Лента новостей

Сегодня, 00:02
9 мая состоится автопробег "Два Берега - Одна Победа" (Видео)
0
 
Вчера, 23:28
Регистрация рождений и смертей будет переведена в цифровой формат
0
 
Вчера, 23:19
Водитель, который перевозил пропавшую девочку из Оргеева, арестован полицией
0
 
Вчера, 19:24
Суд вернул Митрополии Молдовы иск против приходского священника из Гидигича
0
 
Вчера, 13:09
ПАСЕ поддержала изъятие замороженных активов России в пользу Украины
1
 
Вчера, 13:08
Тендер в аэропорту приостановлен: что дальше
0
 
Вчера, 12:59
Состоялось новое заседание по делу бывшего главы ЖДМ Юрия Топалэ
2
 
11-04-2024, 22:27
В Молдову прибыл американский чиновник
4
 
11-04-2024, 22:24
Присутствие украинских военных в Молдове вызывает тревогу. Что говорит Пограничная полиция
0
 
11-04-2024, 22:20
Постановление ЦИК: Утверждено заключение по законопроекту о пилотном голосовании по почте
2
 
11-04-2024, 22:15
Валерий Осталеп предлагает создать антивоенный альянс
4
 
11-04-2024, 22:12
«Молодая гвардия» призывает молодежь участвовать в «Марше Победы» 9 Мая
0
 
11-04-2024, 22:08
Советник-социалист оспорит запрет на въезд в Румынию
1
 
11-04-2024, 22:04
Верховная рада Украины одобрила новые правила мобилизации
0
 
10-04-2024, 22:30
Новые переговоры о продаже земли бывшего Республиканского стадиона!
0
 
10-04-2024, 22:20
Филат: "PAS будут фальсифицировать выборы. Им есть что терять".
3
 
10-04-2024, 21:03
Вопросы из анкеты по переписи населения
28
 
10-04-2024, 20:53
Андрей Нэстасе готов к участию в президентских выборах
0
 
10-04-2024, 20:31
И в этом году Митрополия Молдовы доставит Благодатный огонь из Иерусалима
1
 
8-04-2024, 19:59
Чебан представил на утверждение проект муниципального бюджета на 2024 год
0
 
Все новости

За вступление в НАТО Молдавии придется заплатить неприемлемую цену


Если бы прозападный президент Молдавии Майя Санду рискнула сейчас устроить референдум о вступлении республики в НАТО, затея бы с треском провалилась. Большинство молдаван – против членства в антироссийском альянсе, и эта доля растет от месяца к месяцу. На пути на Запад стоит и проблема Приднестровья – в НАТО не берут расколотые страны. Но у Санду есть два способа обойти эти препятствия.

Проведенный в первые недели января опрос граждан Молдавии показал: если бы в следующее воскресенье состоялся референдум о вступлении в НАТО, то более 57% выступили бы против. Присоединение республики к альянсу поддержало около 25% опрошенных. Исследование, которое проводила Ассоциация социологов и демографов Молдавии, можно считать репрезентативным – было опрошено более тысячи граждан в 87 населенных пунктах по всей республике.

Показательно, что всего за несколько месяцев число противников вступления в Североатлантический альянс резко возросло. Аналогичный опрос, проведенный в сентябре, показал, что тогда 49,8% не желали присоединения своей страны к НАТО. Чуть больше молдаван тогда готовы были проголосовать за – 26,3%.

Вопрос о евроатлантической ориентации Молдавии – не беспочвенный. Напомним, что в начале января новый президент республики Майя Санду и генсек НАТО Йенс Столтенберг обсуждали индивидуальный план партнерства Молдавии с альянсом, который вступил в силу в начале 2021 года. Согласно плану, Кишинев обязан реформировать армию, полицию и спецслужбы под стандарты альянса.

Индивидуальный план (Individual Partnership Action Plan, IPAP) обычно является первоначальной стадией интеграции какой-то страны с альянсом. После IPAP следует стадия «Ускоренный диалог», затем «План действий по членству», и лишь потом – членство в военном блоке. К примеру, такой полный цикл прошла Черногория, вступившая в НАТО в 2017 году.

