Майя Санду и "Действие и солидарность" выглядят всего лишь исполнителями заказа по демонтажу действующего формата миротворческой миссии.
За перипетиями избирательной кампании по проведению досрочных парламентских выборов, громкими обещаниями политиков и сливами компромата многие как-то подзабыли, с чего все начиналось. С каких исходных позиций прозападные политические силы в Кишиневе, которые так яростно добивались проведения выборов, вошли в парламентскую гонку.
И какие мотивы управляют ими в борьбе за власть — кроме западных спонсоров, которые подталкивают правых в спину и обещают всемерную поддержку — и президенту Майе Саду, и ее партии "Действие и солидарность" (ПДС), которую все опросы называют фаворитом.
Чем обусловлена такая беспрецедентная поддержка со стороны США и ЕС, которой не пользовался до Санду ни один президент и ни одна политическая партия в Молдове?
Не потому что Санду и ПДС ведут Молдову в Евросоюз — ведь ни о каком вступлении Молдовы в ЕС не может идти и речи. И не желание обеспечить безопасность своих границ, удерживая у власти в Кишиневе лояльных политиков.
В самом деле, все до одного правительства Молдовы, в том числе и правительства в период власти коммунистов, всегда стремились дружить с Брюсселем и Вашингтоном и поддерживать тесные связи с коллективным Западом. При активном содействии Кишинева много лет действуют механизмы обеспечения безопасности и контроля на границах ЕС. Такие механизмы заложены и в Восточном партнерстве, на это направлены и принятие молдавским парламентом европейских конвенций и стандартов, множество трансграничных двусторонних и многосторонних соглашений.
Почему же такое гигантское значение придает Запад поддержке Майи Санду и ПДС на парламентских выборах 11 июля?
Почему Запад поддерживает Санду и ПДС
Чтобы найти ответ на этот вопрос, не стоит изучать сходство между ПДС, подконтрольной Санду и другими прозападными силами в Молдове, побывавшими у власти. Надо понять, чем Санду и ПДС отличаются от всех остальных. Что они делают такого, чего не делали все остальные проевропейцы, находившиеся в Молдове у власти с 2010 по 2020 годы.
И это отличие отыскивается сразу же. Майя Санду с первых дней своего президентства занялась не экономикой, не социальной сферой и даже не реформой юстиции. Начало ее президентского срока отмечено попыткой поставить под сомнение формат миротворческой миссии на Днестре и роль России в этом формате.
После жесткой реакции в Москве риторика о немедленном выводе российских военных из Приднестровья и замене их на "гражданскую миссию под международным контролем" со стороны Санду и ПДС утихла. Это неудивительно, так как у президента Молдовы нет никаких серьезных полномочий, без парламентского большинства он является номинальной фигурой. А вести серьезную атаку с таких позиций бессмысленно и вредно.
Но можно не сомневаться, что если ПДС удастся создать в парламенте контролируемое большинство и назначить правительство, то тема вывода российских военных из Приднестровья возникнет с новой силой. И точно так же нет сомнений, что западные партнеры Санду и ПДС немедленно выступят в поддержку "справедливых требований Кишинева".
Для этого их и толкают во власть, ради этого Майе Санду Вашингтон и Брюссель открыли политическую "платиновую карту" с неограниченным кредитом доверия.
Добиваться ликвидации российского присутствия в Молдове на всех уровнях, как военного в Приднестровье, так и экономического и социального в Кишиневе — это первостепенная и главная задача, поставленная ПДС и Санду.
Так же понятно, что этот курс очень быстро приведет к дестабилизации на Днестре, разрушению существующего баланса и хаосу, в котором западные политические инженеры чувствуют себя, как рыба в воде. И возможное возобновление вооруженного конфликта в Молдове, безусловно, не остановит и не напугает никого ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе.
Решение геополитических задач с помощью войн "с безопасной дистанции" для Запада — привычное и понятное занятие, будь то зеленые поля Сербии, горы Афганистана, пустыни Ливии или выжженные равнины Сирии. По сравнению с этими театрами военных действий маленькая победоносная война в Молдове будет выглядеть легкой задачей.
Идеология вытеснения России из Молдовы давно разработана
Некоторые политологи высказывают сомнения, что кадровый потенциал, которым располагают ПДС, Санду, да и все другие прозападные партии в Молдове, достаточен для того, чтобы разработать серьезный политический курс.
Можно согласиться, что с кадрами и интеллектом и в ПДС, и у их бывших союзников в Платформе "ДА", не говоря уже об унионистских партиях, ситуация плачевная. Но не забудем, что у прозападных сил в Молдове нет ничего своего, все — внешнее, импортированное, от планов ведения избирательной кампании до политических решений.
Вырабатывать курс — это не задача ПДС и Санду, которые выглядят простыми исполнителями. Идеология и стратегия вытеснения России из Молдовы уже давно разработана и одобрена, и не хватает только реальной власти для того, чтобы запустить стартовые механизмы.
Например, недавно в фокусе внимания политологов оказался объемный 40-страничный доклад, подготовленный еще в 2016 году под эгидой американского Национального фонда демократии (NED), одного из главных инструментов антироссийской "холодной войны" и "цветных революций" на постсоветском пространстве.
