К какой гавани пристанет молдавская церковь?
Хотя Республика Молдова - светское государство, подавляющее большинство ее жителей являются православными христианами, поэтому дела церковные не могут не отражаться на общей атмосфере в обществе. А они в последнее время далеки от благостного спокойствия. Церковь лихорадит. Церковь сотрясает череда скандалов. И даже решение прошедшего в ноябре собрания, созванного Митрополитом Владимиром, не сделало ситуацию более спокойной.
На грани разрыва
Даже люди, далекие от религиозных дел, ожидали созванное митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиромна 16 ноября экстренное заседание совета дьяконов и настоятелей монастырей с тревогой. И не без оснований. Была вероятность, что Молдавско-Кишинёвская митрополия готовится к религиозному разрыву с Русской православной церковью, а также к переговорам с Бухарестом насчёт своего места и будущего в составе единого канонического пространства.
Ранее, в конце октября, в Епархиальном управлении Молдавско-Кишинёвской митрополии прошло заседание Синода Православной церкви Молдовы (ПЦМ), где клирики говорили о «текущем положении дел и церковно-административной жизни». Вероятно, там затрагивались и более деликатные темы, которые непринято публиковать в официальных пресс-релизах.
О том, что в религиозной жизни страны назревает определённый поворотный момент, в последние недели сказано и написано немало. Сделанный в начале ноября вброс, что сразу 13 приходов хотят выйти из состава ПЦМ и официально присоединиться к Бессарабской митрополии (БМ), стал триггером к активному развитию последующих событий. Масла в огонь подлили представители БМ, сообщившие о «беспрецедентном» по своим масштабам росте числа желающих присоединиться к ним: якобы оно приближается уже к нескольким десяткам приходов.
Чуть ранее Синод ПЦМ демонстративно-показательно отлучил шестерых священников, ушедших из-под её юрисдикции в стан религиозных конкурентов. Однако, судя по всему, подобные кары не возымели должного эффекта, а напротив лишь ускорили процессы дальнейшего «созревания» молдавского клира. Бессарабская митрополия, как и подобает в такой ситуации, осудила решение синода и призвала священнослужителей, чувствующих себя стеснёнными российскими епархиями, покинуть их и присоединиться к Румынской православной церкви.
Такой призыв не остался неуслышанным, и не так давно один из наиболее влиятельных священников Молдовы Павел Борщевский, являющийся настоятелем столичной церкви Святого Дмитрия, призвал митрополита Владимира выйти из состава РПЦ и присоединиться к Румынской православной церкви. Его открытое обращение поддержало большинство священников и прихожан Кишиневского благочиннического округа II.
По мнению Борщевского, молдавская церковь сегодня оказалась в чрезвычайной ситуации из-за «несправедливой и вероломной войны, которую Россия ведет в Украине», а «молдавский народ, имеющий латинское происхождение, не может иметь ничего общего с русским миром». Поэтому, делает вывод священнослужитель, «пришло время исправить исторические ошибки и вернуть достоинство, украденное русской оккупацией». Помимо этого, он указывает, что после российского вторжения в Украину патриарх Московский и всея Руси Кирилл утратил качество духовного отца церкви, превратившись в политического служащего, призывающего к кровопролитию между братьями по вере.
Напомним, что в сентябре схожие по смыслу и содержанию посылы изложил в своём письмо к патриарху Кириллу и сам митрополит Владимир, отметив, что связи с Москвой Молдавской православной церкви, которая рассматривается в качестве одного из форпостов российского влияния в стране, оттеснили митрополию на периферию молдавской духовной жизни. Сохранение этой прямой связи с РФ, как было сказано в обращении, равносильно её исчезновению с религиозной и общественной сцены в силу стойкого неприятия жителями Молдовы российской агрессии.
Логично предположить, что раз Молдавская митрополия угодила в патовое положение, то из него надо как-то выходить. Особенно в ситуации, когда Москва не спешит ввязываться в игру и даже не проявляет внимания к этому вопросу, который, надо полагать, находится на периферии её интересов. Поэтому многие в Молдове, в том числе и священнослужители, ожидали от митрополита Владимира принципиальных шагов. При этом практически ни у кого не возникает сомнений, что предполагаемый разрыв с РПЦ происходит в тесной координации с властями.