Ассоциация Молдавии с НАТО – гарантия защиты страны от угроз со стороны России, уверен бывший замминистра обороны республики, ныне директор кишиневского Института европейских политических исследований Виорел Чеботару. «Республика Молдова и Украина уже входят в сообщество Североатлантического альянса. Мы пока что не члены альянса, но мы тесно сотрудничаем с ним, как это делают не входящие формально туда Швеция и Финляндия. В партнерстве с НАТО Молдавия создает системы защиты прав и свобод человека, свободного рынка и других базовых ценностей, которые существуют в пространстве Североатлантического альянса», – заявил Чеботару в интервью местной редакции «Радио Свобода» (перевод с молдавского – ВЗГЛЯД).

По словам бывшего замглавы военного ведомства, статья 11 Конституции Молдавии, которая предусматривает постоянный нейтралитет республики и недопустимость нахождения в стране вооруженных сил иностранных государств, сейчас утратила свое первоначальное значение. Чеботару подчеркнул, что конституцию Молдавия принимала в 1994 году, когда в мире была совершенно иная геополитическая конъюнктура. «Сегодня слово «нейтралитет» в конституции останавливает развитие статуса Молдавии как части европейского цивилизованного сообщества», – уверен кишиневский политик.

С Чеботару категорически не согласен российский эксперт, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его мнению, именно 11-я статья молдавской конституции и географическое положение страны – на фронтире между востоком и западом Европы – ставят ее в положение, когда выгоднее всего сохранять отношения и с Россией, и с Евросоюзом.«Жители Молдавии работают как в Западной Европе, так и в России, молдавские производители заинтересованы в российском рынке. Поэтому желание вступать в НАТО в Молдавии мало у кого возникает», – сказал Жарихин газете ВЗГЛЯД. Он добавил, что нахождение Молдавии в альянсе обязательно испортит отношения Кишинева с Москвой, так как в составе атлантического блока Молдавию будут использовать против России.

В бывшем советском блоке мало кто мечтает реально вступить в НАТО, что подтверждает и социологический опрос в Молдавии, рассуждает Жарихин. Он напомнил, что Молдавия в 2014 году заключила соглашение об ассоциации с Евросоюзом и с 2005 года в Кишиневе находится представительство ЕС.

«В Кишиневе понимают, что большинство стран – кандидатов в члены Европейского союза шантажируют тем, что они вступят туда лишь в качестве членов НАТО», – отметил эксперт. По его словам, население Молдавии не видит от членства своей страны в Североатлантическом альянсе никаких выгод, только потери.

В частности, при вступлении в альянс у Молдавии возникнут серьезные проблемы с Приднестровьем, и тогда о мирном возвращении левого берега Днестра в Молдавию точно можно будет забыть. Ведь по уставу Евросоюза его членом не может быть страна, у которой есть проблемы с территориальной целостностью. Чтобы избавиться от этой проблемы, Кишиневу, возможно, придется пойти на юридическое признание самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики (ПМР) и таким образом отказаться от перспективы возвращения четырех тысяч квадратных километров территории со сравнительно развитым промышленным комплексом. Очевидно, что ни одна кишиневская власть не откажется от лозунга реинтеграции страны.

Исходя из этого, говорит Жарихин, можно предположить, что всерьез в членство Молдавии в НАТО не верит и новый молдавский президент. «Санду понимает, что членство в НАТО ничего хорошего Молдавии не даст, и потому не форсирует этого. Но в то же время Санду надо постоянно держать своих соратников в тонусе, отчитываться перед кураторами. Поэтому она регулярно произносит ничего не значащие ритуальные слова о вступлении в НАТО», – заключил эксперт.

Следует, впрочем, напомнить упомянутый выше пример Черногории. В 2017 году, несмотря на недовольство значительного числа граждан, тогдашние власти балканской страны смогли добиться принятия в альянс. Проатлантические власти вместо референдума провели голосование в парламенте, где большинство принадлежало их сторонникам. В итоге страна стала 29-м членом НАТО, хотя в 1999 году ее территория подверглась, наряду с Сербией, бомбардировкам государств – членов альянса.