Доклад "Статус миротворческих сил в международном праве: случай Республики Молдова" подготовлен силами "правозащитной" организации "Promo-LEX", которая входит в сеть молдавских организаций, финансируемых Госдепартаментом США. Его основным автором выступил Виталий Гамурарь, эксперт в области международного права, служивший в штаб-квартире Демократической партии при Владимире Плахотнюке.
Как собираются демонтировать миротворческую миссию
Главная тема, которой в последние годы занимается Гамурарь — это приднестровский конфликт. Россия во всех его работах предстает враждебной Молдове и глобальной демократии силой, которая должна быть "выведена за скобки" приднестровской проблемы.
В этой работе Гамурарь тесно сотрудничает с украинскими "правозащитными" организациями, которые также финансируются из бюджета США. Например, в ноябре 2020 года группа экспертов из Молдовы, в составе которой был и Гамурарь, участвовали в дискуссии SolidarityTalks в рамках 5-й ежегодной конференции украинского "Центра громадянських свобод".
В работе конференции также участвовал директор "Promo-Lex" Ион Маноле, бывший глава Пограничной полиции Молдовы Росиан Василой, глава "Восточноевропейской программы прав человека в приднестровском регионе" чешской организации "People In Need" Надежда Иванова, президент румынской организации "ESGA" Анжела Грамада, и близкий к Майе Санду директор "Института стратегических инициатив" Владислав Кульминский.
Если познакомиться с характером дискуссии, которая велась на этом форуме, то можно увидеть, что она практически полностью построена на тезисах, изложенных в докладе "Статус миротворческих сил в международном праве: случай Республики Молдова". Достаточно взглянуть на основные тезисы доклада, чтобы понять, проведения какой именно политики ждут американские заказчики от прозападных сил в Кишиневе.
О чем будут писать в "методичках" после прихода правых к власти
Так, в докладе, который ссылается на прецеденты международного права и подкреплен необходимыми ссылками, утверждается, что миротворческая операция на Днестре объявлена устаревшей и неэффективной, заявляется, что она "не соответствует критериям стабильности, демократии, прав человека, защиты собственности".
Содержится там и идеологический тезис о том, что Российская Федерация является стороной конфликта, незаконно держит своих военных на территории Молдовы. "Невозможность" участия России в миротворческой миссии аргументируется также и "отсутствием мандата ООН". В докладе формулируется и основа для будущих "методичек" о том, что российские военнослужащие якобы проводят "незаконные операции совместно с армией ПМР", "подвергая опасности жизни людей", "запугивая журналистов и правозащитников".
Никаких серьезных доказательств этому не приводится, однако они и не нужны. Понятно, что речь здесь идет о тезисах для пропаганды, которая должна быть развернута после прихода прозападных сил к власти.
Крайне важным моментом доклада представляется идеологический тезис, согласно которому миротворческие силы более не отделяются в пропаганде от военнослужащих, охраняющих склады бывшей 14-й армии в Колбасне. До сих пор провокационные требования вывести российских военнослужащих из Приднестровья не касались миротворцев. Теперь же и их причисляют к "войскам", которые "незаконно находятся на территории Молдовы".
В докладе излагается и стратегия демонтажа и последующего "переустройства" миротворческой миссии, с привлечением европейских и "международных" (читайте — "американских") структур и учреждений.
А главный вывод, который звучит в докладе, полностью совпадает с тезисами, которые озвучила Майя Санду в первые же дни своего пребывания на посту президента — ликвидация действующего формата миротворческой миссии с заменой ее на "гражданских и полицейских наблюдателей".
Что же, как выглядят эти "гражданские и полицейские наблюдатели", весь мир насмотрелся в дни бомбежек Сербии и деятельности "белых касок" в Сирии.
Где Россия — там мир, и это не нравится партнерам Санду и ПДС
Единственное, о чем не говорится в докладе — так это о том, что уже три десятка лет на берегах Днестра царит мир. И это самое главное доказательство эффективности миротворческой миссии, в которой главную роль играет Россия и российские миротворцы.
Только благодаря России, мир возвращается на землю Сирии. Эффективность российского подхода к миротворческим миссиям была доказана и во время армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе. На всех континентах люди укрепляются во мнении: "Где Россия — там мир".
Привыкли к миру и граждане Республики Молдова, где роль России в урегулировании приднестровского конфликта не оспаривает никто, кроме специально обученных и натасканных Западом политиков и общественных деятелей.
Очевидно, что угроза "разморозки" приднестровского конфликта нарастает. И прежде всего благодаря безответственным политикам в Кишиневе, которые не задумываясь, готовы следовать антироссийским курсом, что прокладывают далеко за границами Молдовы. Без их содействия планы конфронтации с Россией обречены в Молдове на провал.
Провалятся ли эти планы, или будут приведены в действие механизмы нарастания напряженности на Днестре — зависит от решения избирателей на парламентских выборах. Это тот редкий случай, когда народ, действительно, обладает властью решить судьбу своей Родины.
Игорь Демиров.