Все идет по плану?
Официально молдавское руководство заявляет, что держится в стороне от процессов в религиозной жизни страны. Комментируя письмо митрополита Владимира, президент Майя Санду высказалась против вмешательства в дела церкви. С другой стороны, здесь видно некоторое лукавство, поскольку совершенно очевидно, что власти уже давно подыгрывали БМ и всячески приветствовали расширение влияния филиала Румынской православной церкви на территории Молдовы – в том числе за счёт ПЦМ. Здесь можно обратить внимание и на слова главы государства о том, что сегодня абсолютно все в стране должны способствовать достижению главной цели, европейской интеграции, и даже церковь. Будем откровенны, подобный подход вряд ли тянет на принцип невмешательства и равноудалённости, являясь индикатором отнюдь не индифферентного отношения к возникшему внутриконфессиональному кризису. К этому можно добавить ряд заявлений высших руководителей страны о передаче БМ некоторых объектов, принадлежащих государству, на которые БМ, якобы, имеет исторические права.
Складывается ощущение, что развитие событий, так или иначе, идёт по какому-то заготовленному плану или совпадающим планам нескольких игроков. Отдельные близкие к Кремлю источники даже не скрывали, что ждали от заседания в Кишиневе решения о переходе Молдавской православной церкви под юрисдикцию Румынского Патриархата.
Но было бы ошибкой полагать, что в религиозном мире такие противоречия можно решить настолько легко и быстро. Как мы видим, ожидаемой некоторыми «духовной капитуляции» Молдавской митрополии не произошло. По крайней мере, на данном этапе.
«Только Христа не могут обещать»
Прошедшее 16 ноября собрание кишиневского благочиния и представителей монастырей призвано было определить, какое количество молдавского духовенства и населения желает остаться в лоне Русской Православной Церкви. По словам настоятеля Свято-Георгиевской русской церкви в Кишиневе протоиерея Николая Флоринского, в Бельцах архиепископ Маркел провел собрание, и на нем подавляющее большинство решило остаться в лоне Русской Православной Церкви. В первом секторе благочиния, где на собрание пришел протоиерей Вадим Кейбаш, голоса разделились следующим образом: 18 священников проголосовали за переход в Румынскую патриархию, 18 – за то, чтобы остаться в лоне Русской Православной Церкви, 7 – за автокефалию.
Таким образом, на данном этапе Митрополия Молдова не присоединится к Бессарабской митрополии. Такое решение было принято на собрании всех руководителей церквей в Кишиневе и центральных районах, созванное митрополитом Владимиром. «Духовенство и народ остаются верными Православной Церкви Молдовы и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Владимиру. Никаких дискуссий о присоединении Молдавской Православной Церкви к румынскому Патриархату или какой-либо другой структуре инициировано не будет», - сообщил представитель Молдавской митрополии епископ Сорокский Иоанн.
Наиболее твердую позицию за то, чтобы Молдавская Митрополия оставалась в составе РПЦ, сохраняет архиепископ Маркел. В интервью для интернет-портала Balti.Today он сказал: «Молимся за единство православной церкви. Потому что раздробление церковное является самым большим грехом, о котором святитель Иоанн Златоуст говорит, что он не смывается даже мученической кровью. Предложение (о переходе в Бессарабскую митрополию – прим. ред.) поступило от тех, кто сам грешен в этом деле, кто переступил данную ранее клятву на верность Православной церкви Молдовы. Тем самым они лишили себя благодати священнической». Поскольку они лишились благодати священства, то люди, которые к ним обращаются, пребывают в неведении. Отступники проводят обряд крещения – а на самом деле люди остаются некрещеными, они венчают – а на самом деле пары остаются не венчаными, - пояснил архиепископ Маркел.
«От таких и происходит заманивание деньгами, разными посулами. Все, что хотите, обещают. Только Христа не могут обещать. Главный аргумент - что в Бессарабской митрополии вы будете чувствовать себя румынами. Такое впечатление, что эти люди – совершенно неверующие, не знают о Христе, не верят в спасение души». Он расценивает эти призывы как дьявольское искушение, на которое поддаются священнослужители, а за ними и прихожане. «Это призыв в пропасть. Это призыв на духовное самоуничтожение. Это призыв, очень пагубный для спасения души. Я очень надеюсь, что у тех, которым адресован этот призыв, возобладает разум, и они поймут, что это дьявольский призыв и не откликнутся на него», - считает архиепископ Маркел.