Нельзя исключать вероятность того, что президент Санду просто найдет обходной путь в НАТО, предполагают эксперты. По мнению молдавского политолога Виктора Жосу, администрация президента республики будет продавливать ассоциацию с альянсом, не обращая внимания на общественное мнение в стране, а также на положение Конституции Молдавии о нейтралитете. «Окружение Санду живет в режиме постправды: когда в Конституции написано одно, а на практике все будет по-другому. Протаскивание Молдавии в НАТО будет происходить усиленно», – отметил эксперт. 

Жосу напомнил также, что при президенте Игоре Додоне, который считался пророссийским, советником министра обороны Виктора Гайчука была гражданка США. По словам собеседника, власти республики и до Санду не соблюдали статуса Молдавии как нейтрального государства. «У американцев есть четкая стратегия по Молдавии. Поэтому у нас по вопросу членства в НАТО не будет никаких референдумов и других форм плебисцита», – резюмировал Жосу.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Похожие публикации

Войти через

18 комментариев

  1. 
    lelea1986 #51680
    Мне очень жаль,что содержание этой статьи никого не заинтересовало.
    Очень напрасно.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      Незнайка #51686
      Это потому, что автор - зачастую критикует Додона и песереме. А сторонники социалистов всегда резко реагируют на любую критику. Поэтому, реакции нет mocking_mini
      Руки прочь от Стояногло! Жос Санду!
  2. 
    lelea1986 #51693
    А кто автор,Незнайка? Мнения там миримум двух людей,т.ч. -мимо.
    А вот даты в статье интересные имеются.И пока вы будете ерничать,Молдова окажется и в Румынии и в НАТО.
    "Спасибо Деду за Победу!"
    1. 
      lelea1986 #51706
      Кстати,Незнайка,это-российский обзор,а вы продолжаете бороться с "ветряными мельницами" ПСРМ
      "Спасибо Деду за Победу!"
      1. 
        Незнайка #51713
        Вот именно, российский обзор. Очень хорошо, что Россия нчерез СМИ цитирует людей, которые говорят вещи своими именами. А "Шахматист" и без моих ветряных мельниц находит "понимание" и в России
        Руки прочь от Стояногло! Жос Санду!
        1. 
          lelea1986 #51717
          Незнайка,еще раз: Над Молдовой висит угроза втаскивания ее в НАТО и Румынию.Правое политическое поле работает именно в этом направлении.Вы же продолжаете "бороться " с ПСРМ,тем самым вы помогаете Санду !
          Незнайка,вы уже своей "классовой борьбой" против Додона,голосовали за Усатого,которого "обидела" Россия.
          В результате таких вот "помощей",Санду стала президентом.Я ,кстати,ничего не имею против вашего права иметь свою точку зрения.
          Но,Незнайка,вы за 4 года президентства Додона так и не привели ни одного доказательства сотрудничества Додона и Плахотнюка.
          Вы не привели ни одного доказательства продажности Додона.
          Вы даже не привели доказательств того ,что Додон-анти российский!
          Пока это выглядит как месть с вашей стороны Додону за выход из ПКРМ.Вы ,простите,не туда смотрите.
          Мне ПКРМ "не мила" с 2003 года,но в 2005,2009 я голосовала за нее.
          И время показало,что я была права,голосуя за меньшее зло.Я отбросила все свои претезии,их невыполненные обещания перед народом,их шатания и трусость в решениях.Я понимала,что если придут такие,как Гимпу,Павличенко,Филат,Киртоакэ ,будет еще хуже.
          Но! Владимир Николаевич в 2009 сговорился с унионистами,западниками,и случилось то,что случилось.И второй его внепартийный ученик Плахотнюк дорвался до власти.
          Вам ненавистен Додон.А о Мишине вы можете сказать тоже самое?Мишин-сооснователь ПКРМ, ушел из партии из тех же соображений:предательство Воронина.
          "Спасибо Деду за Победу!"
        2. 
          Феникс #51726
          Фу, Незнайка, фу ... blush_mini
    2. 
      Феникс #51708
      А кто вам сказал, что это не субкультурная цель (по умолчанию)? Мотивы у разных людей разными бывают.
    3. 
      Незнайка #51712
      Второй автор, Жосу
      Руки прочь от Стояногло! Жос Санду!
  3. 
    М.Монархист #51695
    Коллеги! Вы же взрослые люди, и умеете различать зерна от плевен. Ведь Вы, сами понимаете, что ни Украине, ни Молдове, поноправного членства в НАТО, не видать, как своих ушей. Как минимум ближайшие лет надцать! Во-первых: Есть такой пунктик, в уставе сей организации - наличие территориальных споров и конфликтов (Донбас,Крым, Приднестровье - уже достаточно, для отклонения любых прошений). Во-вторых: НАТО - это нафиг ненадо! По той простой причине, что опять же, Устав сей организации обязывает реагировать и оказывать помощь, во всем военном объеме, при необходимости - стране участнице блока. А по сему, выгодно - накачать морально-пропагандистки, оружейно-боеприпасно (устаревшими аналогами, дабы не расходоваться на утилизацию). Чтобы новые приверженные - колошматили и потенциального противника, да и друг друга. И чтобы, за них не отвечать, да солдатиков своих на погибель не посылать. Да и к тому же - управлять и быть в курсе всех событий, да решений - унифицируя системы обмена информации и управления.
    1. 
      Феникс #51700
      Вообще-то, судя по своеобразному дипломатическому поведению кое-кого, кое-кто совсем не против отказаться от ПМР и даже не прочь от Гагаузии. Или мне только так показалось?
  4. 
    М.Монархист #51701
    Это шальные мысли, легкийзондаж..Хотя и серьезные перспективы не исключенны. Помните, как-то обсуждали тему "чем можно шантажировать Россию"? ... Вот и этот зондаж, как мне кажется, из той оперы.
    1. 
      Феникс #51703
      А я не стал бы так категорично, есть один вариант (да-да, тот самый), при котором это более, чем логичные шаги. Кстати, при этом раскладе и все другие странности находят вполне разумное объяснение.
  5. 
    lelea1986 #51704
    Лично я не отношусь к этому ,как к чему-то предполагаемому лет через "надцать":биологическая база в Бульбоаке имеется .Аэродром Маркулешты -тоже есть.
    Молдавские военные участвуют в программе НАТО "Партнерство во имя мира".
    Давайте не отмахиваться на перспективу,которую очень легко приблизить.
    "Спасибо Деду за Победу!"
  6. 
    Феникс #51710
    Очень серьезные темы поднимаются в этом стриме, как раз по теме Ищенко.
    ?«Поле Куликова» в эфире! В студии Дмитрий Куликов.

