто. И эта неустойчивость, неясность вкупе с масштабом задач являются серьезным испытанием для альянса ПСРМ-ACUM.
Вернется ли Плахотнюк?
Однако этим и другим угрозам противостоит несомненное достижение.
То, что произошло в Молдове в первой половине июня, можно назвать маленьким политическим чудом: правящую коалицию создали партии, которые вели друг с другом войну. Но они проявили государственную мудрость, смогли переступить через недоверие, разность взглядов и убеждений. Их твердость в достижении целей обеспечила победу над могущественным противником.
В результате Молдова стала площадкой, где к согласию также пришли геополитические соперники: США, Россия, ЕС. На самом деле, это не просто очень хороший стартовый «капитал», но уникальный шанс изменить к лучшему жизнь маленького и разуверившегося во власти народа. Если Молдова станет примером такого внутреннего и геополитического согласия, тогда она действительно заслужит, чтобы ее назвали «историей успеха». Именно общественно-политическое согласие стало главной причиной падения олигархического режима. И вместе с тем только сохранение этого согласия станет гарантией того, что окрыленный надеждой народ уже не станет свидетелем триумфального возвращения Плахотнюка во власть.