О национальной идее и отношениях с Россией
Красносельский: В стратегии закреплены принципы развития Приднестровья. Их три — политическая стабильность, экономическая самодостаточность и социальная справедливость. Они основаны на нашей идеологии, на национальной идее. В любом государстве принято рассуждать о национальной идее, но, наверное, правильно, когда она выражена и закреплена в нормативном документе. Это — линия государственности: куда мы идем и к чему мы стремимся. Но самое главное — будучи обозначенной, она становится достижимой. Национальная идея, закрепленная в этой стратегии, при совместной плодотворной работе вполне достижима.
Национальная идея состоит на трех компонентов. Это независимость Приднестровья с ориентиром на международное признание и реализацию итогов референдума 2006 года. Второй компонент — продолжение формирования общности «приднестровский народ», включающей в себя различные народности и этнические группы, и основанной на сохранении и развитии языков, культур, обычаев и традиций. Третий — построение социально ориентированного государства с рыночной формой экономики.
***
В документе также прописаны наши отношения с Российской Федерацией, Украиной, Европейским союзом. Их суть в том, что мы выстраиваем добрососедские отношения со всеми и, прежде всего, с нашим стратегическим партнером — Российской Федерацией. Надо увеличивать список друзей, уменьшая список врагов.
О «детализации до нюансов»
Вопрос приднестровского телеканала ТСВ («Телевидение свободного выбора»): Вадим Николаевич, мы прочитали Стратегию и видим, что в ней даны подробные инструкции для абсолютно всех сфер жизни. Практически любой из разделов можно брать и делать из него государственную программу. Указаны очень конкретные меры. Зачем это? Почему так?
Красносельский: Действительно, программа детализирована до нюансов, и, кстати говоря, когда мы ее создавали, тоже были различные мнения о том, надо ли это делать, надо ли так детализировать. […] Суть программы в том, чтобы она была понятна исполнителям с точки зрения ее реализации. Уверяю вас, что эта стратегия реализуема. В ней прописаны конкретные задачи для каждого чиновника, чтобы каждый знал свое место в строю, свою задачу.
О приднестровском народе
Красносельский: Приднестровский народ состоит из представителей 72 национальностей, народностей, которые исповедуют свою религию, чтут свои традиции и свою культуру, берегут свой язык. Это правильно. У нас три официальных языка, но, по большому счету, любой гражданин нашего государства может говорить на своем родном языке, сохранять свою культуру и традиции.
У нас нет титульной наций. У нас ни одна нация не преобладает над другой. Этот пункт нас очень отличает от нашей соседки Республики Молдова. Почему? Потому что, к сожалению, в Молдове и в некоторых других государствах выбраны титульные пути развития. Там ущемляются любые языки, любая культура, любые традиции, кроме титульной, кроме главной. Это неправильно. Эта позиция категорически противоречит решениям ООН, нарушая права человека. Мир от этого уходит. К сожалению, некоторые к этому только пришли. Пришли к титульности.
***
Формирование общности «приднестровский народ» основано на интернационализме, уважении людей любой национальности, любого цвета кожи, без малейшего оттенка расизма, нацизма и составляющих этих негативных явлений. Продолжение формирования общности «приднестровский народ» заключается именно в возможности международного признания через народ, который имеет право на самоопределение.
О миграции молодежи
Красносельский: Мы все говорим о том, как удержать молодежь в республике. По большому счету, чем им нравится Москва? Уровень образования в Приднестровье не особо отличается от российского. Все зависит от конкретного студента. Если ты хочешь получить хорошее образование, ты его получишь и в Тирасполе, тем более что наши дипломы сегодня признаются в 150 странах мира.
Большие города притягивают молодых людей движением, яркими огнями, красками, но в конечном счете, что молодой человек получает? Да, он получил там образование, у него, как ему казалось, была интересная студенческая жизнь, а дальше — работа. Три часа пути до работы, три часа после нее. Та же работа программиста, экономиста, юриста. Вопрос — почему там, почему не здесь?
О «братоубийственной войне» на Украине
Красносельский: То, что там происходит, — это, конечно, трагедия. Это мое личное глубокое убеждение. Я категорически противник распада Украины. Скажу, почему. Если такое великое государство как Украина начнет разваливаться на составные части, можно себе представить эту гуманитарную катастрофу, и как она скажется на судьбе Приднестровья.
***
Украинцы, россияне, белорусы. Если говорить об истории народов, населяющих эту территорию, можно сказать, что есть три сегмента — восточные, западные и южные славяне. Восточные славяне потом разделились на украинцев, русских, частично белорусов. Западные славяне — частично белорусы, поляки, словаки и так далее. Южные славяне — сербы, черногорцы, македонцы, болгары. На сегодняшний день не русские сражаются с украинцами и не украинцы с русскими. Восточные славяне убивают восточных славян в рамках интересов отдельных геополитических игроков. Вот и все. Это называется братоубийственная война. Это плохо.