    1️⃣Чего на самом деле хотят протестующие? Какова наша стратегия?
    2️⃣Путин меняет мир

    00:00​ - Последние новости: о выступлении Путина в Давосе и протестах 23 января
    36:41​ - Включение с Ростиславом Ищенко: о мировом перевороте Путина и попытке переворота в России
    1:19:40​ - Включение с Искандером Валитовым: почему люди вовлекаются в необоснованные протестные акции?
    1:48:44​ - Включение с Тимофеем Сергейцевым: о выступлении Путина в Давосе и чего ожидать от протестных акций

    ?️Об этом поговорим с нашими экспертами.
  7. 
    М.Монархист #51711
    Да не для этого им все надо, а то о чем акцентировал выше. Чтобы перебили друг друга. А НАТО, официально - будет не причем !
  8. 
    lelea1986 #51718
    Абсолютно не согласна с вами,Монархист!
    Обьясню почему.
    Молдова,географически-"затерялась" между Украиной и Румынией.
    Ментально-между Румынией и Россией.
    Если посмотреть на карту,то мы похожи на Армению:нет общей границы с Россией.Зато есть своя НКАО-ПМР.
    Добавим сюда Санду-Пашиняна и есть 100%-ное попадание по 3-м основным признакам.
    Поэтому,коллега,смотрите шире ,а не глубже.
    "Спасибо Деду за Победу!"
  9. 
    lelea1986 #51725
    Уважаемый Монархист! Коллеги!
    Пару месяцев назад,+-, у меня в гаджете на сайте в рекламе вылетел ролик,я его сохранила с сайта NM.(ВИДЕО) Какую помощь НАТО оказало Молдове?
    Вы можете ознакомиться с 25-летней историей "помощи" и решить надо ли нам НАТО?!
    "Спасибо Деду за Победу!"
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наверх