Президентка Майя Санду выступила в телевизионном ток-шоу, в ходе которого попыталась снять с себя ответственность за все навалившиеся на Молдову проблемы. Нарратив Санду заключается в том, что она сама, ее партия PAS и их правительство, которым принадлежит вся полнота власти в стране, ведут Молдову к светлому будущему в Европе, но при этом никак не отвечают за сегодняшний мрак всех тех тягот и невзгод, которые приходится испытывать молдаванам на этом пути.
Вот что сказала Санду:
О росте цен и тарифов
Рост цен начался из-за внешнего кризиса, власти не могут сделать слишком много для остановки этого роста. Для остановки этого роста нет инструментов. Правительство может помочь социально уязвимым слоям. Этот рост цен - несчастье, и если бы были методы это остановить, мы бы давно это остановили.
О поездке в Москву и ценах на газ
Я не жалею, что не отправилась в Москву (на переговоры по газу). Мы получили контракт, который могли получить. Я не возьмусь продать часть страны, чтобы получить на полгода более дешевый газ. Наша страна независимая, и мы должны держаться этого.
Да, сейчас тяжело, да, тяжело всем. Тяжело в том числе потому, что вовремя не были развиты альтернативы, потому что не инвестировали в энергетические проекты, потому что не было интереса, потому что был интерес в коррупционных схемах, в том числе при закупке газа и электроэнергии. Проекты, которые мы сейчас осуществляем, дадут результаты через 3-4-5 лет. Сейчас мы должны исходить из существующей ситуации, и мы будем это делать. Но я не собираюсь продать часть страны только для того, чтобы получить краткосрочный контракт. Те, кто сегодня рассказывает про то, какой контракт подписали бы они, почему они не подписали долгосрочный контракт? Есть примеры и в странах Европы, которые подписали долгосрочные контракты с «Газпромом» по более низкой цене. Почему они этого не сделали? Если у них есть такая способность, и если они все это время служили Москве вместо того, чтобы служить собственным гражданам, собственному народу все эти годы, почему они не обеспечили такой контракт? Не обеспечили, потому что не могли, и так же, как это не смогли сделать они, так же это невозможно и для нас, потому что сегодня не идет речь о коммерческих условиях. Цена, которую мы видим, это не рыночная цена, это спекулятивная цена или цена, созданная этими обстоятельствами, при которых цена на газ улетела в космос.
О войне
До сих пор нам удалось сохранить мир здесь в стране, и надеюсь, что нам удастся это и впредь. Правда, что это от нас не зависит. Зависит от сопротивления Украины, и мы должны сказать, что Украина очень храбрая... Республика Молдова - мирная страна и останется мирной страной. Мы не хотим оружия, чтобы идти воевать против соседей, как это делает Россия. Мы хотим быть в безопасности у себя дома, и чтобы на нас никто не нападал. Если бы не было этой агрессии России против Украины, мы бы не обсуждали необходимость оснащения армии. В ситуации, когда мы видим, что делает Россия в Украине, было бы совершенно несерьезно не думать о том, как нам защититься, если случится такая трагедия. Надеюсь, до этого не дойдет, но это не зависит от нас. Если Россия попытается однажды прийти к нам, мы что делаем? Отправить армию с сапами на защиту от самолетов? Мы не хотим ни на кого нападать, мы не хотим, чтобы кто-либо втягивал нас в войну, но это реальность, к которой мы должны подготовиться. ЕС сказал, что не предлагает нам нелетальное оборудование, хотя нам нужны и боеприпасы.
О ликвидации университетов и академий
Эта реформа была объявлена поздно, и было очень мало времени для публичных дискуссий. Хотя концепция этой реформы была объявлена еще в 2014-2015 годах, и наибольшее число акторов, вовлеченных в эту реформу, знали о ней, но она все равно лежала где-то в ящике... Думаю, что самое уродливое уже случилось, и за это ответственны люди, которые привели отдельные университеты на порог банкротства.
О зиме
Все готовятся к трудной зиме, и мы тоже должны готовиться к такой зиме. Это означает по мере возможностей изолировать жилища, сократить теплопотери. Правительство работает над механизмом компенсаций, и будет фонд поддержки граждан, которые нуждаются в этой поддержке, такой фонд обсуждается с ЕС... Правительство ведет дискуссии с другими поставщиками газа на случай, если РФ решит отключить всех, и если и РМ окажется в такой ситуации.
О критиках
Вы увидите политические силы, которые будут говорить, что экономические и социальные проблемы, через которые мы сейчас проходим, из-за Европейского Союза, а не из-за войны, развязанной Россией на Украине... В Европейском Союзе у РМ будет больше безопасности, будут более высокие стандарты жизни, будут возможности работать и зарабатывать больше дома.
Очевидно, что режим Санду выбрал следующую тактику в информационно-пропагандистской работе:
Мы идем в Европу, это правильно, хорошо и безальтернативно, наша заслуга в этом главная, все плюсы на этом пути — это наши достижения.
Если же что-то идет не так, то мы ни в чем не виноваты. Если люди страдают и недовольны, это не наша ответственность. В этом виновата Россия, которая не хочет дать нам хорошую цену на газ, напала на Украину и готовится напасть и на Молдову. В этом виноваты глобальный кризис и рост цен во всем мире. В этом виноваты преподаватели и академики, которые не понимают необходимость ликвидации университетов и Академии наук. В этом виновата зима, потому что зимой холодно. В конце концов, в этом виноваты сами люди, которым хочется кушать круглый год и не замерзать зимой, но которые при этом предъявляют президентке, ее партии и их правительству какие-то претензии, не понимая, что цены на продукты питания и тарифы на коммунальные услуги растут из-за чего и кого угодно, но только не из-за этой власти.
Вопрос в том, сколько людей готовы терпеть нищету, голод, холод, войну, утешаясь виртуальной евроинтеграцией и реальными гей-парадами. Фанатики секты свидетелей Санду на это готовы. Но сколько таких фанатиков останется к местным выборам 2023 года, президентским выборам 2024 года и парламентским выборам 2025 года? Похоже, что у режима Санду уже готов ответ и на этот вопрос — фальсификация предстоящих выборов с помощью электронного голосования через интернет.
Дмитрий Чубашенко