О российских доплатах приднестровским пенсионерам
Вопрос журналиста приднестровской газеты «Гомiн», издающейся на украинском языке: Завершается 2018 год, но не заканчиваются разговоры о 150-рублевых доплатах к пенсиям. Они (доплаты. — NM) продолжатся?
Красносельский: Начнем с того, что в бюджете Российской Федерации эти денежные средства предусмотрены. […] На сегодняшний день денежные средства из Российской Федерации в Приднестровье не поступали. Но как только поступят, пенсионеры получат выплаты за весь период, начиная с июля и заканчивая декабрем. Здесь хотелось бы видеть активную позицию нашей общественности. Это не только работа президента, правительства или депутатов. Обращайтесь к руководству Российской Федерации, в Госдуму, к российскому правительству. Задавайте вопросы.
Об отношениях с президентом Молдовы Игорем Додоном
Красносельский: Мы продолжим контакты в формате «1+1» — встречи президентов Приднестровья и Молдовы. Вы знаете мое отношение к этому. Когда мы встречались в сентябре с Игорем Николаевичем Додоном, я объяснил, что в декабре встреча состоится при условии наличия актуальной повестки. К сожалению, с молдавской стороны повестка какая-то неуверенная —она, по сути, дублирует прошлые. Мы разработали свою повестку. И встреча, скорее всего, состоится на следующей неделе […] Но как президент ответственно заявляю, что на Приднестровье декабрьской встрече не будет обсуждать вопрос реинтеграции.
О месте встречи с Додоном
Вопрос от информагентства «Спутник-Молдова»: Если возможно, конкретизируйте место и время встречи [с Додоном]. И, если возможно, раскройте более подробно предлагаемую приднестровской стороной повестку.
Красносельский: Время и место согласуют протокольные службы. Отмечу лишь, что место будет интересным, новым для переговорного процесса.
О вопросе Путину
Вопрос от Первого приднестровского телеканала: Вадим Николаевич, приднестровские журналисты аккредитованы на пресс-конференцию Владимира Путина (состоится завтра, 20 декабря). Какой вопрос Вы посоветуете задать президенту России?
Красносельский: Как патриот Приднестровья я задал бы один вопрос — поддерживает ли президент РФ национальную идею Приднестровской Молдавской Республики.
О целях армии на следующий год
Вопрос от газеты Вооруженных сил ПМР «За Приднестровье»: Товарищ главнокомандующий, подходит к концу 2018 год. Поставленные задачи были выполнены в полном объеме, в том числе программа боевой подготовки. В каком направлении, на ваш взгляд, надо сосредоточить внимание и усилия личного состава в следующем году?
Красносельский: Что касается министерства обороны — много сделано и много еще предстоит сделать. Важный аспект — это бескомпромиссная борьба с проявлением дедовщины в вооруженных силах. Я рад, что здесь есть позитивные изменения. Сегодня случаи дедовщины и рукоприкладства фактически сведены на нет. [...]. Самое главное — мы поменяли философию службы, ввели понятие рабочего дня. Молодые люди приходят на службу как на работу, после которой уходят домой. Это всем нравится, это стабилизирует ситуацию, исключает дедовщину. [...] Хотелось бы отремонтировать инфраструктуру, улучшить техническое обеспечение, обновить обмундирование. Следующий год будет посвящен именно этому. Это очень важно.
О сложных решениях
Вопрос от Бендерского телевидения: Соглашусь с коллегами, что в целом 2018 год был позитивным. У нас было много ярких и интересных информационных поводов, и не пришлось рассказывать о росте тарифов или повышении пенсионного возраста. Я так полагаю, что некоторые решения принимались непросто. Какие из них были самыми сложными для вашей команды?
Красносельский: Вопрос философский. Отношение к трудностям — это отношение твоего разума к происходящим событиям. Все относительно. Для кого-то это решение сложное, а для кого-то — простое. Это жизнь. Решения приняты. В любом случае все они принимались во благо народа.
О восстановлении телефонной связи между двумя берегами Днестра
Красносельский: Это вопрос №1 повестки планируемой встречи с Игорем Додоном. [...] У нас есть компания «Интерднестрком», неплохое качество телефонной связи, интернета, цифрового телевидения. Но с точки зрения международного права мы должны быть стабильны, должны быть субъектом этого права. [...] И тут удивляет позиция Партии социалистов. На осенней сессии молдавского парламента решался вопрос о получении региональной лицензии [компанией «Интерднестрком»]. Автором этой законодательной инициативы выступила Демпартия, как главный переговорщик по данному вопросу.
Пытаясь сорвать голосование по этому вопросу, Партия социалистов покинула зал заседаний. Но кворум все равно был, и закон прошел необходимые процедуры, что дает все основания для окончательного решения данного вопроса. Но остается непонятным, почему Партия социалистов пыталась сорвать решение вопроса, находящегося в поле зрения интересов Приднестровья? И если это происходит сегодня, кто даст гарантию, что это же не будет происходить завтра по другим вопросам?