
ПСРМ плюс PAS равно новому парламенту?
В прошлом году после парламентских выборов и затянувшегося кризиса, вызванного отсутствием правящего большинства, при помощи внешних сил в последний момент удалось предотвратить досрочные выборы и смести режим Плахотнюка. Досрочных выборов тогда хотели и демократы - вторая тогда по численности фракция после социалистов. Премьер Павел Филип даже обратился по этому поводу в Конституционный суд.
Затем разговоры утихли, чтобы нынешним летом вспыхнуть с новой силой. И правые, и левые заговорили о необходимости переформатировать парламент как можно скорее. Об этом говорят и главные претенденты на президентское кресло - Игорь Додон и Майя Санду.
Глава государства неоднократно говорил, что будет использовать для этого все законные способы. На прошлой неделе в интервью радио «Europa Liberă» он заявил, что парламент больше не соответствует волеизъявлению граждан: почти 15 процентов избранных депутатов перешли в другие партии. Единственный выход – роспуск. «Сразу после президентских выборов глава государства, который принесет присягу, первым указом должен распустить парламент, - сказал Додон. - Уверен, есть решения для того, чтобы президент и парламент инициировали процедуру».
Президент считает, что есть несколько реальных сценариев, но все будет зависеть от двух основных игроков – ПСРМ и PAS с их более чем 50 мандатами: «Эти два действующих лица, молча, без договоренностей, без обсуждения за столом переговоров, нацелились на роспуск парламента, такую же цель ставят и бывшие наши партнеры справа».
Депутат PAS Серджиу Литвиненко подтвердил: «Это возможно, если с 23 сентября не будет действующего правительства или парламент не будет принимать законы. Тогда президент в день инаугурации будет обязан подписать указ о роспуске».
А нужно ли это Додону…
Социалисты чувствуют себя довольно уверенно и, как заявляет их неформальный лидер, намерены получить еще больше мандатов.
У политолога Виталия Андриевского иное мнение: ПСРМ невыгодны досрочные выборы, потому что в обстановке санитарного кризиса у партии не так много шансов просто снова взять те же 36 кресел, и не исключено, что после новых выборов социалисты вообще могут оказаться в оппозиции.
С другой стороны, у Игоря Додона высокий рейтинг, есть шансы стать президентом в первом туре. И даже его победа во втором туре, несомненно, отразится на результатах последующих парламентских выборов.
… И «нехарактерному политику»?
Что касается партии Майи Санду - шансы ее партии на досрочных парламентских выборах, несомненно, повысятся после неизбежного провала на выборах президента бывшего союзника PAS Андрея Нэстасе. На первый взгляд кажется, что голоса многих его избирателей фактически у PAS в кармане. По крайней мере, Виталий Андриевский предрекает этой партии вдвое больше мандатов, чем в действующем парламенте. Но и у Санду, несмотря на ее неоспоримое лидерство на правом фланге, есть слабые места, заявил в эфире Sputnik Молдова политолог Корнелиу Чуря.
По его мнению, главная проблема Майи Санду в том, что она нехарактерный политик для Молдовы, человек, пришедший извне: «В этом есть и определенные преимущества, но в этом же и ее слабость, поэтому ее можно сместить с роли лидера на правом фланге». Многое решат президентские выборы, возможны и сюрпризы с выходом во второй тур, если Санду совершит определенные ошибки во время своей избирательной кампании, полагает Чуря.
В чем выгода двух групп демократов
Кому досрочные выборы абсолютно не нужны – так это двум группам демократов, которые никак не могут разобраться, кто из них демократичнее. И Филип, и Канду заняты тем, что пытаются отмежеваться от Плахотнюка и своего участия в краже миллиарда.
«Наблюдаешь за перепалками между Канду и Филипом, и разбирает смех, - поделился впечатлениями политолог Владислав Кульминский в эфире TV8. - Когда они пытаются доказать, кто прав, когда Филип обвиняет Канду в том, что тот работает на Плахотнюка, ничего кроме гомерического смеха это вызвать не может, потому что сам Филип до этого четыре года вкалывал как раб на галерах того же Плахотнюка. И ни разу не покраснел».
Многие аналитики сходятся во мнении, что обе группировки по-прежнему контролирует беглый олигарх, располагающий по чемодану компромата на каждого коллегу. Тень Плахотнюка продолжает витать над этими партиями, и вряд ли это понравится избирателям. Выгода ДПМ-1 и ДПМ-2 в том, чтобы потянуть время и дать народу забыть плохое и вспомнить хорошее: ведь именно при Плахотнюке за много лет реально повысили пенсии, ввели пасхальные и рождественские надбавки, придумали проекты с хорошими дорогами и ипотечными льготами.