«То, что в 1813 году мы оказались в составе Московского патриархата – это не случайность, а Божий промысел. Это было наше спасение. Нахождение в лоне РПЦ укрепляет нашу государственность. Стоит нам оторваться от РПЦ, стоит нам повернуться спиной от сонма святых, как нас покинет Божья благодать», - сказал он.
Тем не менее, даже после вынесенного молдавскими священнослужителями решения ситуация не стала спокойнее. В первых числах декабря еще одна из кишиневских церквей – а именно церковь имени святого Иерарха Николая – заявила о том, что присоединяется к Бессарабской митрополии. И это явно продолжение того плана, в соответствии с которым идут события на церковном «фронте».
Автокефалия: сложно, не невозможно
Если дальнейшее нахождение в составе РПЦ по многим причинам становится проблематичным, а войти в Румынскую православную церковь большинство священнослужителей считают неприемлемым, то, может быть, выход из ситуации был бы в получении автокефалии?
Настоятель Свято-Георгиевской русской церкви в Кишиневе, протоиерей Николай Флоринский сомневается в возможности создания в Молдове независимой церкви по примеру той, которую получила Православная Церковь Украины от Константинопольского Патриархата. Об этом он сказал в видеоинтервью журналисту Елене Левицкой-Пахомовой.
«Все было бы ничего, - сказал Николай Флоринский, - если бы Константинопольская Патриархия не была бы американской организацией: одна из ее богатейших митрополий находится в Нью-Йорке. Такой маленькой церкви, как молдавская, никто не даст автокефалию. Тем более, что «Православная Церковь Украины» получила неполную автокефалию. Чтобы Молдавская Церковь получила полную — необходим разве что большой вагон золотых монет. Но сейчас Константинополь вдруг проснулся и задумывается о том, что когда-то Молдавская Митрополия входила в его состав. И они захотели ее подгрести к себе и сделать одной из своих епархий».
Другого мнения придерживается архимандрит Константинопольского патриархата Виктор Копущу. Аргументы в пользу своей позиции он привел для молдавского издания NewsMaker. Глава православного прихода в турецком городе Самсун пояснил, что исходя из сложившейся в течение 500 лет практики, если страна оказывалась независимой, и большинство жителей там исповедовали православие, то, конечно, им хотелось получить автокефалию. Так было, начиная от Москвы и заканчивая Грецией, Румынией, Болгарией, Сербией. Последний пример — церковь Украины (ПЦУ).
«Если Молдова — независимое государство и видит таким же свое будущее, то у нее могла бы быть автокефальная православная церковь, глава которой не подчинялся бы никакому другому центру, - считает Виктор Копущу. - Но проблема в том, что и у граждан Молдовы, и у священников, и у политиков нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Сложно говорить, насколько реализуем этот вариант. Но если жители Молдовы хотят быть независимыми и мыслить в этих категориях, то это был бы оптимальный вариант. Самый сложный, но и самый хороший».
Сложность же, по мнению архимандрита, заключается в том, что все должны быть в этом заинтересованы: и духовенство, и прихожане, и власть. «А если они не заинтересованы, и никто не хочет автокефалии, то она сама на голову не свалится. Если будет такая потребность, МПЦ запросит у Вселенского патриарха автокефалию и получит ее. И тогда исчезнут вопросы о том, какой патриархат здесь будет и какому центру необходимо подчиняться. Но этот вариант не все рассматривают. Да, меньшая часть кишиневских священников, высказалась за это. Но это очень долгий путь. Сначала надо убедить церковное и государственное руководство, что это лучший вариант, а потом обращаться к Вселенскому патриарху».
Однако пока условия, перечисленные Виктором Копущу, не созданы. Зато все большую активность и настойчивость на территории Молдовы проявляет Румынская Православная церковь, а значит, до спокойствия в делах церковных еще очень далеко.
Владислав Бордеяну