DA: «Персональные интересы лидера выше интересов партии»
Однозначно невыгодны досрочные выборы и Платформе DA. «Но могут быть выгоды персональные, - считает Виталий Андриевский. – Это выгоды Андрея Нэстасе, который не является депутатом, но очень хотел бы им стать. Возможно, он рассуждает так: если проиграем, то пусть никто не будет депутатом, но в случае победы им стану я. Персональные интересы лидера выше интересов партии».
Партия Шора стабильна как никогда
Кто спокоен как удав при любом раскладе – так это Шор, скрывающийся от правосудия в Израиле.
Кагульский суд около 30 раз откладывал заседание по его делу, возможности этого суда исчерпаны, и защита требует передачи дела в другой суд. Это означает еще как минимум 30 «пустых» заседаний. Шор не посещает заседания парламента, но все, что смогли сделать коллеги, так это лишить находящегося в национальном и международном розыске депутата зарплаты и льгот. Да и то спустя почти три месяца отсутствия на рабочем месте, хотя по закону могли это сделать раньше.
А вот лишить Шора мандата невозможно. В 2012 и 2015 годах КС рассматривал запросы двух групп депутатов и констатировал, что основания лишения депутатского мандата прописаны в Конституции, законах о регламенте парламента и о статусе депутата и наказать законодателя можно - но процедуру должны сначала утвердить сами парламентарии. С тех пор ничего не изменилось. А вот в России, кстати, можно лишать мандатов депутатов госдумы за 30 дней прогулов и утрату связей с избирателями. Также думца можно «уволить» по инициативе его фракции или комитета, членом которого он является, в случае «прогула» в течение 30 и более календарных дней.
Такие непоколебимые позиции Шора впечатляют избирателя. Можно предположить, что его партия попадет и в следующий парламент. Эта уверенность базируется на преданности орхейцев, которых обновленными общественными пространствами, новыми дорогами, льготами и «социальными» продуктами. На офисах партии в Кишиневе можно увидеть объявления о наборе новых членов. И избирателям неважно, на какие деньги все это делается, на каких условиях берутся кредиты. Как неважно и то, что фигуранты отчетов Croll Марина Таубер с Региной Апостоловой лишены прошлым летом депутатского иммунитета и находятся под домашним арестом. Это не мешает им посещать парламент и ездить на встречи с орхейцами.
Мелочь, но…
Досрочных выборов откровенно жаждут и внепарламентские «Наша партия», ПКРМ, ЛДПМ, альянс унионистов.
Если у партий-тяжеловесов есть хоть какие-то программы действий – то у аутсайдеров нет ничего, кроме жажды власти. Нет и особых шансов, но нужно показать спонсорам, что те трясут кошельками не напрасно.
В случае НП и ЛДПМ многое, опять же, зависит от того, сколько голосов соберут на президентских выборах Ренато Усатый и Тудор Делиу. Если Усатый попадет в парламент, что маловероятно, но возможно, - он заменит избирателям Федора Гелича, прославившегося своими политическими эстрадными миниатюрами, такими, как привод в офис ЛДПМ козы и дарение Филату интимного предмета. Сюжеты типа самосожжения «реальный пацан» Усатый уже наметил, видимо, есть и другие сценарии.
Какой парламент мы получим в случае досрочных выборов?
Депутаты парламента текущего созыва работали очень мало. Но главное – в парламентской республике законодательный орган отстранился от управления санитарным кризисом, выработки стратегии адаптации экономики к новым реалиям, переложив всю работу и всю ответственность на исполнительную власть. Мы слышим критику фракций в адрес кабинета Кику и минздрава, но не знаем, что нужно делать. Парламентская оппозиция постоянно читает проповеди, но каков ее моральный облик? В тяжкие времена ни один депутат, не посещавший заседания, не отказался от своих зарплат и льгот, ничего не сделано для пересмотра сверхзарплат в исполнительной и судебной власти при корректировке бюджета. В то время как избиратели бедствуют, количество безработных удвоилось, парламентарии не разделили судьбу народа и наслаждаются свободой от работы.
Судя по всему, новый парламент будет точно такой же: недоговороспособный, состоящий из продажных депутатов, депутатских групп и фракций, в отношениях которых будет доминировать взаимная непримиримая ненависть. Мелкое политиканство и вмешательство извне если и приведут к созданию правящего большинства, то ненадолго. Нынешний парламент практически не работал. Будет ли эффективным новый парламент – или мы опять поменяем шило на мыло?
Николай МЕНЮК